Преступный мир арабского Востока

Вот твой Гос­по­дь ска­зал ан­ге­лам:
«Я ус­та­нов­лю на зем­ле на­мест­ни­ка».
Они ска­за­ли: «Не­уже­ли Ты по­се­лишь там то­го,
кто бу­дет рас­прост­ра­нять не­чес­тие и про­ли­вать кровь…»[аль-Ба­ка­ра, 30].

Пре­ступ­ни­ки бы­ли во все вре­ме­на. Из Свя­щен­но­го Ко­ра­на мы зна­ем, что стар­ший сын Ада­ма – Ка­бил (библ. Ка­ин) был пер­вым убий­цей на на­шей пла­не­те. «Ду­ша под­толк­ну­ла его на убий­ст­во сво­е­го бра­та, и он убил его и ока­зал­ся од­ним из по­тер­пев­ших убы­ток» [аль-Ма­и­да, 30].

И пос­ле вре­мен Ада­ма на­ро­ды древ­нос­ти не­од­но­крат­но «за­све­чи­ва­лись» в со­вер­ше­нии тяж­ких пре­ступ­ле­ний. На­при­мер, о древ­них ев­ре­ях в Ко­ра­не ска­за­но: «Они на­влек­ли на се­бя гнев Ал­ла­ха тем, что отвер­га­ли зна­ме­ния Ал­ла­ха и не­спра­вед­ли­во уби­ва­ли про­ро­ков. Это про­изо­шло по­то­му, что они бы­ли ослуш­ни­ка­ми и пре­сту­па­ли гра­ни­цы до­зво­лен­но­го» [аль-Ба­ка­ра, 61]. Зна­ме­ни­тый спор сы­нов Из­ра­и­ля с про­ро­ком Му­сой (библ. Мо­и­сей) о при­зна­ках жерт­вен­ной ко­ро­вы про­ис­хо­дил по по­во­ду вы­яс­не­ния лич­нос­ти убий­цы сре­ди них: «Вот вы уби­ли че­ло­ве­ка и ста­ли пре­пи­рать­ся по это­му по­во­ду. Но Ал­лах вы­яв­ля­ет то, что вы скры­ва­е­те» [аль-Ба­ка­ра, 61]. Еще аят на те­му пре­ступ­нос­ти сре­ди это­го древ­не­го на­ро­да: «Вот Я за­клю­чил с ва­ми за­вет о том, что вы не бу­де­те про­ли­вать ва­шей кро­ви и из­го­нять друг дру­га из ва­ших жи­лищ. По­том вы при­зна­ли это, сви­де­тель­ст­вуя об этом. Но впо­след­ст­вии имен­но вы ста­ли уби­вать друг дру­га и из­го­нять не­ко­то­рых из вас из жи­лищ, по­мо­гая од­ним про­тив дру­гих в гре­хе и не­спра­вед­ли­вос­ти» [аль-Ба­ка­ра, 84-85].

На­род про­ро­ка Лу­та (жи­те­ли го­ро­дов близ Мерт­во­го мо­ря) ак­тив­но прак­ти­ко­вал го­мо­сек­су­аль­ные свя­зи (по за­ко­нам древ­нос­ти – тяг­чай­шее пре­ступ­ле­ние): «Мы от­пра­ви­ли Лу­та (Ло­та), и он ска­зал сво­е­му на­ро­ду: «Не­уже­ли вы ста­не­те со­вер­шать мерз­кий грех, ко­то­рый до вас не со­вер­шал ни­кто из ми­ров? В по­хот­ли­вом вож­де­ле­нии вы при­хо­ди­те к муж­чи­нам вмес­то жен­щин. Во­ис­ти­ну, вы яв­ля­е­тесь на­ро­дом пре­ступ­ным!» [аль-А’раф, 80-81]. По­ми­мо го­мо­сек­су­а­лиз­ма, жи­те­ли Со­до­ма и Го­мор­ры (на­род Лу­та) не брез­го­ва­ли и гра­бе­жа­ми пут­ни­ков на до­ро­гах. В Ко­ра­не осуж­да­ют­ся их пре­ступ­ные де­я­ния: «Не­уже­ли вы вож­де­ле­е­те муж­чин, пе­ре­кры­ва­е­те до­ро­ги и со­вер­ша­е­те пре­до­су­ди­тель­ное на сво­их сбо­ри­щах?» [аль-Ан­ка­бут, 29]. При­чем из ко­ра­ни­чес­ких ая­тов вид­но, что пре­ступ­ная де­я­тель­ность у них но­си­ла кол­лек­тив­ный и да­же мас­со­вый ха­рак­тер.

