Комплекс мавзолея Ахмета Яссауи в городе Туркестане – выдающийся памятник средневекового зодчества
Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, расположенный в городе Туркестан на юге Казахстана — удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, построенный в период с 1385 по 1405 годов. Включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в XII веке известного на Востоке древнетюркского поэта и проповедника суфизма Ахмета Яссауи. Слово «Яссауи» означает из Ясы. Так в древности назывался город Туркестан.
Весь городской центр — является исторической и культурной резервацией Азрет — султана. Помимо мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, он включает в себя, средневековую баню, хилвет, где жил великий святой, мавзолей великой — внучки Тимура Рабии — Султан Бегим и другие памятники, среди которых чудом сохранился подземный дом для размышлений Кумшик-ата.
Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи — основатель суфизма, мыслитель, поэт, проповедник
Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи — признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, популярный среди местных кочевников поэт-мистик и религиозный проповедник. Отец — Ибрахим ибн Махмуд — был, как отмечал Ахмет Яссауи в своих 149 хикметах, религиозным, уважаемым, известным шейхом г. Исфиджаб (Сайрам). Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан). Когда ему было 7 лет, он лишился отца, после чего мать отдала его на учение Арыстанбаба. Становление Ахмета Яссауи как личности происходило в г. Яссы, куда он прибыл в 17 лет, после кончины своего учителя. Именно с этого возраста юноша начинает писать стихи на арабском, чагатайском, персидском, тюркском языках. Интересуется поэзией, литературой Востока. Позже он побывал в Бухаре, где проходил ученичество у Юсуфа Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Ахмет Яссауи возвращается в г. Яссы и продолжает традицию, заложенную Арыстанбабы. Здесь он основал суфийский орден "Яссауи". Ахмет Яссауи призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте. Благодаря ему тюркский язык был введен в литературный обиход.
Народные проповедники, именуемые "баба", распространяли учение Яссауи в Туркестане, Азербайджане, Малой Азии, в районе Волги, Хорасане и т.д. Яссауи определил русло развития народной струи в новоисламской цивилизации тюркских народов. Он сумел соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием, тенгрианско-шаманистеким, зороастрийским. В этом процессе значительную роль сыграло яссауийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного, духовного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа.
Благодаря Ахмету, суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов. Если до Яссауи тюркские народы молились Тенгри, после него — стали верить в Аллаха. С помощью суфизма тюркские народы познали восточную философию, философию мировой религии.
Его последователем стал сын Арыстанбабы Мансур. К нему шло большое количество поклонников и паломников. После 63 лет он до конца жизни прожил в подземелье. Эго Яссауи объяснил таким образом: "Достиг возраста пророка, шестидесяти трех лет, для меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока, отведенного пророком". Существуют различные данные о продолжительности жизни Ахмета Яссауи. По одним данным, он прожил 73 года, по другим — до 85 лет. Ж.Аймаутов, опираясь на текст 149 хикметов Яссауи, считает, что он прожил 125 лет. (Тогда дата его рождения — 1041 г.).
Проповедуя идеи суфизма, Ахмет Яссауи сам твердо следовал им, жил в бедности. Нравственный авторитет Ахмета Яссауи был высок как среди населения сырдарьинских степей, так и далеко за их пределами. После смерти Ахмета Яссауи вокруг его имени стали создаваться легенды, могила стала местом паломничества.
История строительства мавзолея
Народные предания рассказывают о большом уважении эмира Тимура к святыне Туркестана. По его указанию более чем два века спустя после смерти Ахмета Яссауи на месте небольшого надмогильного сооружения, очевидно, пришедшего в ветхость, был построен один из выдающихся памятников мирового зодчества, который вошел в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Официальная история Тимура «Книга побед» («Зафар-наме») связывает повествование о закладке здания с событиями конца 1397 года, когда Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмета Яссауи. Согласно «Книге побед», именно во время пребывания в городе Ясы Тимур дал указание о создании здесь, на окраине его владений, грандиозного сооружения, достойного памяти Ахмета Яссауи. Оно должно было возвеличить ислам, способствовать его дальнейшему распространению, облегчить правление обширным краем.
В XIV в. по указанию эмира Тимура Ахмету Яссауи был возведен архитектурный памятник. По этому поводу есть местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея, сильная буря снесла их. После вторичного возведения история повторилась. После чего во сне Тимуру является старик, который дает совет возвести сначала мазар Арыстанбабы, как учителю и наставнику Ахмета. Эмир Тимур поступил так, как сказал старик. После чего приступил к задуманному. О значимости Арыстанбабы свидетельствует обычай, по которому паломники должны были обязательно провести ночь в Отраре у Арыстанбабы, где имелись специальные домики, чайхана, а потом только могли прийти к Ахмету Яссауи.
