Вот твой Господь сказал ангелам:
«Я установлю на земле наместника».
Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того,
кто будет распространять нечестие и проливать кровь…»[аль-Бакара, 30].
Преступники были во все времена. Из Священного Корана мы знаем, что старший сын Адама – Кабил (библ. Каин) был первым убийцей на нашей планете. «Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток» [аль-Маида, 30].
И после времен Адама народы древности неоднократно «засвечивались» в совершении тяжких преступлений. Например, о древних евреях в Коране сказано: «Они навлекли на себя гнев Аллаха тем, что отвергали знамения Аллаха и несправедливо убивали пророков. Это произошло потому, что они были ослушниками и преступали границы дозволенного» [аль-Бакара, 61]. Знаменитый спор сынов Израиля с пророком Мусой (библ. Моисей) о признаках жертвенной коровы происходил по поводу выяснения личности убийцы среди них: «Вот вы убили человека и стали препираться по этому поводу. Но Аллах выявляет то, что вы скрываете» [аль-Бакара, 61]. Еще аят на тему преступности среди этого древнего народа: «Вот Я заключил с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из ваших жилищ. Потом вы признали это, свидетельствуя об этом. Но впоследствии именно вы стали убивать друг друга и изгонять некоторых из вас из жилищ, помогая одним против других в грехе и несправедливости» [аль-Бакара, 84-85].
Народ пророка Лута (жители городов близ Мертвого моря) активно практиковал гомосексуальные связи (по законам древности – тягчайшее преступление): «Мы отправили Лута (Лота), и он сказал своему народу: «Неужели вы станете совершать мерзкий грех, который до вас не совершал никто из миров? В похотливом вожделении вы приходите к мужчинам вместо женщин. Воистину, вы являетесь народом преступным!» [аль-А’раф, 80-81]. Помимо гомосексуализма, жители Содома и Гоморры (народ Лута) не брезговали и грабежами путников на дорогах. В Коране осуждаются их преступные деяния: «Неужели вы вожделеете мужчин, перекрываете дороги и совершаете предосудительное на своих сборищах?» [аль-Анкабут, 29]. Причем из коранических аятов видно, что преступная деятельность у них носила коллективный и даже массовый характер.
Народ пророка Шуайба – мадьяниты были известны своим мошенничеством при торговых операциях, грабежами и прочими видами незаконного присвоения имущества. В общем, обыкновенные рэкетиры древности. «Мы отправили к мадьянитам их брата Шуейба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведен порядок. Так лучше для вас, если только вы являетесь верующими. Не садитесь на дорогах, угрожая и сбивая с пути Аллаха тех, кто уверовал в Него, и пытаясь исказить его. Помните, что вас было мало, а Он приумножил ваше число. Посмотри же, каким был конец злодеев!» [аль-А’раф, 85-86].
В принципе, народы почти всех пророков практиковали различные уголовные преступления, так как там где не соблюдается Закон Божий, закону людскому тем более нет уважения.
Как тут не вспомнить Фараона времен Мусы. Великий преступник, который проводил политику геноцида против сынов Израиля. Настоящий Гитлер древних времен. Аллах обращается к сынам Израиля: «Вот Мы спасли вас от рода Фараона. Они подвергали вас ужасным мучениям, убивали ваших сыновей и оставляли в живых ваших женщин…» [аль-А’раф, 141]. Приспешники Фараона оставляли женщин еврейского происхождения в живых не из чувства гуманизма, а ради понятных целей. Также в Древнем Египте, судя по всему, была очень развита пеницитарная система. Так, Фараон угрожает пророку Мусе заключением в тюрьму: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключенными» [аш-Шу’ара, 29], а пророка Йусуфа сажают в тюрьму по ложному обвинению. На жителей и гостей этой страны распространялся свод египетских законов, об одном из пунктов которого сказано в Коране: Они сказали: «Тот, в чьем вьюке она будет найдена, будет задержан в наказание. Так мы воздаем беззаконникам» [Йусуф, 75].
Арабы времен невежества (джахилийа) «прославились» совершением такого страшного преступления как закапывание живьем своих дочерей. Тогда как рождение мальчика — продолжателя рода — было радостным событием (будущий воин, охотник, пастух, торговец, работник и проч.). Девочки же зачастую воспринимались арабами той эпохи как «лишний рот» и не удивительно, что права женщин в Аравийском полуострове до прихода Ислама серьезно ущемлялись. Правда, современные исследователи утверждают, что закапывание своих детей у арабов времен невежества не носило массового характера, а было ненаказуемым исключением. Но от этого мерзость данного преступления не становится меньше. В Коране сказано: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» [аль-Исра, 31].