На­род про­ро­ка Шу­ай­ба – мадья­ни­ты бы­ли из­вест­ны сво­им мо­шен­ни­чест­вом при тор­го­вых опе­ра­ци­ях, гра­бе­жа­ми и про­чи­ми ви­да­ми не­за­кон­но­го при­сво­е­ния иму­щест­ва. В об­щем, обык­но­вен­ные рэ­ке­ти­ры древ­нос­ти. «Мы от­пра­ви­ли к мадья­ни­там их бра­та Шу­ей­ба. Он ска­зал: «О мой на­род! По­кло­няй­тесь Ал­ла­ху, ибо нет у вас дру­го­го бо­жест­ва, кро­ме Не­го. К вам яви­лось яс­ное зна­ме­ние от ва­ше­го Гос­по­да. Не об­ме­ри­вай­те и не об­ве­ши­вай­те, не при­сва­ивай­те се­бе иму­щест­ва лю­дей и не рас­прост­ра­няй­те не­чес­тия на зем­ле пос­ле то­го, как на ней на­ве­ден по­ря­док. Так луч­ше для вас, если толь­ко вы яв­ля­е­тесь ве­ру­ю­щи­ми. Не са­ди­тесь на до­ро­гах, угро­жая и сби­вая с пу­ти Ал­ла­ха тех, кто уве­ро­вал в Не­го, и пы­та­ясь ис­ка­зить его. Пом­ни­те, что вас бы­ло ма­ло, а Он при­ум­но­жил ва­ше чис­ло. По­смот­ри же, ка­ким был ко­нец зло­де­ев!» [аль-А’раф, 85-86].

В прин­ци­пе, на­ро­ды поч­ти всех про­ро­ков прак­ти­ко­ва­ли раз­лич­ные уго­лов­ные пре­ступ­ле­ния, так как там где не со­блю­да­ет­ся За­кон Бо­жий,  за­ко­ну люд­ско­му тем бо­лее нет ува­же­ния.

Как тут не вспом­нить Фа­ра­о­на вре­мен Му­сы. Ве­ли­кий пре­ступ­ник, ко­то­рый про­во­дил по­ли­ти­ку ге­но­ци­да про­тив сы­нов Из­ра­и­ля. На­сто­я­щий Гит­лер древ­них вре­мен. Ал­лах об­ра­ща­ет­ся к сы­нам Из­ра­и­ля: «Вот Мы спас­ли вас от ро­да Фа­ра­о­на. Они под­вер­га­ли вас ужас­ным му­че­ни­ям, уби­ва­ли ва­ших сы­но­вей и остав­ля­ли в жи­вых ва­ших жен­щин…» [аль-А’раф, 141]. При­спеш­ни­ки Фа­ра­о­на остав­ля­ли жен­щин ев­рей­ско­го про­ис­хож­де­ния в жи­вых не из чув­ст­ва гу­ма­низ­ма, а ра­ди по­нят­ных це­лей. Так­же в Древ­нем Егип­те, су­дя по все­му, бы­ла очень раз­ви­та пе­ни­ци­тар­ная сис­те­ма. Так, Фа­ра­он угро­жа­ет про­ро­ку Му­се за­клю­че­ни­ем в тюрь­му: «Если ты бу­дешь по­кло­нять­ся ино­му бо­гу, кро­ме ме­ня, то я по­ме­щу те­бя вмес­те с за­клю­чен­ны­ми» [аш-Шу’ара, 29], а про­ро­ка Йу­су­фа са­жа­ют в тюрь­му по лож­но­му об­ви­не­нию. На жи­те­лей и гос­тей этой стра­ны рас­прост­ра­нял­ся свод еги­пет­ских за­ко­нов, об од­ном из пунк­тов ко­то­ро­го ска­за­но в Ко­ра­не: Они ска­за­ли: «Тот, в чьем вью­ке она бу­дет най­де­на, бу­дет за­дер­жан в на­ка­за­ние. Так мы воз­да­ем без­за­кон­ни­кам» [Йу­суф, 75].

