Сюжетная проза с вымышленным героем появляется в арабской литературе только в конце X в. Оригинальный жанр арабской прозаической литературы – макама, которая представляет собой рассказ или новеллу с драматизированным сюжетом. Главный ее персонаж, плут и бродяга, попадает обычно в сложную, острую ситуацию, но благодаря какой-либо уловке выходит из затруднения, одурачив толпу. При этом он с циничной откровенностью формулирует мотивы своего поведения, которые оказываются полной противоположностью нормам морали, проповедуемым в серьезных книгах, — морально наизнанку. С ним «неожиданно» встречается, за ним наблюдает, его речами внимает другой персонаж – рассказчик, который иногда и сам участвует в действии.
Каждая макама имеет завязку и развязку, но не существует в отдельности, а непременно входит в цикл макам (обычно у одного автора их бывает пятьдесят) с двумя постоянными героями. Каждый раз действие разворачивается на новом месте, желательно в другом городе, главный герой выступает в новом обличье, в иной роли, или маске, а рассказчик его «опознает» и разоблачает (либо тот сам открывается); в целом получается цепь похождений, проделок и перевоплощений плута, хронологически и событийно не увязанных между собой. Многоликий герой макамы демонстрирует свои разнообразные способности – хитроумие, красноречие, находчивость и изворотливость, вращается то в избранном обществе, то среди простого народа. Макамы пишут изысканной рифмованной прозой, перемежаемой стихотворными вставками.
Родоначальником жанра макам был ал-Хамадани (ум. в 1008 г.), прозванный за его создание Чудом Эпохи — Бади‛аззаманом, а создателем лучшего цикла макам – ал-Харири (ум. в 1122 г.) из Басры; всего таких циклов был написано разными авторами несколько десятков, самые последние – в XIX в. И помимо макам рассказы о всяких плутах, пройдохах, нищих попрошайках, т.е. о литературных типах, поставленных до известной степени вне официального общества, нарушающих нормы морали и поведения, в изобилии встречаются в средневековых антологиях. В простонародной среде они стали излюбленным жанром, как показывает пример серии рассказов и анекдотов о Джухе (Гухе).
По материалам: Очерки истории арабской культуры V – XV вв. М., «Наука», 1982.