Абд ал-Латиф бин Йусуф бин Мухаммад бин Али Муваффак ад-Дин ал-Багдади /1162, Багдад – 1231, Багдад/ — знаменитый арабский ученый-энциклопедист, врач и путешественник. Его отец Йусуф был ученым, знатоком Корана, хадисов и сумел привить сыну любовь к знаниям. Будущий ученый не знал детских игр и игрушек. Он был постоянно занят чтением книг.
«Больше всего я слушал хадисы, — вспоминал ал-Багдади, — затем получил иджазу от шейхов Багдада, Хорасана, ал-Шама и Египта». Помимо этого, он много занимался каллиграфией, арабским литературным языком, выучил наизусть Коран, макамы ал-Харири, диван ал-Мутанабби, изучал фикх. Как и подавляющее большинство мусульманских ученых (слово «мусульманский ученый» фактически означало владение религиозными и светскими знаниями одновременно) ал-Багдади был энциклопедистом, т.е. человеком сведущим во множестве наук.
Ал-Багдади много путешествовал за свою жизнь. Он побывал в Мосуле, Сирии, Египте, Алеппо, Византии, Эрзинджане, Эрзуруме, Иерусалиме и других мусульманских странах и городах. Недаром при характеристике многих мусульманских ученых пишут – «путешественник». И вправду, эти настоящие ученые бесконечно путешествовали в поисках знания и распространении исламского вероучения, в том числе и для передачи накопленных знаний. Во время странствий он пишет научные труды, общается с многими выдающимися умами того времени, активно участвует в научных диспутах, завоевывая репутацию эрудита во многих областях знаний.
Ал-Багдади был в хороших отношениях с основателем аййубидского государства Салах ад-Дином. Cмерть его покровителя Салах ад-Дина, которого, как говорил ученый, любили «мусульманин и неверный», сильно опечалила его. Пользуясь покровительством преемников Салах ад-Дина, ученый продолжает преподавательскую деятельность, занимается медициной и ботаникой. Во время своего пребывания в Каире ал-Багдади, как сообщают его биографы, до полудня преподавал в мусульманском университете ал-Азхар, затем до 16 часов занимался медициной со своими учениками и после этого вновь возвращался в аль-Азхар, продолжая учить кораническим наукам и праву.
Он — автор огромного числа работ по медицине, ботанике, кораническим наукам, законоведению, философии, праву, теологии, математике, филологии, истории, из которых до нас дошла лишь очень незначительная часть. Видное место среди этих работ занимает несохранившаяся «История Египта». В нее ученый включил как общее описание Египта по разнообразным источникам, так и свои собственные наблюдения. В частности, в 1200-1202 гг. ал-Багдади стал свидетелем ужасающего голода и эпидемии, вызванных катастрофическим неурожаем вследствие нехватки воды из Нила в оросительных системах. Ал-Багдади также написал сокращенный вариант данной книги (которая сохранилась до наших дней), в который включил описание лишь тех явлений и событий, которые наблюдал сам.
Египетский дневник ал-Багдади говорит о его авторе как о выдающемся для того времени медике-исследователе. Его имя вошло в историю мировой медицинской науки — в том числе и благодаря открытиям, о которых говорится в «Книге уведомления», — наряду с именами таких крупнейших арабских ученых, как ибн Сина, ибн ал-Нафис, Абу ал-Касим ал-Захрави и другие. Не случайно, что ал-Багдади часто объединяют с ибн ал-Нафисом, называя эпоху в которую они творили, «золотым веком арабской медицины». Поразившее Египет в начале XIII в. бедствие, унесшее жизни многих тысяч жителей, дало ал-Багдади уникальную, хоть и печальную, и опасную возможность в натуре изучить строение органов человеческого тела. Именно в этот период были сделаны некоторые из важнейших открытий ал-Багдади, в том числе касающиеся анатомии сердца и системы кровообращения.
Ал-Багдади до ибн ал-Нафиса заключил (а ибн ал-Нафис позднее подтвердил), что кровь из одного желудочка сердца сначала поступает в легкие, а потом уже возвращается в другой желудочек, а не проникает в него через межжелудочковую перегородку, как считалось до него (Гален обнаружил овальное отверстие в межжелудочковой перегородке, вскрывая трупы недоношенных младенцев). Ал-Багдади также выяснил, что сердце состоит из двух, а не из трех желудочков, как полагал ибн Сина.
Эти открытия ал-Багдади были хорошо известны уже с XVII в. в Европе, где его ценили как выдающегося врача, биолога, географа и естествоиспытателя. С его трудами был знаком выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.
Его современники отзывались о нем восторженно, отмечая помимо глубоких разносторонних знаний его усердие, скромность, уважение к другим ученым. Ученый Мухаммед Абу ал-Фадл Ибрахим пишет об ал-Багдади, что «он обладал многими достоинствами, отличался острым умом, высокой нравственностью, был скромен, любил науку и ученых». Ибрахим отмечает, что из своей встречи с ал-Багдади он сделал заключение о его правдивости.
Ученый умер в Багдаде 1231 году намереваясь совершить оттуда хадж в Мекку.