Ара­бы вре­мен не­ве­жест­ва (джа­хи­лийа) «про­сла­ви­лись» со­вер­ше­ни­ем та­ко­го страш­но­го пре­ступ­ле­ния как за­ка­пы­ва­ние живь­ем сво­их до­че­рей. Тог­да как рож­де­ние маль­чи­ка — про­дол­жа­те­ля ро­да — бы­ло ра­до­ст­ным со­бы­ти­ем (бу­ду­щий во­ин, охот­ник, пас­тух, тор­го­вец, ра­бот­ник и проч.). Де­воч­ки же за­час­тую вос­при­ни­ма­лись ара­ба­ми той эпо­хи как «лиш­ний рот» и не уди­ви­тель­но, что пра­ва жен­щин в Ара­вий­ском по­лу­ост­ро­ве до при­хо­да Ис­ла­ма серь­ез­но ущем­ля­лись. Прав­да, со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­те­ли утверж­да­ют, что за­ка­пы­ва­ние сво­их де­тей у ара­бов вре­мен не­ве­жест­ва не но­си­ло мас­со­во­го ха­рак­те­ра, а бы­ло не­на­ка­зу­е­мым ис­клю­че­ни­ем. Но от это­го мер­зость дан­но­го пре­ступ­ле­ния не ста­но­вит­ся мень­ше. В Ко­ра­не ска­за­но: «Не уби­вай­те сво­их де­тей, опа­са­ясь ни­ще­ты, ведь Мы обес­пе­чи­ва­ем про­пи­та­ни­ем их вмес­те с ва­ми. Во­ис­ти­ну, уби­вать де­тей – тяж­кий грех»  [аль-Ис­ра, 31].

Во вре­ме­на Про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) то­же встре­ча­лись лю­ди, ко­то­рые со­вер­ша­ли те или иные уго­лов­ные пре­ступ­ле­ния. Осо­бую из­вест­ность по­лу­чил слу­чай со знат­ной жен­щи­ной из ро­да ба­ну мах­зум (за нее без­ре­зуль­тат­но хо­да­тай­ст­во­вал Уса­ма бин Зайд), ко­то­рую ули­чи­ли в во­ров­ст­ве (по дру­гим све­де­ни­ям она бра­ла в долг у лю­дей и от­ка­зы­ва­лась при­зна­вать это). Она бы­ла на­ка­за­на в пол­ном со­от­вет­ст­вии с ко­ра­ни­чес­ким пред­пи­са­ни­ем: «Во­ру и во­ров­ке от­се­кай­те ру­ки в воз­да­я­ние за то, что они со­вер­ши­ли. Та­ко­во на­ка­за­ние от Ал­ла­ха, ведь Ал­лах – Мо­гу­щест­вен­ный, Муд­рый» [аль-Ма­и­да, 38].

