Русские дореволюционные школы

Мек­те­бы в Ка­зах­ста­не то­го вре­ме­ни ча­ще все­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ли при ме­че­тях. На бо­лее ран­ней ста­дии ста­нов­ле­ния об­ра­зо­ва­ния имен­но ме­четь слу­жи­ла мес­том обу­че­ния де­тей. Ве­со­мый вклад в де­ло об­ра­зо­ва­ния ка­зах­ских де­тей вно­си­ли му­суль­ман­ские ду­хов­ные слу­жи­те­ли. Сре­ди них бы­ло мно­го лю­дей, сво­и­ми дейст­ви­я­ми по­ка­зы­ва­ю­щие при­мер дру­гим, осо­бен­но, иму­щим сло­ям на­се­ле­ния. Без об­ра­зо­ва­ния под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния, без обу­че­ния их ис­ла­му они не ви­де­ли бу­ду­ще­го. Но Рос­сия ду­ма­ла ина­че…

Вмес­те с во­ен­ной, по­ли­ти­чес­кой и эко­но­ми­чес­кой экс­пан­си­ей Рос­сия пре­сле­до­ва­ла в Ка­зах­ста­не ещё од­ну цель в осу­щест­вле­нии ко­ло­ни­за­ции, ко­то­рая воз­во­ди­лась в ранг за­да­чи го­су­дар­ст­вен­ной важ­нос­ти – на­сильст­вен­ное об­ру­се­ние ка­за­хов, то есть пре­вра­ще­ние их в рус­ских по язы­ку, обы­ча­ям, ве­ре. Для до­сти­же­ния ука­зан­ной це­ли пред­по­ла­га­лось воз­дейст­во­вать на умы ко­рен­но­го на­се­ле­ния, что­бы сде­лать из ино­род­цев пре­дан­ных лю­дей в этой от­да­лён­ной окра­и­не им­пе­рии.

Шко­лы пред­став­ля­ли со­бой пре­крас­ное средст­во для внед­ре­ния рус­ско­го язы­ка, так как де­ти как губ­ка впи­ты­ва­ют в се­бя всё но­вое, не­из­вест­ное.

Но в рус­ские шко­лы ко­рен­ное на­се­ле­ние не хо­те­ло от­прав­лять сво­их де­тей. Та­кое по­ве­де­ние мест­ных жи­те­лей объ­яс­ня­ет­ся бес­по­койст­вом о бу­ду­щем и судь­бе сво­их де­тей. Они пре­крас­но по­ни­ма­ли, что на­саж­де­ние рус­ских школ ото­рвёт под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние от кор­ней и при­ве­дёт к заб­ве­нию про­ш­ло­го. А са­мое глав­ное, при­ве­дёт к уте­ре сво­ей ре­ли­гии – ис­ла­ма. Вре­мя по­ка­за­ло, что эти стра­хи бы­ли не на­прас­ны.

Н.И. Иль­мин­ский, про­вод­ник по­ли­ти­ки об­ру­се­ния и хрис­ти­а­ни­за­ции ка­за­хов, пи­сал: "Если бы ка­ким-ли­бо чу­дом под­в­ласт­ные Рос­сии пле­ме­на, ис­по­ве­ду­ю­щие ма­го­ме­танст­во, вдруг при­ня­ли пра­во­слав­ную ве­ру, то и рус­ский ал­фа­вит во­шел бы к ним без вся­ко­го за­труд­не­ния. Но по­ка они оста­ют­ся в ма­го­ме­тан­ской ве­ре, до тех пор рус­ской аз­бу­ке бу­дет край­не труд­но бо­роть­ся с ал­фа­ви­том араб­ским… С дру­гой сто­ро­ны, единст­во ал­фа­ви­та, да­же са­мое точ­ное, не при­ве­дёт к внут­рен­не­му еди­не­нию ино­род­цев с рус­ски­ми без об­ра­зо­ва­ния их в рус­ском ду­хе, и да­же по­ка они не объ­еди­нят­ся с по­след­ни­ми в ве­ре пра­во­слав­ной".

Ко­ло­ни­аль­ная ад­ми­нист­ра­ция не ста­ви­ла пе­ред со­бой цель – дать ино­род­цам сред­нее об­ра­зо­ва­ние. В чи­нов­ничь­ей сре­де проч­но гос­подст­во­ва­ло мне­ние, что про­све­ще­ние ка­за­хов до­ста­точ­но огра­ни­чить рам­ка­ми на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Опа­са­ясь по­яв­ле­ния об­ра­зо­ван­ной мо­ло­де­жи, на­цио­наль­ной ин­тел­ли­ген­ции, рос­та на­цио­наль­но­го са­мо­соз­на­ния, мест­ные влас­ти пре­пят­ст­во­ва­ли по­лу­че­нию мо­ло­ды­ми ка­за­ха­ми сред­не­го об­ра­зо­ва­ния.

