Мектебы в Казахстане того времени чаще всего функционировали при мечетях. На более ранней стадии становления образования именно мечеть служила местом обучения детей. Весомый вклад в дело образования казахских детей вносили мусульманские духовные служители. Среди них было много людей, своими действиями показывающие пример другим, особенно, имущим слоям населения. Без образования подрастающего поколения, без обучения их исламу они не видели будущего. Но Россия думала иначе…
Вместе с военной, политической и экономической экспансией Россия преследовала в Казахстане ещё одну цель в осуществлении колонизации, которая возводилась в ранг задачи государственной важности – насильственное обрусение казахов, то есть превращение их в русских по языку, обычаям, вере. Для достижения указанной цели предполагалось воздействовать на умы коренного населения, чтобы сделать из инородцев преданных людей в этой отдалённой окраине империи.
Школы представляли собой прекрасное средство для внедрения русского языка, так как дети как губка впитывают в себя всё новое, неизвестное.
Но в русские школы коренное население не хотело отправлять своих детей. Такое поведение местных жителей объясняется беспокойством о будущем и судьбе своих детей. Они прекрасно понимали, что насаждение русских школ оторвёт подрастающее поколение от корней и приведёт к забвению прошлого. А самое главное, приведёт к утере своей религии – ислама. Время показало, что эти страхи были не напрасны.
Н.И. Ильминский, проводник политики обрусения и христианизации казахов, писал: "Если бы каким-либо чудом подвластные России племена, исповедующие магометанство, вдруг приняли православную веру, то и русский алфавит вошел бы к ним без всякого затруднения. Но пока они остаются в магометанской вере, до тех пор русской азбуке будет крайне трудно бороться с алфавитом арабским… С другой стороны, единство алфавита, даже самое точное, не приведёт к внутреннему единению инородцев с русскими без образования их в русском духе, и даже пока они не объединятся с последними в вере православной".
Колониальная администрация не ставила перед собой цель – дать инородцам среднее образование. В чиновничьей среде прочно господствовало мнение, что просвещение казахов достаточно ограничить рамками начального образования. Опасаясь появления образованной молодежи, национальной интеллигенции, роста национального самосознания, местные власти препятствовали получению молодыми казахами среднего образования.
В интересах скорейшего осуществления целей русификаторской политики применялся широкий спектр средств и способов, использовалась любая возможность. С тем, чтобы с младенчества до школьного возраста воздействовать на умы детей, было обращено внимание на домашнее воспитание. Поскольку при кочевом образе жизни в кругу семьи ребенок больше времени проводит с матерью, нежели с отцом, это обстоятельство также было решено использовать для обучения и христианизации казахов. Было установлено "открыть женскую школу для киргизских девиц, обучать русской грамоте для того, чтобы она, когда сделается женой киргиза, матерью, то будет влиять на своего мужа и детей и склонять их на русскую сторону, где мы быстро добьлмся искоренения киргизской грамоты и введём грамоту русскую".
Опасаясь подлинного просвещения народов, населяющих Российскую империю, царское правительство стремилось придать ему религиозно-нравственный характер. По причине отсутствия высших учебных заведений в Казахстане, многие молодые казахи обучались в российских вузах и семинариях. Там религиозное давление было нисколько не меньше, чем в начальных школах, если не сказать, что ещё больше. Для приёма в вузы были разработаны свои антиисламские условия: "в виде временной меры склонных к сближению с русскими и чуждых фанатизма инородцев магометан, под условием полного их подчинения всем правилам семинарского быта и с обязательством изучать закон Божий православного исповедания и присутствия на молитвах и при богослужении". Однако, если первые семинаристы, опасаясь возможности наказания, выполняли все предъявляемые требования, то позже, приходившие им на смену новые учащиеся, придумывали различные способы, чтобы избежать присутствия на церковных обрядах. Например, С. Мендешев во время всенощной спал в чужой спальне. Как видим, политика русификации и христианизации казахского народа проводилась в начальной, средней и высшей школах.
Исходя из вышеуказанного можно констатировать, что политика русификации в учебных заведения являлась тормозом в деле просвещения казахов. Любые попытки совершенствовать школьное образование пресекались чиновниками колониального аппарата, преследовавшие главную цель – русифицировать и христианизировать подрастающее поколение.
Рассматривая политику царизма в области образования, в контексте духовной экспансии царизма в Казахстане можно прийти к заключению, что усилия колониальной были направлены против национального самосознания и религии казахов.
Из научного наследия казахстанского историка З.Т. Садвакасовой