Рудаки

Ру­да­ки – один из круп­ней­ших по­этов Вос­то­ка. Он ро­дил­ся око­ло 860 го­да в окрест­нос­тях Са­мар­кан­да. Его отец был мел­ким или сред­ним зем­лев­ла­дель­цем. Су­дя по сти­хам Ру­да­ки, он по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Еще в мо­ло­дос­ти его при­гла­си­ли в Бу­ха­ру в ка­чест­ве при­двор­но­го по­эта. Здесь в ос­нов­ном Ру­да­ки и жил, здесь у не­го бы­ли свои по­чи­та­те­ли и уче­ни­ки. Са­ма­ни­ды щед­ро пла­ти­ли зо­ло­том за звон­кий ме­талл его сти­хов, ко­то­рые он сам в мо­ло­дос­ти пел под ак­ком­па­не­мент бар­ба­да – струн­но­го ин­ст­ру­мен­та. Под ста­рость про­пал го­лос, ушли бо­гат­ст­во и по­чет. Есть пред­по­ло­же­ние, что за свою связь с од­ним впав­шим в не­ми­лость эми­ром или же за сим­па­тии к кар­ма­там по­эт был ослеп­лен и из­гнан (по дру­гой вер­сии он был слеп от рож­де­ния). Как бы то ни бы­ло, до­ка­за­но, что умер он сле­пым в род­ном се­ле­нии (941 г.).

По­эт пе­ре­да­вал свое вос­пи­ри­я­тие ми­ра че­рез приз­му са­мой яр­кой, жи­вой и тон­кой по­э­зии. Он пел не толь­ко то, что ви­дел, но стре­мил­ся про­ник­нуть в сущ­ность яв­ле­ний, что бы­ло но­вым в ли­те­ра­ту­ре. Его сти­хи от­ли­ча­ет яс­ность и глу­би­на мыс­ли. Они ли­ше­ны той па­то­ки по­до­бост­рас­тия, ко­то­рой про­ник­ну­ты оды мно­гих по­этов XI ве­ка.

В сво­их про­из­ве­де­ни­ях Ру­да­ки тре­бу­ет, что­бы че­ло­век осо­знал свое ве­ли­чие и кра­со­ту, не уни­жал свое до­сто­инст­во и слу­жил бы при­ме­ром для дру­гих. Од­на­ко ищу­ще­го Прав­ду по­эта по­сти­га­ют разо­ча­ро­ва­ния: вель­мо­жи не вня­ли его го­ло­су.

Рас­смот­рим под­роб­нее его эле­гию на ста­рость. Про­ник­ну­тая фи­ло­соф­ским раз­думь­ем, она све­тит­ся счасть­ем про­жи­то­го. Ка­сы­да на­чи­на­ет­ся жа­ло­ба­ми: вы­па­ли зу­бы, ко­то­рые свер­ка­ли «как звез­да», «как кап­ли дождя». По­эт за­да­ет­ся во­про­сом: кто ви­но­ват в этом? И сам отве­ча­ет: за­ко­ны веч­но ме­ня­ю­ще­го­ся ми­ра, в ко­то­ром идет сме­на про­ти­во­по­лож­ных яв­ле­ний (где бы­ла пу­с­ты­ня, там по­яв­ля­ет­ся цве­ту­щий сад, и сно­ва на мес­те са­да – пу­с­ты­ня; все мо­ло­дое ста­рит­ся, а ста­рое сме­ня­ет­ся мо­ло­дым). Та­ко­ва и жизнь че­ло­ве­ка. Ра­дост­но, без­за­бот­но про­хо­ди­ла юность по­эта, его сла­ва рос­ла день ото дня. Вос­по­ми­на­ния о днях юнос­ти, ког­да он не знал сче­та да­рам по­кро­ви­те­лей, сно­ва сме­ня­ет­ся пе­чалью; все в про­ш­лом, из­ме­ни­лось вре­мя и по­эт из­ме­нил­ся сам. На­сту­пил тра­ги­чес­кий фи­нал:

Го­ды вес­ны сме­ни­лись го­да­ми су­ро­вой зи­мы.
Дай по­сох! На­ста­ло вре­мя для по­со­ха и су­мы.

