Всемирно известный ученый, академик АН СССР Отто Юльевич Шмидт (1891 — 1956) в 14-летнем возрасте составил подробный план своей дальнейшей жизни. В этом плане было подробно записано, какие книги он должен прочесть, какими науками овладеть, какие проблемы решить, как развиваться физически.
Но когда он произвел расчеты, сколько лет ему потребуется для выполнения жизненной программы, то оказалось, что ему надо ровно 900 лет! Шмидт сократил программу – получилось 500 лет. Ужал еще – получилось 150. На этом остановился.
Распланировав всю свою жизнь практически до минуты, работая на творческом пределе, ученый к концу жизни (а умер он в 64 года) выполнил всю свою 150-летнюю программу, перекрыв свою «норму» почти в три раза!
Стратегия и тактика жизни советского академика О.Ю. Шмидта служит ярким примером того, как надо использовать и ценить свое время. Если человек понимает, что время – это жизнь и его нужно правильно использовать, то такой человек достигнет многого в своей жизни.
В современной философии исследование категории «Пространство и время» – одна из основополагающих проблематик. На эту тему защищены горы диссертаций, написаны целые библиотеки книг и опубликованы тонны статей, но при всем этом этот вопрос до их пор не теряет своей актуальности и научной притягательности. Разгадка этого феномена проста: уж очень велика эта категория. Время – не шапка, забытая по дороге, которую вернувшись можно подобрать и продолжить свой путь.
И вправду, многие виды потерь человек может вернуть, но остановить время, и тем более обратить его вспять уже невозможно. Человека бездарно проматывающего свое время стоит очень и очень сильно пожалеть, так как подобная жизненная позиция (или скорее её отсутствие) чем-то напоминает самоубийство. Действительно, отпущенное ему время пролетает, не увеличивая его запаса благих дел, а ведь Всевышний Аллах велел в Своей Книге: «…Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность» [2:197].
Человек часто не замечает быстролетности времени. В этой связи, ученые приводят пример пассажира поезда, который наивно полагает, что сидит неподвижно, а все вокруг пролетает мимо него. На самом же деле время несет человека к его предуготованному исходу (Мухаммад аль-Газали).
Религия ислам указывает человеку на истинную ценность времени, он учит его беречь время, направлять его на совершение благих деяний. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Используй пять вещей, прежде чем столкнёшься с пятью другими: твою молодость до того, как придёт к тебе старость, твоё здоровье до того, как придёт к тебе болезнь, твоё богатство до того, как придёт к тебе бедность, твоё свободное время до того, как ты окажешься занят делами, и твою жизнь до того, как придёт твоя смерть» [аль-Хаким].
В СССР все школьники (пионеры и комсомольцы) в обязательном порядке должны были выучить крылатое выражение советского писателя Николая Алексеевича Островского (1904-1936) из его романа «Как закалялась сталь» (1932-1934): «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её. Охваченный этими мыслями Корчагин ушел с братского кладбища» (ч.2, гл.3).
Широко пропагандировалось и крылатое выражение буревестника революции – Максима Горького (1868-1936): «На день надо смотреть как на маленькую жизнь». Идеологи от КПСС встроили эти крылатые слова в систему атеистического воспитания как призыв к достойной, деятельной жизни.
Если в СССР детей так приучали к бережному отношению ко времени, если Запад стимулировал своих детей в этом направлении, утверждая: «Время — деньги», то мусульманам надо бить во все колокола. Ведь на кону такие великие категории как Рай и Ад. От нашей позиции по отношению к своему времени во многом зависит наше положение в Судный день. В этот день люди осознают мимолетность времени, но будет поздно. По крайней мере, для большинства людей. В Священном Коране дается красочное описание этого просветления:
«В тот день Аллах соберет их, словно они пробыли на земле или в могилах всего лишь один дневной час, и они узнают друг друга. Воистину, убыток потерпят те, которые считали ложью встречу с Аллахом и не следовали прямым путем» [10:45];
"Они будут переговариваться шепотом: «Вы пробыли там (в мирской жизни) всего десять дней!» Нам лучше знать, о чем они будут говорить. Самый примерный из них скажет: «Вы пробыли там (в мирской жизни) всего один день»" [20:103-104];
«В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро» [79:46].
Как было сказано выше, на Западе (а сейчас уже не только на Западе) большой популярностью пользуется фраза: «Время — деньги». Но ислам показывает время в другом измерении, утверждая: «Время – это жизнь». И если высказывание Запада на тему времени отчасти верно, то утверждение ислама – верно на все 100%.
Приведем следующий пример: человеку, который вышел из точки А до точки Б, потребуется определенное количество времени, например 60 минут. Каждая прошедшая минута приближает его к точке Б. Ясно, что через 60 минут после своего выхода из точки А, этот человек неизбежно окажется в точке Б. Человек разумный сразу поймет, что точка А – это время рождения, а точка Б – дата смерти. Вот таково нехитрое переложение этой так сказать задачи.
Пренебрежение временем до добра не доводит. Скорее, оно доведет до Адского огня: «Воистину, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то, что они приобретали» [79:46].
У каждого мусульманина есть свои внутренние, потенциальные капиталы – время, хороший нрав, богобоязненность, знание и т.п. А раз мирская жизнь экспериментальное поле или великий экзамен, на котором мы зарабатываем себе билет в будущую жизнь, то глупо разбазаривать свою жизнь, свое время на то, что не приносит нам абсолютно никакой пользы и, скорее всего, приносит непоправимый вред. В этой связи считаем уместным привести высказывание аль-Хасана аль-Басри: «Признаком того, что Аллах отвернулся от Своего раба, является то, что Он заставляет его заниматься делами, не имеющими к нему отношения».
Задумаемся о том, как мы проводим свое время. Не забудем слова нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Умен тот, кто требует у своей души отчета и совершает (праведные) дела ради того, что будет после смерти, слаб тот, кто позволяет своей душе следовать ее страстям, надеясь на Аллаха» [ат-Тирмизи].