Творчество известного алжирского писателя Ат-Тахира Ваттара в основном посвящено революционным преобразованиям, которые произошли на его родине. Он принадлежит к числу наиболее видных литераторов Алжира, пишущих на арабском языке. Его поколение (он родился в 1936 г.) – это поколение борцов за независимость своей родины, вернувших народу свободу и национальное достоинство. Учитель по профессии и художник по призванию, Ваттар с оружием в руках участвовал в войне 1954-1962 гг. К этому же времени относятся и его первые пробы пера, первые рассказы, опубликованные в Тунисе в журнале «Аль-Фикр». В 1962 г. вышел сборник рассказов Ат-Тахира Ваттара «Пепел моего сердца». В нем молодой автор заявил о себе как о повествователе беспощадно реалистической манеры письма, художнике который не закрывает глаза на самые страшные картины войны и вместе с тем ясно видит благородные цели освободительной революции и восхищается теми, кто во имя этих целей не сворачивает со своего пути, чего бы это не стоило. Яркой иллюстрацией литературного кредо автора является новелла «Нава» — первое из произведений Ваттара, опубликованное на русском языке в сборнике «Страшная ночь» в 1966 г.
В дальнейшем Ваттар, работая учителем и служащим в независимом Алжире, имел возможность изучать жизнь различных социальных слоев алжирского общества, прежде всего крестьян и городской интеллигенции. В тоже время как муджахид (т.е. борец, ветеран освободительного движения) он оставался верен ее идеалам, активно участвовал в борьбе за их осуществление и накопил немалый опыт в преодолении всевозможных трудностей и препятствий на пути развития страны в новых условиях. Это также нашло отражение в его творчестве. Сплав новой проблематики с темами партизанской борьбы определяет лицо Ваттара как писателя. Для лучшего понимания сути его творчества совершим краткий экскурс в историю Алжира середины прошлого века.
Освободительная война 1954-1962 гг. покончила с длившимся более ста тридцати лет колониальным господством Франции в этой стране. Завоевание национальной независимости открыло путь к прогрессивным социально-экономическим преобразованиям, к политическому и культурному возрождению. Алжир превращается из когда-то бесправной колонии в современное независимое индустриально-аграрное государство, которое, в соответствии с программными документами алжирского движения за независимость, ставит своей целью строительство в Алжире общество на справедливых началах.
Путь к созиданию такого общества в Алжире исключительно труден. Не менее труден, чем была борьба за независимость, за возрождение Алжира как национально самостоятельного государства. Собственно говоря, и война 1954-1962 гг., и последовавшие за ней прогрессивные преобразования, включая развернувшуюся с 1972 г. борьбу за изменение социального облика алжирской деревни, являются этапами единого общественного процесса – алжирского освободительного движения. И точно также, как в годы войны освободительное движение могло достичь своей цели – свержение колониального ига – лишь ценой крови, страданий и многочисленных жертв, так в относительно мирный период она требует от ее участников не меньшего мужества, стойкости, четкого бескомпромиссного выбора и в то же время политической зрелости и гибкости, мудрости и реализма.
Всему этому и посвящены романы Ат-Тахира Ваттара, предлагаемые читателю. Роман «Туз» повествует о кровавых драмах и трагических событиях войны 1954-1962 гг., а роман «Любовь и смерть в смутное время» — о сложном процессе, который охватил алжирскую деревню 70-х годов, и официально именуемом в Алжире «аграрной революцией». Второй роман является продолжением первого, связан с ним некоторыми сюжетными линиями и судьбами общих героев, которые часто возвращаются в своих воспоминаниях к годам войны. Их раздумья об этих событиях порой становятся мучительными переоценками своего прошлого. Это не литературный прием и не индивидуальная воля автора. Это верное отображение того, что происходило в Алжире в 70-е годы. Тогда, в самый разгар «аграрной революции», когда резко обострилась классовая борьба в алжирской деревне, алжирцы особенно часто вспоминали жестокую борьбу военных лет. В то тяжелое для народа этой многострадальной страны время погибли 1,5 миллиона из 9-10 миллионов жителей Алжира, около двух миллионов алжирцев, в основном крестьян, оказались в тюрьмах и концлагерях, 500 тысяч бежали в соседние Тунис и Марокко. Девять тысяч алжирских деревень были буквально стерты с лица земли в результате бомбардировок французской авиации, обстрелов дальнобойной артиллерией наземных частей и военно-морского флота колониалистов. Франция тогда держала в Алжире восемьсот тысяч солдат и офицеров, две трети своей авиации и половину военного флота. Им противостояла Армия национального освобождения (АНО) Алжира, насчитывавшая примерно в десять раз меньше бойцов, не имевших ни авиации, ни танков, ни тяжелой артиллерии, а оснащенных преимущественно легким вооружением, удобных для быстрых маневров в труднопроходимых горнолесных массивах, укрывавших их от превосходящих сил колонизаторов.
Однако, несмотря на, казалось бы, безнадежное положение патриотов ввиду очевидного неравенства военных сил, алжирские борцы за независимость выстояли. Под руководством Фронта национального освобождения (ФНО) Алжира они одержали в этой войне политическую победу, опираясь на единодушную поддержку всего народа, на солидарность с борьбой алжирцев и активную помощь со стороны мусульманских стран, на движение за мир в Алжире, организованное прогрессивными силами Франции и всего мира во главе с лучшими представителями французского народа. Это все получило свое отражение на страницах романов Ат-Тахира Ваттара.
Первые годы независимого развития Алжира во многом были продолжением, только иными средствами, борьбы за национальное освобождение. Государство принимало меры в основном против иностранного капитала: национализировались земли и предприятия французских (и иных европейских) капиталистов и колонистов, собственностью алжирского народа становились банки, страховые, горнорудные и иные компании, принадлежавшие иноземцам.
Путь к победе для алжирцев был труден, но исторически оправдан.