Из жизни Якуба Кадри

Ту­рец­кий пи­са­тель Якуб Кад­ри ро­дил­ся 27 мар­та 1889 го­да в Ка­и­ре. Он при­над­ле­жал к знат­но­му фе­о­даль­но­му ро­ду Ка­ра­ос­ма­ног­лу, ко­то­рый из­вес­тен в Тур­ции с кон­ца XVII ве­ка. В шес­ти­лет­нем воз­рас­те Якуб Кад­ри вмес­те с ро­ди­те­ля­ми пе­ре­ехал в За­пад­ную Ана­то­лию. Здесь, не­по­да­ле­ку от Из­ми­ра, в не­боль­шом про­вин­ци­аль­ном го­род­ке Ма­ни­се, рас­по­ло­жен­ном в ста ки­ло­мет­рах от по­бе­режья Эгей­ско­го мо­ря, Якуб Кад­ри по­лу­чил на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние. Он окон­чил Из­мир­ский ли­цей, ре­ли­ги­оз­ную шко­лу в Алек­сан­дрии, а за­тем учил­ся в Стам­буль­ском уни­вер­си­те­те.

Го­ды дет­ст­ва, про­ве­ден­ные в За­пад­ной Ана­то­лии, сыг­ра­ли важ­ную роль в ста­нов­ле­нии лич­нос­ти бу­ду­ще­го пи­са­те­ля. Че­рез мно­го лет, бе­се­дуя с ту­рец­ким пи­са­те­лем В.Н. Тёром, Я. Кад­ри с боль­шой теп­ло­той вспо­ми­нал: «Я – ис­тин­ный ана­то­ли­ец. Все мое дет­ст­во про­шло в окру­ге быв­ше­го Ай­дын­ско­го ви­лай­е­та. Впер­вые я уви­дел Стам­бул в во­сем­над­цать лет… Ког­да я при­ехал в этот боль­шой го­род, я об­ла­дал все­ми свой­ст­ва­ми мо­ло­до­го про­вин­ци­а­ла… Я по­лу­чил на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние сре­ди бо­сых кресть­ян­ских де­тей в ша­ро­ва­рах».

Со­бы­тия пер­вой ми­ро­вой вой­ны и ее тя­же­лые по­след­ст­вия для Тур­ции, без­ус­лов­но, спо­соб­ст­во­ва­ли фор­ми­ро­ва­нию по­ли­ти­чес­ких взгля­дов и со­ци­аль­ной по­зи­ции Яку­ба Кад­ри. Пос­ле по­ра­же­ния Тур­ции в пер­вой ми­ро­вой вой­не дер­жа­вы Ан­тан­ты при­сту­пи­ли к раз­де­лу тер­ри­то­рии рас­пав­шей­ся Ос­ман­ской им­пе­рии. Севр­ский мир­ный до­го­вор (1920) пре­дус­мат­ри­вал со­хра­не­ние не­боль­шо­го ту­рец­ко­го «го­су­дар­ст­ва» во гла­ве с сул­та­ном, но под фак­ти­чес­ким гос­под­ст­вом дер­жав Ан­тан­ты. Ин­тер­вен­ция им­пе­ри­а­лис­ти­чес­ких дер­жав Ан­тан­ты, ин­спи­ри­ро­вав­ших гре­ко-ту­рец­кую вой­ну (1919-1922), осу­щест­вля­лась си­ла­ми гре­чес­кой ар­мии.

Уже с кон­ца 1918 го­да в За­пад­ной и Юж­ной Ана­то­лии и в окрест­нос­тях Стам­бу­ла на борь­бу про­тив ок­ку­пан­тов под­ня­лись пар­ти­зан­ские от­ря­ды. Вслед за кресть­ян­ст­вом, ко­то­рое со­став­ля­ло ос­нов­ную си­лу в ан­ти­им­пе­ри­а­лис­ти­чес­кой борь­бе, в ней при­ня­ли учас­тие пат­ри­о­ти­чес­кие кру­ги на­цио­на­ль­ной бур­жу­а­зии, ли­бе­раль­но на­стро­ен­ных по­ме­щи­ков, ин­тел­ли­ген­ции, низ­ше­го и сред­не­го ду­хо­вен­ст­ва, мел­кой бур­жу­а­зии и осо­бен­но офи­цер­ст­во. Но но­вая власть под ко­ман­до­ва­ни­ем зло­счаст­но­го Мус­та­фы Ке­ма­ля не толь­ко ор­га­ни­зо­вы­ва­ла борь­бу про­тив ок­ку­пан­тов, но и жес­то­ко рас­прав­ля­лась со сто­рон­ни­ка­ми сул­та­на – ис­тин­ных пат­ри­о­тов сво­ей род­ной зем­ли.

