Один из величайших ученых-хадисоведов ат-Тирмизи

Один из величайших ученых-хадисоведов ат-ТирмизиМухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ад-Даххак ас-Сулами аль-Буги ат-Тирмизи,родился в 824г.(в 209г.по хиджре),в г.Термез,Узбекистан.
Прозвище (кунья)-Абу Иса (т.е.отец Исы).

Есть две версии относительно его родословной:

1_Мухаммад ибн Иса ибн Язид ибн Саура ибн Шаддад.
2_Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ас-Сакан.
Он родился в эпоху развития науки в исламе, в этот период было огромное количество ученых-хадисоведов.

Как сказал Фатхуддин ибн Сайидинас, в то время критерием ученого-хадисоведа считалось, если у него записано как минимум 20.000 хадисов.

Примерно в 20-нем возрасте он берет знания у шейха Исхак ибн Райхваха Марвази, а также у других известных ученых.

В 25-26 лет, он едит в Ирак для получения знаний, а затем направляется в Мекку и Медину.
Все это время, ат-Тирмизи собирал и записывал хадисы. И уже приближаясь к 40летнему возрасту, он возвращается к себе на родину.
И уже у себя на родине, ат-Тирмизи с помощью имама аль-Бухари (так как он был учеником имама аль-Бухари), пересматривает и сортирует собранные им хадисы.
И составляет сборник под названием «аль-Джами’у ас-Сахих», в котором содержится 3.962 хадиса, 2496 подглав (бабов), 46 глав (китаб)..

В этой книге наиболее полезная и сжатая информация, без повторений. Особенности книги в том,что в нем:

  1. уделено внимание точкам зрения 4-х мазхабов и их доказательствам.
  2. точно указаны категории хадисов (достоверные, хорошие или слабые: сахих, хасан и да‘иф).

Ат-Тирмизи, первым привел научное определение для термина «хороший хадис»(хасан). Он говорит в своей книге: «В этой книге,когда говорится: «Этот хадис хороший (хасан)»,то имеется в виду,что цепь его передатчиков (иснад) хорошая (хасан). Каждый хадис, передатчик которого не обвинен во лжи или если хадис по другим причинам не передан как единственный (шаз), то такой хадис, считается хорошим (хасан)».
Также в этом сборнике,  для определения категории хадисов использованы два специфических понятия:

  1. «этот хадис хороший-достоверный»(хасан-сахих).
  2. «этот хадис хороший-достоверный-неизвестный»(хасан-сахих-гариб). Ат-Тирмизи называл некоторые хадисы «хасан-сахих», или «хасан-гариб», или «хасан-сахих-гариб».
  3. уделено место толкованию и рациональному суждению.

В конце книги излагается мнение ханафитского мазхаба,относительно обычаев и традиций, а также их место в системе исламского права.
К «аль-Джами’у ас-Сахих» было написано множество комментариев, самыми известными из которых являются комментарии Абу Бакра ибн аль-Араби «Арида аль-Ах’уази», комментарии ас-Суюти «Гутуль-му’гтази» и комментарии Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури «Тох’уату ль-ах’уаз».

Великий учитель имам аль-Бухари, почитая своего ученика, сказал с присущей ему скромностью:
«Я тобой удовлетворен больше,чем ты мной». Эта заслуженная оценка, данная ат-Тирмизи, приводится в книге «Аль-Миркат».
Сборник ат-Тирмизи получил большую известность в мусульманской среде,а также и различные названия: «Сунан ат-Тирмизи» или «аль-Джами’у аль-Кабир» и т.д.

Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси говорил:
«Для меня это книга полезнее книг Бухари и Муслима, потому что из них могут почерпнуть знания только высокообразованные ученые, а книгой ат-Тирмизи может пользоваться каждый».
Получив широкую известность в мусульманском мире,его сборник занимает 4-ое место в «Кутуб ас-Ситта», в которую входят такие сборники хадисов как:

  1. «аль-Джами’у ас-Сахих» имама аль-Бухари.
  2. «аль-Джами’у ас-Сахих» имама Муслима.
  3. «ас-Сунан аль-Кубра» Абу Дауд.
  4. «аль-Джами’у аль-Кабир» ат-Тирмизи.
  5. «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» ан-Насаи.
  6. «Китаб ас-Сунан» Ибн Маджа.

Ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкой набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, в результате чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, ат-Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов, и закончил «Сунан», будучи незрячим.

Аль-Хаким Абу Ахмад, рассказывал:»В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, я жил в Хорасане.После него не осталось никакой опоры в сфере науки, в деле подвижничества, кроме Абу Исы (Тирмизи).Тирмизи пролил много слез, впоследствии лишился зрения и так прожил долгие годы».

В одной из поездок ат-Тирмизи, будучи уже незрячим, иди по дороге со своими сопровождающими он вдруг остановился, и когда у него спросили что произошло, то он ответил, что именно там, где он остановился должно было находиться дерево, корни, которого мешали путникам. Но его сопровождающие ответили, что вокруг нет такого дерева,и тогда ат-Тирмизи взволновавшись,сказал:
«Распросите у местных жителей об этом дереве, и если будет установлено,что никакого дерево не существовало, то я прекращу рассказывать хадисы из-за моей слабой памяти. «

Однако жители этой деревни потвердили, что там когда то росло дерево, но его убрали, из-за того, что оно мешало проходящим там, путникам..
Но все же ат-Тирмизи,прекратил на этом свою деятельность в связи со страхом перед Аллахом, из-за возможной ошибки в передаче какой либо информации касательно ислама.
13 раджаба 279 г(по хиджре)достопочтимый исламский богослов и известный ученый-хадисовед Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи покинул мир живых.

Он создал более 300 трудов, из них до нас дошли 57. Книги ат-Тирмизи (дошедшии до нас):

  •  » аш-Шамаиль аль-Мухаммадия» (переведена на узбекский язык «Книга о благородных чертах пророка Мухаммада (с.а.с.)»).
  •  «аль-Иляль»
  • «ат-Тарих»
  •  «аз-Зухд»
  • «аль-Асма уа аль-куна»(Имена и прозвища)…


Оставить ответ