Синергетика Ислама

На современном этапе развития человечества мы являемся свидетелями нарастающей деградации современной (западно-христианской) цивилизации, основанной на культе поклонения мирским благам, следуя за которым они нарушают один из основных принципов христианства: не стремиться к благам этого мира в ущерб стремлению к благам вечной жизни. «Что пользы человеку, если он приобретает весь мир, но потеряет душу свою?» [Евангелие от Матфея, 16:26].

Конструкторы современной (западной) модели развития человечества положили все силы, чтобы лишить человека религии. С этой целью создавались целые научные коллективы (историков, этнологов, психологов, социологов, лингвистов и т.д.), перед которыми стояла задача подорвать влияние Ислама на духовную жизнь общества. Эта задача реализовалась сравнительно легко и в рекордно короткие сроки. Это связано с целой группой факторов, из которых мы особо выделяем следующий: в связи мощнейшим развитием науки и техники с конца позднего средневековья, нового времени и по сей день христианская вера всё больше оттесняется на оборонительные позиции, а целый ряд её догматов оказывается в конфликте с действительными или предполагаемыми результатами науки. По инерции, под критику о научной несостоятельности христианства (по религиозному невежеству немусульман), подпал и Ислам, тогда как многие положения Корана находят своё научное подтверждение по мере развития научно-технического прогресса. В этом я вижу одну из причин появления новой, враждебной Корану или, во всяком случае, безразличной к нему ориентации, и отныне она определяет развитие человечества в бóльшей части земного шара. К тому же люди, которым было доверено сохранение и распространение Ислама стали допускает такие промахи, что своими действиями сильно дискредитировали религию Аллаха.

В XIX веке и большую часть XX столетия упадок религии представлялся многим как триумф человеческого разума и утверждение идей гуманизма. Мыслители прошлого считали, что стоит только установить справедливый и разумный порядок взаимоотношений между людьми, как они обретут подлинное счастье и не надо им никакой религии. Но, дальнейший ход исторического развития показал, что, утратив религиозные ценности, человечество столкнулось с множеством проблем: тотальное неверие в Бога, войны, СПИД, наркомания, разрыв родственных связей, проституция, уменьшение грамотности населения планеты, голод, социальная несправедливость, разгул преступности и т.д.

О роли религии в системе человеческого общежития удачно высказался известный историк философии Р. Гвардини: «Жизнь без религии – как мотор без масла. Она перегревается. Каждую минуту что-нибудь сгорает. Повсюду застопориваются детали, которые должны точно входить друг в друга. Нарушаются соединения и передачи. Бытие дезорганизуется – и тогда наступает короткое замыкание, которое мы ощущаем на протяжении последних веков: совершается насилие».

Все эти невообразимые системы нечестия и разрушения, которые пытаются отвратить людей от следования конституции человечества — Корану, не были изобретены вдруг, когда всё было в полном порядке. Нравственная норма, ответственность, честь, чуткая совесть – всё это не могло бы исчезнуть из жизни так стремительно, если бы уже давно не стало утрачивать своей ценности. Но, если бы Ислам не утерял своих позиций (которые он только-только начинает восстанавливать), во многом по вине своих носителей, всего этого не могло бы произойти. А сейчас мы видим, что человек новой, нерелигиозной формации рассматривает свою жизнь, данную ему Творцом, бесстрастно, по-деловому, выстраивая её на фундаменте нечестности, как пространственно-временное энергетическое поле, которое лишено высокой цели и истинного смысла. Нечестность, о которой упомянуто выше, проистекает из того, что наша эпоха неверия, заявив претензию на личность и мир личных ценностей, освободилась от их гаранта – Корана.