Тимур сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе Тимура содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.
В специальной грамоте (вакуф-наме) перечислялись арыки и земли, отчужденные в пользу памятника. Доходы от этих владений и пожертвования верующих должны были использоваться на ремонт здания и содержание штата служителей.
Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана… – да продлит аллах его повеления на века!»
Указания Тимура осуществлялись неукоснительно. По преданиям, когда воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, были расставлены рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич для строительства.
Архитектура мавзолея
Мавзолей Ахмета Яссауи является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (помещения для совершения массовых ритуальных обрядов — казандыка), помещений административного и хозяйственного назначения. В плане он имеет размеры 46,5 х 62,5 м. Внешне симметричный, компактный план включает до 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами, которые отходят от углов казандыка и членят помещение на восемь отсеков-блоков.
Деление здания на блоки свидетельствует о стремлении обеспечить их самостоятельную осадку. Разные по весу части сооружения строители опирали на различные по глубине и строительным материалы конструкции.
Большим разнообразием отличаются сводчатые конструкции. Здесь применены крестовые своды, тромповые, парусные, балочные и консольно-ячеистые подкупольные конструкции; параллельные арки, соединенные друг с другом полуарочками, конструкции являются зародышем идеи пересекающихся арок, которые получили окончательную разработку в последующие этапы развития архитектуры Средней Азии.
Здание сложено из квадратного обожженного кирпича размерами 25х25х5 см и 26х26х6 см. В качестве вяжущего материала использован алебастровый (ганчевый) раствор.
Точный выбор конструктивной схемы, высокое качество материала и строительных работ обеспечили зданию прочность и устойчивость на века.
Величественна портальная часть памятника с глубокой и широкой арочной нишей и фланкирующими ее пилонами и минаретами. Благодаря значительной высоте (39 м) и большому пролету арки (18 м) она доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность его архитектурного облика.
Характерный для эпохи Тимура декоративизм в решении парадных частей проявился в оформлении фасадов, которые насыщены геометрической и растительной орнаментацией с широким применением эпиграфики.
Особым совершенством пропорций и богатством декора выделяется северный фасад. Трехчетвертные колонны на углах его сравнительно небольшого портала увенчаны лирообразными капителями, облицованными бирюзовой майоликой с растительным орнаментом. Стволы колонн отделаны шестигранными майоликовыми плитами. Их узор, сливаясь, образует непрерывающийся рисунок. Над порталом на высоком барабане возвышается купол кабырханы – усыпальницы Ахмета Яссауи.
Плоскости этого и боковых (западного и восточного) фасадов облицованы глазурованными кирпичами, поставленными на ребро. Геометрический орнамент (гири) выложен синими плитками и четко выделяется. Световые проемы, обрамленные тонкими прямоугольными рамками, органично вписываются в композицию фасадов.
Верхнюю часть стен всех фасадов, кроме главного южного, на высоте 13 метров венчает эпиграфический фриз шириной 2,5 метра. На фризе выдержки из шестой суры корана.
Цокольная часть здания облицована каменными пятигранными плитками, между которыми вставлены цветные майоликовые плитки, образующие звездчатый узор.
Творческий принцип зодчих, создавших этот памятник, основывался на единстве архитектурных и конструктивных форм и декоративного решения. В отдельных помещениях декор усилен сталактитами, наборной мозаикой и настенной живописью.
Помещения мавзолея Х. А. Яссауи
Памятник состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комлпексе зала – казандыка. Это мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, мечеть, дворцовые залы – большой и малый аксараи, библиотека (китабхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.
Казандык. Казандык – парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 м, покрыто самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. По осям стен казандыка устроены высокие стрельчатые ниши, декорированные ганчевыми сталактитами. Пропорции помещения, его высота (39 м), белизна стен в тусклом освещении создают атмосферу покоя, благоговения и торжественности.
В центре зала находится ритуальный котел Тайказан, отлитый, по преданиям, из сплава семи редких благородных металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. По преданию, испив из тай-казана, каждый паломник полагал, что очистился от скверны.
Казан аккуратно и плотно закрыт пленкой, так как одно время среди посетителей возник обычай бросать в него денежные пожертвования, что, по мнению служителей, не было правильным "ни исторически, ни политически".
Казан – символ единения и гостеприимства. Диаметр его 2,2 метра, вес две тонны. Преувеличенные размеры тайказана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется.
Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды – дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмете Яссауи. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана – 1399 и имя мастера – Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. С 1934 года этот котел экспонировался в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году усилиями казахстанского правительства Тайказан был возвращен государству.
В этом помещении установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник – также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера – Изуддин ибн Таджундин и год изготовления – 1397.