Во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) тоже встречались люди, которые совершали те или иные уголовные преступления. Особую известность получил случай со знатной женщиной из рода бану махзум (за нее безрезультатно ходатайствовал Усама бин Зайд), которую уличили в воровстве (по другим сведениям она брала в долг у людей и отказывалась признавать это). Она была наказана в полном соответствии с кораническим предписанием: «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый» [аль-Маида, 38].
Разбойные нападения арабов-бедуинов наносили серьезный урон развитию международных торговых связей. Только курайшиты, имеющие сакральный статус хранителей Каабы могли свободно направлять свои торговые караваны в различные страны. Аравийский полуостров был весьма небезопасным местом для путешествия. Недаром когда сподвижники, испытывающие постоянные притеснения от многобожников попросили Пророка, чтобы он обратился к Аллаху с просьбой облегчить им их положение, он ответил: «Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведёт это дело (т.е. ислам) к завершению, и (будет так, что) всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха или (нападения) волка на своих овец» [аль-Бухари].
Процесс криминализации общества неуклонно нарастает после эпохи пророка. Мухаммада. И до сих пор мы наблюдаем, что в наше время эта проблема намного острее, чем в недавнем прошлом.
Во всем средневековом феодальном обществе от Испании до Японии и от Московского царства до Эфиопии преступность была в самом расцвете. Бандиты и разбойники на дорогах, воры в городах и прочие деклассированные элементы была существующей реальностью в указанном географическом ареале. Мусульманские страны Востока также входили в число государств, в которых существовали всякого рода организованные преступные группировки (ОПГ). Большое количество упоминаний о профессиональных преступниках мы встречаем на страницах знаменитой «Тысяча и одной ночи». В Дамаске конца XIII века местная мафия, которая держала в постоянном страхе весь город, называлась харамийя. Каирская мафия того времени называлась мансур и около 30 лет терроризировала столицу мамлюкского государства (невольно приходит на ум японская якудза и китайская триада, которые, кстати, также имеют многовековую историю).
Нищие арабского Востока также объединялись в организацию харафиш, которая наиболее активно действовала в таких городах как Каир, Дамаск, Халеб, Иерусалим, Мекка, Хомс и Хам. Нередко восточные правители отправляли харафиш на различные массовые работы в добровольно-принудительном порядке. В иерархии харафиш имелись свои шейхи (главари), а самый главный из шейхов носил титул султан ал-харафиш (султан нищих). С шейхами и султаном нищих считались даже мамлюкские правители и судьи.
Хулиганы («молодые негодяи») также имели склонность к объединению в бандах. Их называли зу’ар (наверное, термин «шпана» из советского уголовного лексикона будет достойным аналогом этого слова). Зу’ары каждого квартала имели своих бригадиров или рулевых, которые именовались кабир, самые известные из которых Ибн ат-Таббах (букв. «Сын Повара») и Ибн Касар. По степени причинения вреда мирному населению восточных городов зу’ары не уступали воровскому сообществу.
В городах Северной Сирии и Месопотамии того же времени банды лихих людей назывались ахдас. В Багдаде и странах Иранского Машрика до Мерва и Самарканда на востоке их звали аййарами. Аййары были тесно связаны с объединениями удалых городских парней – фитйан (от фата – «подросток», «юноша») и прочими уголовными элементами.
Даже в далеком присахарском Тахарте – столице ибадитов Магриба существовала ОПГ фитйан, «склонных к пролитию крови и присвоению чужого имущества». Первое упоминание аййаров дает иранский историк XII века Гардизи; «жители базара и аййары» (Мерв, 665 г.) решили восстать против арабов. Народная молва приписывала вождя антиомейядского восстания Абу Муслима к аййарам города Мерва. Нишапурские же аййары отличались особой жестокостью: «грабили имущество и убивали людей, посягали на чужих жен и делали все, что хотели».
В народном «Романе об Абу Муслиме» описывается типичное воровское снаряжение аййара: черная джубба с широкими рукавами, полуджубба, кольчуга, нож, кинжал, напильник, ножницы, отмычка, лассо, фитиль и огниво. Кодекс чести аййаров (джаванмарди) запрещал убивать врага спящим, а женщину – вообще убивать. Во главе городской организации аййаров стоял сердар или раис (по совр. уголовной терминологии — «смотрящий по городу»).
И, учитывая отрицательную энергетику всех указанных выше маргинальных элементов средневекового восточного общества, неудивительно, что они активно участвовали во внутриполитической борьбе различных претендентов на власть в тех или иных городах.