Раз­бой­ные на­па­де­ния ара­бов-бе­ду­и­нов на­но­си­ли серь­ез­ный урон раз­ви­тию меж­ду­на­род­ных тор­го­вых свя­зей. Толь­ко ку­рай­ши­ты, име­ю­щие сак­раль­ный ста­тус хра­ни­те­лей Ка­а­бы мог­ли сво­бод­но на­прав­лять свои тор­го­вые ка­ра­ва­ны в раз­лич­ные стра­ны. Ара­вий­ский по­лу­ост­ров был весь­ма не­без­опас­ным мес­том для пу­те­шест­вия. Не­да­ром ког­да спо­движ­ни­ки, ис­пы­ты­ва­ю­щие по­сто­ян­ные при­тес­не­ния от мно­го­бож­ни­ков по­про­си­ли Про­ро­ка, что­бы он об­ра­тил­ся к Ал­ла­ху с прось­бой об­лег­чить им их по­ло­же­ние, он от­ве­тил: «Кля­нусь Ал­ла­хом, Ал­лах обя­за­тель­но при­ве­дёт это де­ло (т.е. ис­лам) к за­вер­ше­нию, и (бу­дет так, что) всад­ник, на­прав­ля­ю­щий­ся из Са­ны в Хад­ра­маут, не ста­нет бо­ять­ся ни­ко­го, кро­ме Ал­ла­ха или (на­па­де­ния) вол­ка на сво­их овец» [аль-Бу­ха­ри].

Про­цесс кри­ми­на­ли­за­ции об­щест­ва не­ук­лон­но на­рас­та­ет пос­ле эпо­хи про­ро­ка. Му­хам­ма­да. И до сих пор мы на­блю­да­ем, что в на­ше вре­мя эта про­бле­ма на­мно­го ост­рее, чем в не­дав­нем про­ш­лом.

Во всем сред­не­ве­ко­вом фе­о­даль­ном об­щест­ве от Ис­па­нии до Япо­нии и от Мос­ков­ско­го цар­ст­ва до Эфи­о­пии пре­ступ­ность бы­ла в са­мом рас­цве­те. Бан­ди­ты и раз­бой­ни­ки на до­ро­гах, во­ры в го­ро­дах и про­чие дек­лас­си­ро­ван­ные эле­мен­ты бы­ла су­щест­ву­ю­щей ре­аль­ностью в ука­зан­ном гео­гра­фи­чес­ком аре­а­ле. Му­суль­ман­ские стра­ны Вос­то­ка так­же вхо­ди­ли в чис­ло го­су­дарств, в ко­то­рых су­щест­во­ва­ли вся­ко­го ро­да ор­га­ни­зо­ван­ные пре­ступ­ные груп­пи­ров­ки (ОПГ). Боль­шое ко­ли­чест­во упо­ми­на­ний о про­фес­си­о­на­ль­ных пре­ступ­ни­ках мы встре­ча­ем на стра­ни­цах зна­ме­ни­той «Ты­ся­ча и од­ной но­чи». В Да­мас­ке кон­ца XIII ве­ка мест­ная ма­фия, ко­то­рая дер­жа­ла в по­сто­ян­ном стра­хе весь го­род, на­зы­ва­лась ха­ра­мийя. Ка­ир­ская ма­фия то­го вре­ме­ни на­зы­ва­лась ман­сур и око­ло 30 лет тер­ро­ри­зи­ро­ва­ла сто­ли­цу мам­люк­ско­го го­су­дар­ст­ва (не­воль­но при­хо­дит на ум япон­ская якуд­за и ки­тай­ская три­а­да, ко­то­рые, кс­та­ти, так­же име­ют мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию).

Ни­щие араб­ско­го Вос­то­ка так­же объ­еди­ня­лись в ор­га­ни­за­цию ха­ра­фиш, ко­то­рая на­ибо­лее ак­тив­но дей­ст­во­ва­ла в та­ких го­ро­дах как Ка­ир, Да­маск, Ха­леб, Иеру­са­лим, Мек­ка, Хомс и Хам. Не­ред­ко вос­точ­ные пра­ви­те­ли от­прав­ля­ли ха­ра­фиш на раз­лич­ные мас­со­вые ра­бо­ты в добро­воль­но-при­ну­ди­тель­ном по­ряд­ке. В иерар­хии ха­ра­фиш име­лись свои шей­хи (гла­ва­ри), а са­мый глав­ный из шей­хов но­сил ти­тул сул­тан ал-ха­ра­фиш (сул­тан ни­щих). С шей­ха­ми и сул­та­ном ни­щих счи­та­лись да­же мам­люк­ские пра­ви­те­ли и судьи.

