«Благодатное знание» — выдающееся произведение ранней тюркоязычной литературы (XI в.). По жанру труд Юсуфа Баласагунского относится к широко распространенным на Востоке сочинениям назидательно-дидактического характера, к произведениям этико-моралистической направленности. Сам автор сопоставляет свое произведение с другими сочинениями восточных авторов. Из этих сочинений реально известно лишь одно – «Шахнаме» («Книга шахов») Фирдоуси. Рассуждения Юсуфа о большой популярности его собственного сочинения на всем Востоке и о том, что упоминаемые им другие произведения являются лишь вариациями его труда, следует считать, как правильно указывает А.Н. Кононов, констатацией распространенности самого жанра сводов этических и нормативно-нравственных знаний.
В авторских декларациях Юсуфа содержатся четко выраженные принципы, которыми он руководствовался, создавая свое произведение. Юсуф, убежденный в том, что «Наследство живому от мертвого – слово», говорит о вечности своего сочинения. Разумом, утверждает Юсуф, Аллах наставил человека ко благу и счастью, и Юсуф обращает к «умным и понимающим» свое наставление – «нужные», по его мнению, слова. В начале сочинения он говорит, что «просто решил изложить свои мысли», и вновь напоминает об этой своей цели в конце произведения. Свод его мыслей – «Благодатное знание» должен обучить читающего добру:
Две доблести в муже не знают предела:
Хорошее слово и доброе дело.
Автор «Благодатного знания» с гордостью упоминает и о своей первооткрывательской миссии: он – первый, кто создал подобное сочинение по-тюркски
Паслось слово тюрков оленем нагорным
А я приручил его, сделал покорным.
Действительно ли Юсуф создал столь значительное произведение, не опираясь на предшествовавшую традицию, неизвестно. Сам по себе этот факт мало вероятен, но тем не менее в науке нет никаких сведений о том, какие литературные произведения такого же или иного жанра на тюркском языке предшествовали «Благодатному знанию». Загадки, окружающие «Благодатное знание» как уникальное поэтическое сочинение, на этом не кончаются. Другим, не менее загадочным, является отсутствие каких-либо упоминаний о Юсуфе Баласагунском и его выдающемся современнике – филологе Махмуде Кашгарском, создателе замечательного свода филологических знаний о тюркских языках того времени, у более поздних по времени восточных авторов биографических и библиографических трудов.
«Благодатное знание» — эпическое произведение ярко дидактического характера, написанное в жанре месневи, т.е. стихами, каждый из которых состоит из двух полустиший, рифмующихся между собой. Такие стихи в арабской, персидско-таджикской и тюркских (мусульманского региона) литературах называется бейтами (арбск. bajt – «дом»). Общее число бейтов в «Благодатном знании» — 6645 в основной части сочинения и 77 в стихотворном предисловии. В европейской и переводческой традиции два полустишия, составляющие бейт (они называются мисра), принято располагать не горизонтально, т.е. в виде одной строки, как это делалось в рукописях и делается поныне в изданиях арабской графикой, а вертикально, т.е. в виде двух строчек. Таким образом, число рифмующихся строк в «Благодатном знании» — 13434.
В сочинении отражена в художественно преображенном виде среда, современная автору, — персонажи, события, морально-этические и нравственные идеалы, связанные с жизнью, культурой и идеологией оседлой тюркской государственности, еще прочно сохраняющей память о своей кочевой «предыстории». «Благодатное знание» — своеобразный нравственный кодекс своего времени.
Все описываемое в «Благодатном знании» зиждется на основах ислама и морально-нравственных предписаниях шариата – свода уложений, регулировавших юридические и морально-этические отношения мусульман. Единственный след доисламской идеологии в сочинении – упоминание древнетюркского эпического героя Алп Эр Тонга, которого Юсуф отождествляет с древним легендарным героем Афрасиабом. Причиной такого отождествления является тот факт, что древнеиранский эпический герой Афрасиаб показан в Авесте как правитель Турана, а у Фирдоуси в «Шахнаме» он – предводитель тюркских племен.
Автор: Иванов С.Н. О «Благодатном знании» Юсуфа Баласагунского // Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. М., «Наука», 1983.