Середина XIII в., на которую приходится ряд важнейших событий в политической и общественной жизни арабских народов, явилась хронологической границей двух эпох в истории их культуры. Взятие монголами Багдада в 1258 г. и гибель аббасидского государства ознаменовали начало нового этапа в арабской литературе, характеризующегося постепенным упадком классической традиции и оживлением литературного творчества демократических городских кругов.
В этих условиях в Египте складывается особый тип литератора, для которого ценности и категории прежней придворной культуры утратили какое-либо значение. Его отличает резкое, насмешливое отношение к установлениям официальной морали, высокую ученость он нередко сочетает с ролью городского остряка и шута, черпающего материал для своих забавных историй и непристойных стишков из различных жанров зрелищно-площадных действ, их живой стихии народной речи.
К такому типу в той или иной степени относились поэты XIII-XIV вв. аль-Азази, аль-Варрак, аль-Газзар, аль-Ваззан, Ибн Даниал. В их поэтическом творчестве преобладают такие жанры, как любовное послание, «винные» стихи, элегия с жалобами на жизнь и судьбу, шутовская эротика.
В поэзии этого периода весьма распространены мистические мотивы, суфийская символика, постоянно встречается и в творчестве поэтов, не связанных с дервишскими орденами. Среди поэтов-суфиев особой славой пользовался Амин ад-дин аль-Арбили (ум. в 1217 г.).
В условиях подъема городской культуры большой популярностью пользуются стихи, написанные не на литературном языке, а на диалекте. Эти стихи, как правило, носят характер любовных куплетов или шуточных миниатюр, насыщенных эротическими образами и непристойными словечками. В XII-XIV вв. в Каире были хорошо известны народные поэты Ибрахим аль-Хаик, писавший на языке, понятном простой публике, ан-Насир аль-Хаммами, банщик по профессии, вымогавший вознаграждение у богатых клиентов при помощи остроумных стишков, Шариф ибн Асад аль-Мисри, веселый плут и гуляка, завсегдатай богемных кабачков.
Из поэтов, тесно связанных с правящей верхушкой, широко известен аль-Бусири (ум. в 1296 г.), создавший пространную касыду (поэму) религиозного содержания под названием «Бурда» («Плащ»). Написанная в традиционном духе классической касыды, она перекликается с одноименной одой раннего мусульманского панегириста Кааба ибн Зухайра, за которую, согласно преданию, пророк наградил его плащом с собственного плеча.
Другой крупный египетский поэт ибн Нубата аль-Мисри (ум. в 1366 г.) прославился своими панегириками и стихотворениями, полными горьких жалоб на жизнь. Поэзия Ибн Нубаты аль-Мисри вычурна, пестрит игрой слов и оригинальными сравнениями, построенными на сходстве звучания.
Большого расцвета в мамлюкскую эпоху достигает эпистолярный жанр, в котором господствовали вкусы и критерии, установленные аль-Фадылем. Из произведений этого жанра особый интерес представляет руководство для секретарей аль-Калькашанди (ум. в 1418 г.). в нем даются подробные наставления о способах оформления переписки и содержатся ценнейшие сведения о различных государственных институтах средневекового Египта.
Джалалб ад-дин ас-Суюти (ум. в 1505 г.) – последний крупный литератор и ученый-энциклопедист средневекового Египта. Его трактаты по самым различным областям мусульманской учености как бы подвели итог достижениям классической традиции. Богословие, законоведение, грамматика, риторика, стилистика, медицина, история – таков далеко не полный перечень отраслей знаний, в которых проявился талант ас-Суюти.
Главной отраслью знаний в XIII-XV вв. становится история. Успешно развивается и процветает поощряемый мамлюкскими правителями жанр биографической хроники. Наряду с этим большое распространение получают биографические словари с расположением статей в алфавитном порядке. Особенно популярны сборники биографий выдающихся ученых, богословов, судей, врачей, причем чаще всего авторы ограничиваются рамками определенного исторического периода. Таков, например, огромнейший свод Ибн Хаджара аль-Аскалани (ум. в 1449 г.), содержащий сведения обо всех выдающихся людях, умерших между 1301 и 1398 гг.