Ху­ли­га­ны («мо­ло­дые не­го­дяи») так­же име­ли склон­ность к объ­еди­не­нию в бан­дах. Их на­зы­ва­ли зу’ар (на­вер­ное, тер­мин «шпа­на» из со­вет­ско­го уго­лов­но­го лек­си­ко­на бу­дет до­стой­ным ана­ло­гом это­го сло­ва). Зу’ары каж­до­го квар­та­ла име­ли сво­их бри­га­ди­ров или ру­ле­вых, ко­то­рые име­но­ва­лись ка­бир, са­мые из­вест­ные из ко­то­рых Ибн ат-Таб­бах (букв. «Сын По­ва­ра») и Ибн Ка­сар. По сте­пе­ни при­чи­не­ния вре­да мир­но­му на­се­ле­нию вос­точ­ных го­ро­дов зу’ары не усту­па­ли во­ров­ско­му со­об­щест­ву.

В го­ро­дах Се­вер­ной Си­рии и Ме­со­по­та­мии то­го же вре­ме­ни бан­ды ли­хих лю­дей на­зы­ва­лись ах­дас. В Баг­да­де и стра­нах Иран­ско­го Маш­ри­ка до Мер­ва и Са­мар­кан­да на вос­то­ке их зва­ли айй­а­ра­ми. Айй­а­ры бы­ли тес­но свя­за­ны с объ­еди­не­ни­я­ми уда­лых го­род­ских пар­ней – фи­тй­ан (от фа­та – «под­рос­ток», «юно­ша») и про­чи­ми уго­лов­ны­ми эле­мен­та­ми.

Да­же в да­ле­ком при­са­хар­ском Та­хар­те – сто­ли­це иба­ди­тов Маг­ри­ба су­щест­во­ва­ла ОПГ фи­тй­ан, «склон­ных к про­ли­тию кро­ви и при­сво­е­нию чу­жо­го иму­щест­ва». Пер­вое упо­ми­на­ние айй­а­ров да­ет иран­ский ис­то­рик  XII ве­ка Гар­ди­зи; «жи­те­ли ба­за­ра и айй­а­ры» (Мерв, 665 г.) ре­ши­ли вос­стать про­тив ара­бов. На­род­ная мол­ва при­пи­сы­ва­ла вож­дя ан­тио­мей­яд­ско­го вос­ста­ния Абу Мус­ли­ма к айй­а­рам го­ро­да Мер­ва. Ни­ша­пур­ские же айй­а­ры от­ли­ча­лись осо­бой жес­то­костью: «гра­би­ли иму­щест­во и уби­ва­ли лю­дей, по­ся­га­ли на чу­жих жен и де­ла­ли все, что хо­те­ли».

В на­род­ном «Ро­ма­не об Абу Мус­ли­ме» опи­сы­ва­ет­ся ти­пич­ное во­ров­ское сна­ря­же­ние айй­а­ра: чер­ная джуб­ба с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми, по­лу­джуб­ба, коль­чу­га, нож, кин­жал, на­пиль­ник, нож­ни­цы, от­мыч­ка, лас­со, фи­тиль и ог­ни­во. Ко­декс чес­ти айй­а­ров (джа­ван­мар­ди) за­пре­щал уби­вать вра­га спя­щим, а жен­щи­ну – во­об­ще уби­вать. Во гла­ве го­род­ской ор­га­ни­за­ции айй­а­ров сто­ял сер­дар или ра­ис (по со­вр. уго­лов­ной тер­ми­но­ло­гии — «смот­ря­щий по го­ро­ду»).

И, учи­ты­вая от­ри­ца­тель­ную энер­ге­ти­ку всех ука­зан­ных вы­ше мар­ги­на­ль­ных эле­мен­тов сред­не­ве­ко­во­го вос­точ­но­го об­щест­ва, не­уди­ви­тель­но, что они ак­тив­но участ­во­ва­ли во внут­ри­по­ли­ти­чес­кой борь­бе раз­лич­ных пре­тен­ден­тов на власть в тех или иных го­ро­дах.



Оставить ответ