Дошло даже до того, что истинность Корана всё больше ставится под сомнение; всё решительнее оспаривается его значимость для формирования и устройства жизни. Наконец, культурное умонастроение всё резче противопоставляет себя Исламу. Как нечто само собой разумеющееся воспринимается новое требование: чтобы самые разные сферы жизни и созидания – политика, хозяйство, социальное устройство, наука, искусство, философия, воспитание – развивались на основании своих собственных имманентных критериев. Так постепенно складывается немусульманская, а во многих отношениях – антимусульманская форма жизни. Она прокладывает себе путь с такой неуклонной последовательностью, что начинает казаться чем-то единственно нормальным, и требование определять жизнь Кораном предстает как злоупотребление и крайность со стороны «фанатиков от религии». К великому стыду и сожалению, есть мусульмане, которые разделяют в большой мере эту позицию, полагая, что религиозные вещи – сами по себе, а светские — сами по себе (по образцу христианской идеологемы: «Богу богово, кесарю кесарево»); что всякая сфера должна оформляться в соответствии только с её собственной сущностью и что каждому должно быть представлено право самому решать, хочется ли ему жить в обеих или в одной из них.

Как следствие этого возникает, с одной стороны, область автономного мирского бытия, свободного от прямого влияния Ислама; с другой стороны – Ислам, своеобразно копирующий эту «автономию». По примеру чисто научной науки, чисто хозяйственного хозяйства, чисто политической политики образуется и чисто религиозная религиозность. В ней остается всё меньше непосредственной связи с конкретной жизнью, беднеет её мирское содержание, она всё исключительнее замыкается на «чисто религиозном» учении и практике и, в конце концов, всё её значение сводится для многих только к религиозному освящению известных кульминационных пунктов жизни: рождения, бракосочетания, смерти. Вследствие этого, решающие события человеческой жизни: зачатие, рождение, болезнь и смерть – теряют свою таинственность. Они превращаются в биологически-социальные происшествия, о которых заботится всё увереннее действующая медицинская наука и техника. По мере того, как всё это происходит, слабеет религиозная восприимчивость. Мусульманин новой формации не просто утрачивает веру в Коран; у него начинает атрофироваться естественный религиозный орган (фитра). А как же обстояло дело с религией на заре Ислама?

Арабы VII века жили иллюзией, что истинный путь исторического прогресса зашифрован в многобожии. С течением времени кануло в лету религиозное учение единобожия (ханифизм), которое донесли до них пророки Аллаха – Ибрахим, Исмаил, Худ, Салих и Шуйеб (мир им!). Но в некоторых вещах арабы продолжали придерживаться религии Ибрахима (мир ему!), не отказываясь от неё окончательно, хотя при этом во всё вносили какие-то новшества.

Так продолжалось довольно продолжительное время, пока в 610 году, в городе Мекка не появился посланник Аллаха – Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) с миссией Исламского призыва ко всему человечеству. Всего за 23 года в деле установления на земле закона Аллаха, Ислам вспыхнул и распространился многоканальным и многолокальным образом по многим областям региона, чтобы в будущем донести свет Аллаха до всего населения планеты. «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» [Коран, 17:81].

Прогрессивное значение Исламской идеологии определялось как её социальными задачами и политическими последствиями, так и ролью в преобразовании общественного сознания. Ислам, в лице своего индикатора – пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), обрушил и смёл засилье тотального неверия со стратегически важных городов Аравийского полуострова (Мекка, Йасриб, Таиф и др.). Исламский призыв зарядил активной революционной энергетикой различные классы и социальные слои. Пророк и его сподвижники, несмотря на ярое противодействие и козни многобожников, сумели отстоять интересы Аллаха в самый важный в истории Ислама период. Проходят века, но Ислам всё время остаётся религией, которая с самого своего истока по сей день, продолжает своё победное шествие по всему миру.

Ученый-атеист С.А. Токарев в своей книге «Религия в истории народов мира» (1965) пишет:

«Интересно отметить, что в многовековых столкновениях Ислама с христианством (точно так же, как с маздакизмом и другими религиями) Ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где сейчас господствует Ислам, он вытеснил преобладавшее там раньше христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия). На Кавказе большинство народов до распространения Ислама придерживалось христианства, позже многие из них приняли Ислам (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове Ислам приняли некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане были в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) вытеснены, но это было просто изгнание их вооруженной силой, а не победа одной религии над другой. Почему же религия Мухаммада так часто одерживала верх над религией Христа?».

