Немецкий географ XVIII века Теофил Фридрих Эрман писал: «Еще в то время, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией». Вначале можно не поверить. Как это возможно? Жители пустынь, погонщики верблюдов и мореплавание. Тем более до образования Халифата. Но факты подтверждают слова немецкого географа.
Науке известны сообщения греческого писателя Страбона (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.) о племенах Аравийского полуострова, поддерживающих свое существование не только разведением скота, садоводством, ремеслами, но и морской торговлей с Индией и Африкой. Об экспедициях по этим маршрутам в ту же пору говорят и надписи из Южного Йемена. Писатель XIII в. ибн ал-Муджавира ад-Димашки, указывает на важную роль Адена как транзитного пункта в международной морской торговле Египта эпохи Нового царства и позднее при Птолемеях. Упадок египетской экономики после фараона привел к запустению Адена, однако еще около 310 г. н.э. аравийские купцы осуществляли через Цейлон коммерческие связи Суматры с Мадагаскаром, а на рубеже новой эры основали свою колонию на западном берегу Суматры. Две главные статьи операций древних негоциантов на Индийском океане – малабарский строительный лес и южноаравийские благовония, к которым позже добавилась третья – золото из африканской Софалы, — нуждались в возрастающих перевозках, и это постепенно привело к появлению у аравийских купцов торгового флота с гаванями и верфями в Адене и Зуфаре (Дофаре), Хисн ал-Гурабе и ал-Мудже (Мохе), а также в Маскате и Уре на побережье Персидского залива, в Азании и Хафуне на африканском берегу.
Письменный памятник I в. «Перипл Эритрейского моря» (т.е. северо-западной части Индийского океана), говорит о множестве моряков из Аравии, которые ведут крупные торговые операции на острове Сокотра, лежащим на пути от индийских и южноаравийских гаваней к африканским. Удивляться этому не приходится, тем более, что купцы из области Махра в Южной Аравии к этому времени в полной мере учли выгодное географическое положение Сокотры для морской торговли в западной части Индийского океана и установили над ней свое господство. Другая южноаравийская область, Оман, включила в состав своих владений еще один важный остров этого района – Занзибар, тогда как аравитяне из Адена, как считают, еще около 700 г. до н.э. основали фактории на восточноафриканском побережье между Гвардафуем и нынешним Дар-эс-Саламом в Танзании. Для связи с заморскими пунктами требовался многочисленный флот, и тот же «Перипл» указывает на порт Омманы в Юго-Восточной Аравии как на крупный центр судостроения, поставляющий суда с дощатой обшивкой, скрепленной пальмовым волокном, для арабо-индийской и арабо-африканской навигации.
И последнее, определения, данные античными авторами: греческим географом Агатархидом Книдским еще в 110 г. до н.э. («сабейцы богаче всех в мире») и римским писателем Плинием Старшим в I в. н.э. («арабы живут тем, что дают их моря») подчеркивают огромное значение, которое имела для жителей Аравии морская деятельность.
По материалам: Очерки истории арабской культуры V-VX вв. М., «Наука», 1982.