Рудаки – один из крупнейших поэтов Востока. Он родился около 860 года в окрестностях Самарканда. Его отец был мелким или средним землевладельцем. Судя по стихам Рудаки, он получил хорошее образование. Еще в молодости его пригласили в Бухару в качестве придворного поэта. Здесь в основном Рудаки и жил, здесь у него были свои почитатели и ученики. Саманиды щедро платили золотом за звонкий металл его стихов, которые он сам в молодости пел под аккомпанемент барбада – струнного инструмента. Под старость пропал голос, ушли богатство и почет. Есть предположение, что за свою связь с одним впавшим в немилость эмиром или же за симпатии к карматам поэт был ослеплен и изгнан (по другой версии он был слеп от рождения). Как бы то ни было, доказано, что умер он слепым в родном селении (941 г.).
Поэт передавал свое воспириятие мира через призму самой яркой, живой и тонкой поэзии. Он пел не только то, что видел, но стремился проникнуть в сущность явлений, что было новым в литературе. Его стихи отличает ясность и глубина мысли. Они лишены той патоки подобострастия, которой проникнуты оды многих поэтов XI века.
В своих произведениях Рудаки требует, чтобы человек осознал свое величие и красоту, не унижал свое достоинство и служил бы примером для других. Однако ищущего Правду поэта постигают разочарования: вельможи не вняли его голосу.
Рассмотрим подробнее его элегию на старость. Проникнутая философским раздумьем, она светится счастьем прожитого. Касыда начинается жалобами: выпали зубы, которые сверкали «как звезда», «как капли дождя». Поэт задается вопросом: кто виноват в этом? И сам отвечает: законы вечно меняющегося мира, в котором идет смена противоположных явлений (где была пустыня, там появляется цветущий сад, и снова на месте сада – пустыня; все молодое старится, а старое сменяется молодым). Такова и жизнь человека. Радостно, беззаботно проходила юность поэта, его слава росла день ото дня. Воспоминания о днях юности, когда он не знал счета дарам покровителей, снова сменяется печалью; все в прошлом, изменилось время и поэт изменился сам. Наступил трагический финал:
Годы весны сменились годами суровой зимы.
Дай посох! Настало время для посоха и сумы.
(Перевод В. Левика)
Лирика Рудаки отличалась и замечательной прозрачностью форм, музыкальностью своего звучания. Предания говорят нам о силе воздействия его стихов на современников: услышав стихи Рудаки, навеянные тоской по родной Бухаре, эмир, находившийся в Герате, вскочил на коня в домашних туфлях и помчался в столицу.
Рудаки обращался к пословицам и поговоркам, которые вводил в ткань стихов (например, в стихе о сытом и голодном), образам эпоса иранцев и арабов (Рустама, Лейли и Маджнуна). Он использовал народные притчи, предания, загадки, а звучание его стихов отталкивалось от мелодики фольклорной поэзии, шлифуя ее грани. Рудаки поднял поэзию на такую высоту, что стал считаться родоначальником литературы на фарси.
Деятельность Рудаки – крупнейший этап в борьбе за господство стихии творческих сил своего народа в духовной его культуре. Если Аббас Марвази только открыл поход против иноязычия в литературе, то Рудаки поставил непреодолимую преграду на пути дальнейшего развития какого бы то ни было языка, кроме родного, живого, в качестве языка поэзии.
***
Всевышний спас меня от горя, четыре качества мне дав:
Прославленное имя, разум, здоровье и хороший нрав.
Любой, кому даны всевышним четыре качества такие,
Пройдет свой долгий путь без горя, людских печалей не узнав.
***
К добру и миру тянется мудрец,
К войне и распрям тянется глупец.
***
Иди, постигни опыт жизни — и малая его крупица
Тебе, чтоб одолеть преграды, всегда и всюду пригодится.
***
Где честный должен восседать, там восседает мерзкий плут,
Почетом окружен осел, в пренебрежении верблюд.
***
С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы ни возмем язык и век,
Всегда стремился к знанью человек.
А мудрые, чтоб каждый услыхал их,
Хваленья знанью высекли на скалах.
От знанья в сердце вспыхнет яркий свет,
Оно для тела — как броня от бед.