Ос­нов­ные сра­же­ния с гре­чес­ки­ми вой­ска­ми про­изо­шли в мар­те–сен­тяб­ре 1921 го­да. Осо­бен­но важ­ной бы­ла трех­не­дель­ная бит­ва в рай­о­не ре­ки Са­карьи, ког­да ту­рец­кой ар­мии уда­лось ос­та­но­вить, обес­кро­вить, а за­тем и от­бро­сить на ле­вый бе­рег ре­ки вой­ска про­тив­ни­ка, рвав­ши­е­ся к Ан­ка­ре. Че­рез год ту­рец­кие вой­ска пе­ре­шли в ге­не­раль­ное на­ступ­ле­ние и из­гна­ли ин­тер­вен­тов со сво­ей зем­ли. 1 но­яб­ря 1922 го­да Ве­ли­кое на­цио­на­ль­ное со­бра­ние Тур­ции при­ня­ло за­кон о лик­ви­да­ции сул­та­на­та. На Ло­занн­ской мир­ной кон­фе­рен­ции в июне 1923 го­да был под­пи­сан мир­ный до­го­вор меж­ду Тур­ци­ей и стра­на­ми Ан­тан­ты, по ко­то­ро­му бы­ли при­зна­ны тер­ри­то­ри­аль­ная це­лост­ность и го­су­дар­ст­вен­ная не­за­ви­си­мость Тур­ции.

Во вре­мя на­цио­на­ль­но-осво­бо­ди­тель­ной вой­ны 1918-1923 го­дов Я. Кад­ри со­труд­ни­ча­ет в га­зе­тах «Ик­дам» («Про­гресс») и «Дер­гях» («Оби­тель дер­ви­ша»), пуб­ли­куя в них пат­ри­о­ти­чес­кие статьи и рас­ска­зы. Ле­том в 1921 го­да он пе­ре­ез­жа­ет в Ана­то­лию и участ­ву­ет в ра­бо­те в Ко­мис­сии по рас­сле­до­ва­нию зло­де­я­ний в рай­о­нах Цент­раль­ной Ана­то­лии, осво­бож­ден­ных от ок­ку­пан­тов.

Раз­ру­шен­ные жи­ли­ща, без­мер­ное люд­ское го­ре глу­бо­ко по­тряс­ли Я. Кад­ри, и вско­ре он опуб­ли­ко­вал об­ра­ще­ние «Жи­те­лям де­ре­вень, со­жжен­ных вар­ва­ра­ми». «Не знаю, пом­ни­те ли вы ме­ня, — пи­сал он. Я ни­ког­да вас не за­бы­вал. По­то­му что ис­пы­ты­вал са­мый глу­бо­кий, са­мый жгу­чий стыд в сво­ей жиз­ни, ког­да мы еха­ли сре­ди раз­ва­лин де­ре­вень. Мы си­де­ли на мяг­ких по­душ­ках в на­шей ма­ши­не, а вы – муж­чи­ны, жен­щи­ны, под­рост­ки, мо­ло­дежь, ста­ри­ки, де­ти – с бо­яз­ли­вым и сму­щен­ным ви­дом сто­я­ли воз­ле… Вы рас­ска­зы­ва­ли, каж­дый по-сво­е­му, о тра­ге­дии, об­ру­шив­шей­ся на вас. Один из вас, тя­же­ло взды­хая, го­во­рил: «Вот де­вуш­ка, ко­то­рую изу­ве­чил гя­ур. Ее жгли на ог­не. Но­ги ее ис­ка­ле­че­ны». Дру­гая го­во­ри­ла, ры­дая: «У ме­ня от­ня­ли все – му­жа, сы­на, иму­щест­во, скот, зер­но». Еще од­на жен­щи­на жа­ло­ва­лась: «Я ос­та­лась на пе­пе­ли­ще с де­вятью деть­ми без все­го. О, Ал­лах, что мне де­лать?» И тог­да, я кля­нусь, я жа­лел, что не был од­ним из вас, что я не при­шел к вам бо­сым, в лох­моть­ях».



Оставить ответ