 Я укажу лишь несколько преимуществ Ислама в ответ на риторический вопрос Токарева. Эти преимущества помогают нам с оптимизмом смотреть в будущее, несмотря на сегодняшнее положение вещей (ослабление позиций мусульманского мира), которые мы упомянули выше:

  1. Факт того, что вне и над всеми данностями мирового бытия имеется абсолютная точка опоры: Аллах, Который доведёт Своё дело до конца. А дело Аллаха – это Ислам, который на протяжении многих веков был и есть мерило истинного и ложного, правильного и неправильного. «Воистину, религией у Аллаха является Ислам» [Коран, 3:19].
  2. Коран, Сунна, практическая деятельность и научные достижения Исламских ученых – всё это источники, из которых постоянно льётся поток религиозного опыта, мудрости и непосредственного убеждения (акида), проникающей во все формы, во все слои жизни мусульманина. Нам остаётся только взять эти знания на вооружение и использовать их в своей повседневной жизни.
  3. Активность некоторых представителей мусульманской общины, усилия которых в деле призыва к религии Аллаха вызывают изумление у всего мира, во всех уголках которого динамично развивается мусульманский ренессанс. Одной из главных добродетелей таких людей является осознание чувства ответственности за дело Исламского призыва и серьёзное желание искоренить зло на земле Аллаха и установить на ней справедливость. Другой добродетелью таких людей является храбрость. Непатетическая, духовная, личная храбрость, которая отважится противостоять существующему хаосу. Это не просто отсутствие страха, например, перед атомной бомбой или бактериологическим оружием, а отсутствие страха против универсального врага – Хаоса, нарастающего в современном мире по причине увеличения нечестия на земле. Аллах особо выделяет деятельность таких людей в Своей Книге: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» [Коран, 3:104]. Как наглядный результат их действий во всём мире мечети Аллаха наполняются носителями Ислама. Например, старушка Европа уже давно признала тот факт, что мусульманских фактор в её странах становится реальной и деятельной силой.

Интересный факт: знаменитый русский ученый Л.Н. Гумилев в своих трудах говорит, что Исламу просто всё время везёт. Что, якобы, народы с мощным пассионарным зарядом принимая Ислам, постоянно спасали его от кризиса и агрессии другой идеологии. Но эта позиция — всего лишь предположение ученого христианской формации. Да, Ислам в самые критические моменты его истории принимали активные народы: персы, египтяне, турки-сельджуки, турки-османы и т.д., но мы, мусульмане, знаем, что подобная ситуация – это не просто везение (по Гумилеву), а не что иное, как реализация коранического аята: «Они хотят погасить свет Аллаха своими устами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это и ненавистно неверующим» [Коран, 61:8].

Именно мусульмане, которые следуют заповедям Корана и строят свою жизнь по методологии Пророка, являются воспитателями человечества. «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» [Коран, 3:110]. Всеми вышеуказанными фактами и объясняется, на мой взгляд, особенность Ислама, который образует порядок из хаоса куда бы он не явился и к кому бы он не явился. Ведь с самого своего возникновения, Ислам является эффективным сдерживающим фактором, который не даёт «тёмным силам» опутать своими сетями население планеты на 100%, потому что он – единственный способ предельного обобщения положительных достижений исторического развития и представляет собой систему непреходящих нравственных ценностей. Поэтому, решение глобальных проблем современности возможно лишь тогда, когда все люди на земле (или хотя бы бóльшая часть человечества) будут исповедовать единую религию – Ислам.



1 комментарий

  1. Асель on

    Современным мусульманам не хватает единства в своих рядах. Вместо того, чтобы призывать народ к религии Аллаха, мы постоянно спорим друг с другом. Роль мечети, как естественного информационного, воспитывающего и обучающего форума мусульман сошла только к совершению религиозных обрядов. Что нам нужно делать в этих условиях: опустить руки или усилить свое внутреннее духовное развитие?

Оставить ответ