12 урок. Глаголы в предложениях

Внимательно прочитайте следующие предложения и поразмыслите над глаголами:

.الرَّجُلانِ يَجْلِسَان •
.الطُّلَّابُ يَكْتُبُونَ •
.يَجْلِسُ الرَّجُلَانِ •
.يَكْتُبُ الطُّلَّابُ •

Сравни глаголы в каждом вышеперечисленном предложении. На что вы обратили внимание?
В первом предложении слово الرَّجُلانِ  в двойственном числе, и глагол يَجْلِسَان  тоже в двойственном числе. Также, во втором предложении слово الطُّلَّابُ во множественном числе, и глагол يَكْتُبُونَ  во множественном числе соответственно.

Что касается третьего предложения, то глагол يَجْلِسُ  в единственном числе несмотря на то, что слово  الرَّجُلَانِ в двойственном. То же самое, в четвертом предложении глагол  يَكْتُبُ  указывает на единственное число, несмотря на то что слово  الطُّلَّابُ во множественном.

Почему?
Дело в том, что когда предложение начинается с глагола, как это показано в третьем и четвертом примере, в таком случае глагол всегда склоняется в единственном числе, независимо от того в единственном числе имя существительное, в двойственном или во множественном.

Просмотрите еще примеры:

.ذَهَبَ الطَّالِبَانِ إِلى الْمَدْرَسَةِ —
.ذَهَبَتِ الطَّالِبَتَانِ إِلى الْمَدْرَسَةِ —
يَلْعَبُ الطِّفْلانِ —
.تَلْعَبُ الطِّفْلاتَانِ —
.ذَهَبَ الطُّلَّابُ إِلى الْمَدْرَسَةِ —
.ذَهَبَتِ الطَّالِبَاتُ إِلى الْمَدْرَسَةِ —
.يُصَلِّي الْمُسْلِمُونَ —
.تُصَلّي الْمُسْلِمَاتُ —

УПРАЖНЕНИЯ

№1. Образуйте из следующих предложений женский род.

.أَنَا مُعَلِّمٌ —
.يَدْرُسُ الطَّالبُ اللُّغَةَ العَرَبِيَّةَ —
.أَنْتَ تِلْمِيذٌ —
.هَلْ هُوَ عَرَبِيٌّ —
.هُمْ فَرَنْسِيُّونَ —
.نَحْنُ مُهَنْدِسَانِ —
.المُسْلِمُونَ صَادِقُون —
.هُمَا رَجُلاَنِ —
.هَلْ أَنْتُمْ مِصْرِيُّونَ —
.هُمْ مُجْتَهِدُونَ في دِرَاسَتِهِم —
.الأَطِبَّاءُ يَعْمَلُونَ فِي الْمُسْتَشْفَى —
.اِسْتَيْقَذْتُ مِنَ النَّوْمِ مُبَكِّراً —
:اَلإِجَابَةُ
.أَنَا مُعَلِّمَةٌ —
.تَدْرُسُ الطَّالِبَةُ اللُّغَةَ الْعَرَبِيَّةَ —
………. —

№2. Выберите правильный ответ:

.الطُّلَّابُ …… (ذَهَبْتُمْ — ذَهَبُوا) إِلى الْمَدْرَسَةِ —
هَلْ …… (قَرَأْتُمْ — قَرَأْتُنَّ) الْقُرآنَ الْكَرِيمَ يَا أَبْنَائِي؟ —
.يَكتُبُ — يَكْتُبُونَ) الطُّلَّابُ الدَّرْسَ) …… —
فِي أَيِّ سَاعَةٍ ….. (تَذْهَبِينَ — تَذْهَبُ) إِلى الجَامِعَةِ يَا عَائِشَةُ؟ —
هَلْ ….. (سَمِعْتُمْ — سَمِعْتُنَّ) الأَخْبَارَ يَا بَنَاتِي؟ —
.أَخَواتي ….. (تَذْهَبْنَ — يَذْهَبْنَ) إِلى الْمَدْرَسَةِ بِالْحَافِلَةِ —

№3. Исправьте выделенные синим цветом глаголы:

يَا مَريَمُ هَلْ تَعْلَمُ الإِجَابَةَ؟ —
الطَّالِبَاتُ يُخْرِجُونَ منَ الْمَدْرَسَةِ في السَاعَةِ الْوَاحِدَةِ —
أَيْنَ تَذْهَبْنَ يَا أَيصْدِقَائِي؟ —
أُخْتِي يَدْرُسُ فِي المَدْرَسَةِ الثَّانَوِيَّةِ —
مَذَا تَكْتُبُونَ يَا طَالِبَتَانِ؟ —