Кабырхана — усыпальница Ходжа Ахмета Яссауи. Высоким мастерством композиции, тонким художественным вкусом и филигранностью исполнения отличаются деревянные резные двери, ведущие в казандык, и двери Кабырханы, инкрустированные ценными породами дерева, которая расположена за казандыком и зиаратханой – местом совершения поминальной молитвы напротив главного входа по продольной оси здания.
Это квадратное (7,5х7,5) купольное помещение, с неглубокими, но широкими, в половину длины каждой стены, арочными нишами. В центре помещения надгробие (3,25х2х2,2 м), облицованное бледно-зеленым орнаментом. Паломники, как правило, сюда не допускались. Они совершали молитву у входа в Кабырхану.
Малая мечеть. Малая мечеть (место для молитв) — одно из самых интересных помещений комплекса по конструкции и декору. Крестообразное в плане, оно увенчано совершенно необыкновенным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на сравнительно высоком барабане, в котором имеются световые проемы.
С особой изысканностью отделан интерьер мечети. Широкие ниши, перекрытые стрельчатыми арками, декорированы ганчевыми сталактитами. Ниже сталактитов – геометрический орнамент (гирих), плетение которого образует шестиконечные звезды. Панель мечети выложена синими и темно-зелеными майоликовыми плитками.
Михраб (ниша мечети, обращенная на Мекку) представляет собой углубленную нишу, обрамленную прямоугольной рамкой. На плоскости рамки изречения из корана на фоне растительного орнамента, выполненного в технике резной наборной мозаики с преобладанием сине-фиолетового цвета. В отделке тимпана михраба применена позолота. Орнаментальное богатство этой части памятника дает представление о характере декора в величественной архитектуре эпохи Тимура. Вход в мечеть – из коридора, идущего вдоль северной стороны казандыка. Доступ в это помещение также был ограничен.
Малый и большой Аксарай. Аксараи, большой и малый, представляют собой двусветные залы. В XVI-XVIII веках, когда в городе Туркестане находилась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, они использовались как дворцовые помещения.
Малый Аксарай – помещение, где на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее – 1917 года.
Большой Аксарай — это уникальное дворцовое помещение первоначально предназначалось для сбора дервишей, собраний религиозных общин. В зале проводились дипломатические приёмы, военные переговоры, собрания феодальной знати. Здесь находятся ханское кресло и скипетр.
На входе в помещение Большого Аксарая можно увидеть надгробный камень великого правителя Аблай Хана, умершего в 1781 году.
Китапхана. Библиотека примыкает к казандыку с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый аксарай. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство. Документы и деловые бумаги, сохранившиеся до наших дней, отражают историю Туркестана XIV – XV вв. Среди книг, дошедших до нас, особый интерес представляет собой два Корана, относящихся к XII веку, с золотым тиснением и орнаментированные росписями. Здесь же хранились уникальные издания произведений восточных авторов, в том числе самого Ахмеда Яссави, которые в наше время переданы в редкие фонды Академии наук РК и Национальной библиотеки Казахстана.
Колодезная и кухня расположены в портальной части памятника.
Асхана. Название зала связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.
Кудукхана. Это помещение получило своё название от колодца (кудук), который здесь находится. Предполагают, что колодец вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; но есть и другие версии: колодец вырыт во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахстана в XVIII в. Поднятую из этого колодца воду считали священной, ею наполняли Тай-казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.
Из четырех величественных памятников эпохи Тимура сохранилось только здание мавзолея Ахмета Яссауи в Туркестане, а остальные Ак сарай и Доруссиадат (усыпальница Тимуридов) в Шахрисябзе, мечеть Биби-ханым в Самраканде – превратились в руины.
Мавзолей Х. А. Яссауи — мерило нравственности
Преувеличенные размеры, совершенство пропорций, новизна некоторых конструктивных приемов, богатство и разнообразие архитектурного декора мавзолея Ахмеда Яссауи дают полное представление о монументальном стиле архитектуры эпохи Тимура, сложившемся в конце XIV- начале XV веков. Вместе с тем истоки архитектурно-строительных приемов и мотивы декоративных средств тесно связаны с архитектурой предшествующего караханидского периода, когда сформировались характерные черты архитектуры народов Средней Азии. На протяжении веков этот памятник служил не только нравственным мерилом, но и мерилом высокой строительной культуры.
Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи также таит в себе множество неразгаданных до сих пор загадок. Одна из них — это происхождение необычного золотого сияния от одной из стен мавзолея. Сама стена покрыта сине-голубой мозаикой,как подтвердили современные архитекторы и реставраторы, никаких золотых или позолоченных вкраплений на ней нет.
В мусульманском мире Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи почитается как вторая Мекка.
Источник: http://www.madenimura.kz