(Пе­ре­вод В. Ле­ви­ка)

Ли­ри­ка Ру­да­ки от­ли­ча­лась и за­ме­ча­тель­ной про­зрач­ностью форм, му­зы­каль­ностью сво­е­го зву­ча­ния. Пре­да­ния го­во­рят нам о си­ле воз­дейст­вия его сти­хов на со­вре­мен­ни­ков: услы­шав сти­хи Ру­да­ки, на­ве­ян­ные тос­кой по род­ной Бу­ха­ре, эмир, на­хо­див­ший­ся в Ге­ра­те, вско­чил на ко­ня в до­маш­них туф­лях и по­мчал­ся в сто­ли­цу.

Ру­да­ки об­ра­щал­ся к по­сло­ви­цам и по­го­вор­кам, ко­то­рые вво­дил в ткань сти­хов (на­при­мер, в сти­хе о сы­том и го­лод­ном), об­ра­зам эпо­са иран­цев и ара­бов (Рус­та­ма, Лей­ли и Мад­ж­ну­на). Он ис­поль­зо­вал на­род­ные прит­чи, пре­да­ния, за­гад­ки, а зву­ча­ние его сти­хов от­тал­ки­ва­лось от ме­ло­ди­ки фольк­лор­ной по­э­зии, шли­фуя ее гра­ни. Ру­да­ки под­нял по­э­зию на та­кую вы­со­ту, что стал счи­тать­ся ро­до­на­чаль­ни­ком ли­те­ра­ту­ры на фар­си.

Де­я­тель­ность Ру­да­ки – круп­ней­ший этап в борь­бе за гос­подст­во сти­хии твор­чес­ких сил сво­е­го на­ро­да в ду­хов­ной его куль­ту­ре. Если Аб­бас Мар­ва­зи толь­ко от­крыл по­ход про­тив ино­язы­чия в ли­те­ра­ту­ре, то Ру­да­ки по­ста­вил не­пре­одо­ли­мую пре­гра­ду на пу­ти даль­ней­ше­го раз­ви­тия ка­ко­го бы то ни бы­ло язы­ка, кро­ме род­но­го, жи­во­го, в ка­чест­ве язы­ка по­э­зии.

***

Все­выш­ний спас ме­ня от го­ря, че­ты­ре ка­чест­ва мне дав:
Про­слав­лен­ное имя, ра­зум, здо­ровье и хо­ро­ший нрав.
Лю­бой, ко­му да­ны все­выш­ним че­ты­ре ка­чест­ва та­кие,
Прой­дет свой дол­гий путь без го­ря, люд­ских пе­ча­лей не узнав.

***

К добру и ми­ру тя­нет­ся муд­рец,
К вой­не и рас­прям тя­нет­ся глу­пец.

***

Иди, по­стиг­ни опыт жиз­ни — и ма­лая его кру­пи­ца
Те­бе, чтоб одо­леть пре­гра­ды, всег­да и всю­ду при­го­дит­ся.

***

Где чест­ный дол­жен вос­се­дать, там вос­се­да­ет мерз­кий плут,
По­че­том окру­жен осел, в пре­не­бре­же­нии верб­люд.

***

С тех пор как су­щест­ву­ет ми­ро­зданье,
Та­ко­го нет, кто б не нуж­дал­ся в знанье.
Ка­кой мы ни воз­мем язык и век,
Всег­да стре­мил­ся к знанью че­ло­век.
А муд­рые, чтоб каж­дый услы­хал их,
Хва­ленья знанью вы­сек­ли на ска­лах.
От знанья в серд­це вспых­нет яр­кий свет,
Оно для те­ла — как бро­ня от бед.



Оставить ответ