Крупнейшим представителем этого жанра был Ибн Халликан (1211-1282). Созданный им уникальный биографический словарь «Даты кончин знаменитых людей и сведения о сынах времени» до сих пор считается наиболее достоверным источником для изучения домонгольского периода арабской истории и культуры.
Иногда за основу построения биографических словарей принимается географический или региональный принцип. Так, историк аль-Идфави (ум. в 1348 г.) наряду со сводом биографий исторических личностей XIII в. создает биографический словарь известных людей Верхнего Египта. Ценным источником служит биографический словарь, составленный Ибн Култубуга (ум. в 1475 г.), XV в. подробно отражен в своде ас-Сахави (ум. в 1496 г.).
В XV в. в Египте появляется целая плеяда талантливых историков, сочинения которых стали важнейшим источником по мусульманской империи арабов. Центральное место среди них занимает аль-Макризи (ум. в 1442 г.). его перу принадлежит множество исторических сочинений, из которых в первую очередь следует назвать подробнейшую историю Египта, охватывающую период с 1181 по 1441 г., а также топографическое описание Египта, содержащее множество уникальных сведений этнографического и культурного характера.
Глубокий интерес с специфически египетскому материалу ставший основной особенность школы, у истоков которой стоял аль-Макризи, передался его ученику Ибн Тагриберди (ум. в 1470 г.), создавшему многотомную летопись политической и культурной жизни Египта от мусульманского завоевания до середины XV в.
В мамлюкском Египте продолжается успешное развитие христианской исторической традиции. Двухтомная история Ибн аль-Амида (ум. в 1273г.), охватывающая период от сотворения мира до 1260 г., привлекла внимание европейцев. В 1625 г. она была переведена на латынь, годом позже – на английский язык, а в 1657 г. в Париже вышел ее французский перевод.
Не меньшую известность снискала в Европе общая история другого христианского ученого Ибн ар-Рахиба аль-Кубти (ум. в 1283 г.). В середине XVI в. она также была переведена на французский язык.
Из произведений назидательно-дидактической прозы большой популярностью с середины XV в. пользуется литературная антология каирца аль-Абшихи (ум. в 1446 г.). Многочисленные изречения и афоризмы аль-Абшихи быстро вошли в литературный обиход и пользуются по сегодняшний день.
Для литературы XIII-XV вв. характерно бурное развитие устной городской прозы. Особой популярностью пользуются у каирских жителей многочисленные героические эпопеи, бытовые и фантастические новеллы, волшебные сказки, представления театра теней «Хайаль аз-зылль».
В XIV-XV вв. завершается составление и окончательное оформление выдающегося памятника арабской литературы – свода «1001 ночь», получает законченный вид героический роман о султане Байбарсе и его борьбе с крестоносцами, прочное место в репертуаре сказителей занимают более ранние народные романы – «Повесть о племени хиляль», «Жизнеописание Антары», «Жизнеописание Сайфа, сына царя Зу-Язана» и др. К этому же времени достигает своего расцвета искусство народных повествователей – хранителей и передатчиков этих романов.
Профессиональный актер-рассказчик обычно выступал перед публикой городских кофеен. Как правило, он не имел заранее составленного текста того или иного повествования, и его исполнения опиралось на импровизацию. Его рассказ включал монологическую речь и диалог, который он исполнял в лицах, искусно меняя голос и используя мимику и имитирующие телодвижения. Составным элементом представления было пение, причем рассказчик подыгрывал себе на струнном инструменте.
В XIII в. любимым развлечением каирской публики становится театр теней, появившийся в Египте, по свидетельству средневековых источников, еще в фатимидский период.
Труппы театра теней, как правило, были бродячими. Они давали свои представления в кофейнях или в специальных шатровых палатках. Их нехитрый реквизит состоял из ящика с вырезанными из кожи куклами и складной ширмы с экраном. Окончив представление, актеры собирали с публики деньги и переезжали на новое место.
Большинство дошедших до нас текстов пьес театра теней анонимы. В этой связи особый интерес вызывают три пьесы XIII в., авторство которых относятся к известному каирскому поэту Мухаммаду ибн Даниалу (ум. в 1311 г.).
Сложная и насыщенная литературная жизнь мамлюкского периода ярко свидетельствует о том, что средневековая культура не может быть понята без учета городской литературной традиции, без изучения особенностей народной культуры, противостоящей культуре правящих классов.