В ин­те­ре­сах ско­рей­ше­го осу­щест­вле­ния це­лей ру­си­фи­ка­тор­ской по­ли­ти­ки при­ме­нял­ся ши­ро­кий спек­тр средств и спо­со­бов, ис­поль­зо­ва­лась лю­бая воз­мож­ность. С тем, что­бы с мла­ден­чест­ва до школь­но­го воз­рас­та воз­дейст­во­вать на умы де­тей, бы­ло об­ра­ще­но вни­ма­ние на до­маш­нее вос­пи­та­ние. По­сколь­ку при ко­че­вом об­ра­зе жиз­ни в кру­гу семьи ре­бе­нок боль­ше вре­ме­ни про­во­дит с ма­терью, не­же­ли с от­цом, это об­сто­я­тельст­во так­же бы­ло ре­ше­но ис­поль­зо­вать для обу­че­ния и хрис­ти­а­ни­за­ции ка­за­хов. Бы­ло уста­нов­ле­но "от­крыть жен­скую шко­лу для кир­гиз­ских де­виц, обу­чать рус­ской гра­мо­те для то­го, что­бы она, ког­да сде­ла­ет­ся же­ной кир­ги­за, ма­терью, то бу­дет  вли­ять на сво­е­го му­жа и де­тей и скло­нять их на рус­скую сто­ро­ну, где мы быст­ро до­бьл­м­ся ис­ко­ре­не­ния кир­гиз­ской гра­мо­ты и вве­дём гра­мо­ту рус­скую".

Опа­са­ясь под­лин­но­го про­све­ще­ния на­ро­дов, на­се­ля­ю­щих Рос­сий­скую им­пе­рию, цар­ское пра­ви­тельст­во стре­ми­лось при­дать ему ре­ли­ги­оз­но-нравст­вен­ный ха­рак­тер. По при­чи­не от­сут­ст­вия выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний в Ка­зах­ста­не, мно­гие мо­ло­дые ка­за­хи обу­ча­лись в рос­сий­ских ву­зах и се­ми­на­ри­ях. Там ре­ли­ги­оз­ное дав­ле­ние бы­ло ни­сколь­ко не мень­ше, чем в на­чаль­ных шко­лах, если не ска­зать, что ещё боль­ше. Для при­ёма в ву­зы бы­ли раз­ра­бо­та­ны свои ан­ти­ис­лам­ские усло­вия: "в ви­де вре­мен­ной ме­ры склон­ных к сбли­же­нию с рус­ски­ми и чуж­дых фа­на­тиз­ма ино­род­цев ма­го­ме­тан, под усло­ви­ем пол­но­го их под­чи­не­ния всем пра­ви­лам се­ми­нар­ско­го бы­та и с обя­за­тельст­вом изу­чать за­кон Бо­жий пра­во­слав­но­го ис­по­ве­да­ния и при­сут­ст­вия на мо­лит­вах и при бо­го­слу­же­нии". Од­на­ко, если пер­вые се­ми­на­ри­с­ты, опа­са­ясь воз­мож­нос­ти на­ка­за­ния, вы­пол­ня­ли все предъ­яв­ля­е­мые тре­бо­ва­ния, то поз­же, при­хо­див­шие им на сме­ну но­вые уча­щи­е­ся, при­ду­мы­ва­ли раз­лич­ные спо­со­бы, что­бы из­бе­жать при­сут­ст­вия на цер­ков­ных об­ря­дах. На­при­мер, С. Мен­де­шев во вре­мя все­нощ­ной спал в чу­жой спаль­не. Как ви­дим, по­ли­ти­ка ру­си­фи­ка­ции и хрис­ти­а­ни­за­ции ка­зах­ско­го на­ро­да про­во­ди­лась в на­чаль­ной, сред­ней и выс­шей шко­лах.

Ис­хо­дя из вы­ше­ука­зан­но­го мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что по­ли­ти­ка ру­си­фи­ка­ции в учеб­ных за­ве­де­ния яв­ля­лась тор­мо­зом в де­ле про­све­ще­ния ка­за­хов. Лю­бые по­пыт­ки со­вер­шенст­во­вать школь­ное об­ра­зо­ва­ние пре­се­ка­лись чи­нов­ни­ка­ми ко­ло­ни­аль­но­го ап­па­ра­та, пре­сле­до­вав­шие глав­ную цель – ру­си­фи­ци­ро­вать и хрис­ти­а­ни­зи­ро­вать под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние.

Рас­смат­ри­вая по­ли­ти­ку ца­риз­ма в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния, в кон­тек­с­те ду­хов­ной экс­пан­сии ца­риз­ма в Ка­зах­ста­не мож­но прий­ти к за­клю­че­нию, что уси­лия ко­ло­ни­аль­ной бы­ли на­прав­ле­ны про­тив на­цио­наль­но­го са­мо­соз­на­ния и ре­ли­гии ка­за­хов.

Из на­уч­но­го на­сле­дия ка­зах­стан­ско­го ис­то­ри­ка З.Т. Сад­ва­ка­со­вой



Оставить ответ