Период правления Фатимидов отмечен важными изменениями в политической и духовной жизни Египта. Если предшествующие династии, фактически не зависимые от аббасидских халифов, признавали их духовный авторитет, то династия Фатимидов открыто противопоставила себя правителем Багдада.
Фатимидские халифы и визири окружали себя поэтами и учеными. Библиотека халифского дворца насчитывала более 600 тыс. томов, при ней постоянно находился большой штат переписчиков и мастеров переплетного дела.
В литературе этого периода большую известность приобрели поэты круга Ибн Руззика (ум. в 1161 г.). Ибн Руззик не только любил и ценил поэзию, но и сам писал стихотворения религиозного содержания. Придворная поэзия фатимидского периода имела в основном панегирический характер, наряду с этим в ней культивировались такие жанры, как поэтическая хула и оплакивание. Особый интерес представляет личность уроженца Асуана Рашида ибн аз-Зубайра (ум. в 1166 г.), который был не только превосходным поэтом, но и ученым, преуспевшим в законоведении, грамматике, генеалогии, логике и медицине.
Весьма высоко оценивалось современниками творчество родного брата Рашида – аль-Мухаззаба ибн аз-Зубайра (ум. в 1165 г.), а также стихи другого поэта – панегириста Ибн аль-Калакиса (ум. в 1171 г.).
Во второй половине XII в. значительного расцвета достигает эпистолярный жанр. Послания писались рифмованной прозой и пестрели различными речевыми украшениями – замысловатыми сравнениями, изысканными метафорами, риторическими восклицаниями и вопросами. Основоположником этого направления стал каирский кади аль-Фадыль (ум. в 1200 г.), стиль которого и в последующие века считался недосягаемым образцом деловой переписки.
Известными поэтами конца XII – начала XIII в. были Ибн Сана аль-Мульк (ум. в 1211 г.) и Омар ибн аль-Фарид (ум. в 1235 г.), резко выделявшиеся среди поэтов, писавших в духе придворной панегирической традиции, упадок которой наметился уже с конца X в.
С именем Ибн Сана аль-Мулька связана первая попытка утверждения новой поэтической формы – строфической поэзии «мувашшах» в восточноарабской литературе, пришедшей из мусульманской Испании. Завоевывая все большее число поклонников, с XII в. «мувашшах» занял видное место в арабской поэзии.
В начале XIII в. широкую известность приобрело имя египетского придворного поэта Баха ад-дина Зухайра (ум. в 1258 г.). написанные вопреки литературной моде того времени простым и доступным языком, его стихи отличаются глубиной и искренностью поэтического чувства, изяществом, в них отсутствуют грубая лесть, свойственная панегирикам большинства его современников.
В XI-XII вв. значительное развитие получила историография, главным образом ее светский жанр – хроника. Важнейшие события периода правления халифа Муизза (953-975) скрупулезно зафиксированы в хронике историка Абу-ль-Хасана аль-Искандарони (ум. во второй половине X в.); частично дошла до нас история Египта одного из виднейших фатимидских хронистов Убайдаллаха ибн Ахмада аль-Мусаббихи (ум. в 1029 г.), отличающегося добросовестностью и точностью в выборе материала.
Из историков XII в. видное место занимают Ибн Зафар аль-Азди аль-Мисри (ум. в 1216 г.), написавший огромное сочинение по истории арабского халифата, и Ибн аль-Кифти (ум. в 1248 г.), автор составленного в алфавитном порядке биографического словаря арабских ученых, а также свода биографий известных грамматистов.
Среди работ христианских историографов этого периода заслуживает внимания сочинение Абу Салиха аль-Армани (ум. в середине XII в.) о христианских церквах и монастырях Египта и сопредельных стран.
Крупные военные успехи айюбидского султана Салах ад-дина (1169-1193) в борьбе с крестоносцами и утвердившаяся за ним слава защитника ислама нашли отражение в многочисленной историко-биографической литературе. Наряду с сочинениями официальных биографов тема борьбы с крестоносцами внесла новую струю в городскую литературную традицию, вызвав к жизни различные повествования и рыцарские романы, героем которых был Салах ад-дин.