Карматы

Ве­ли­кие араб­ские за­во­е­ва­ния рас­ши­ри­ли гра­ни­цы му­суль­ман­ско­го ми­ра до Па­ми­ра и Пи­ри­не­ев. Мно­жест­во на­ро­дов и пле­мен во­шли в со­став Ха­ли­фа­та и при­ня­ли ис­лам. Так об­ра­зо­вал­ся му­суль­ман­ский су­пер­эт­нос. Но, как го­во­рит­ся, каж­дая ме­даль име­ет две сто­ро­ны. Ак­тив­но рас­ши­ряя гео­гра­фи­чес­кие гра­ни­цы Ха­ли­фа­та, его пра­ви­те­ли са­ми то­го не же­лая по­лу­чи­ли под­дан­ных маз­да­ки­тов Азер­байд­жа­на, ог­не­пок­лон­ни­ков Хо­ра­са­на, буд­дис­тов Сред­ней Азии, ма­ни­хе­ев Ме­со­по­та­мии и гнос­ти­ков Си­рии. По­ис­ти­не, ог­нен­ная смесь!

Ес­тест­вен­но с та­ки­ми им­порт­ны­ми под­дан­ны­ми фит­на в Ха­ли­фа­те не за­ста­ви­ла се­бя дол­го ждать. Все вы­ше­ука­зан­ные груп­пы пы­ла­ли не­на­вистью к му­суль­ма­нам и ис­ла­му. Му­суль­ман­ский мир ох­ва­ти­ли не­ви­дан­ные по­тря­се­ния. Че­го толь­ко сто­и­ло вос­ста­ние Ба­бе­ка, ко­то­рый убил свы­ше 200 000 и сде­лал ра­ба­ми свы­ше 10 000 му­суль­ман.

Им­пе­ра­тор-фи­ло­соф Древ­не­го Ри­ма Марк Ав­ре­лий как-то весь­ма удач­но за­ме­тил: «Глу­по счи­тать, что на све­те есть злые лю­ди и они не де­ла­ют зла». Это кры­ла­тое вы­ра­же­ние мог­ло бы по­слу­жить де­ви­зом тех идео­ло­ги­чес­ких без­об­ра­зий, ко­то­рые тво­ри­ли пред­ста­ви­те­ли псев­до­ис­лам­ской сек­ты, из­вест­ной в Пер­сии как ис­ма­и­ли­ты, а Ара­вии – кар­ма­ты, глав­ной целью ко­то­рых бы­ло раз­ру­ше­ние ис­ла­ма. Так­же они бы­ли из­вест­ны как ба­ты­ни­ты, ас­са­си­ны и зин­ди­ки. Ос­но­ва­тель этой де­струк­тив­ной сек­тант­ской об­щи­ны – Аб­дул­ла ибн Май­мун (умер в 874 г.), по про­ис­хож­де­нию из ми­дий­ских пер­сов, по про­фес­сии – глаз­ной врач.

Про­па­ган­да это­го уче­ния но­си­ла двух­мер­ный ха­рак­тер. Ви­ди­мая сто­ро­на бы­ла прос­та: все без­об­ра­зия это­го ми­ра ис­пра­вит Мах­ди (спа­си­тель че­ло­ве­чест­ва и вос­ста­но­ви­тель спра­вед­ли­вос­ти). Аги­та­то­ры-кар­ма­ты в де­ле про­па­ган­ды сво­е­го уче­ния вы­бра­ли бес­про­иг­рыш­ную по­зи­цию: они вы­да­ва­ли се­бя за му­суль­ман. Вот как опи­сы­ва­ет эту стра­те­гию в дей­ст­вии Л.Н. Гу­ми­лев: «Они тол­ко­ва­ли тек­с­ты Ко­ра­на, по­пут­но вы­зы­вая в со­бе­сед­ни­ках со­мне­ния и на­ме­кая, что им что-то из­вест­но, но вот-де ис­тин­ный за­кон за­быт, от­че­го все бед­ст­вия и про­ис­те­ка­ют, а вот если его вос­ста­но­вить, то… Но тут тол­ко­ва­тель за­мол­кал, чем, ко­неч­но, раз­жи­гал лю­бо­пыт­ст­во. Со­бе­сед­ник, край­не за­ин­те­ре­со­ван­ный, про­сит про­дол­жать, но про­по­вед­ник, опять-та­ки ссы­ла­ясь на Ко­ран, бе­рет с не­го клят­ву со­блю­де­ния мол­ча­ния, а за­тем, как ис­пы­та­ние доброй во­ли про­зе­ли­та, сум­му де­нег, со­об­раз­но сред­ст­вам, на об­щее де­ло. За­тем идет обу­че­ние но­во­об­ра­щен­но­го… Кар­ма­ты долж­ны бы­ли лгать всем: с ши­и­том он дол­жен быть ши­ит, с сун­ни­том – сун­нит, с ев­ре­ем – ев­рей, с хрис­ти­а­ни­ном – хрис­ти­а­нин, с языч­ни­ком – языч­ник, но толь­ко он дол­жен был пом­нить, что тай­но под­чи­нен сво­е­му пи­ру – стар­цу. Все му­суль­ма­не – вра­ги, про­тив ко­то­рых до­зво­ле­на ложь, пре­да­тель­ст­во, убий­ст­ва, на­си­лия. И всту­пив­ше­му на "путь", да­же в пер­вую сте­пень, воз­вра­та нет, кро­ме как в смерть».

В их об­щи­не бы­ло рас­прост­ра­не­но ку­ре­ние га­ши­ша (са­мо­го обык­но­вен­но­го нар­ко­ти­ка) для то­го, что­бы у них воз­ни­ка­ли ви­де­ния дру­го­го ми­ра, к ко­то­ро­му на­стой­чи­во на­прав­ля­ли их идей­ные учи­те­ля.

Ес­тест­вен­но, что эти вра­ги Ал­ла­ха и му­суль­ман тай­но дру­жи­ли с там­пли­е­ра­ми, ко­то­рые так­же со сво­ей сто­ро­ны при­ла­га­ли все уси­лия для унич­то­же­ния ис­ла­ма. Боль­шая роль в про­ти­во­дей­ст­вии рас­прост­ра­не­нию кар­мат­ско­го уче­ния при­над­ле­жит тюр­кам, сна­ча­ла Мах­му­ду Газ­не­ви, а по­том сельд­жук­ским сул­та­нам. При этих пра­ви­те­лях про­тив них бы­ла да­же уч­реж­де­на це­лая ин­кви­зи­ция, гла­ва ко­то­рой но­сил ти­тул «па­ла­ча зин­ди­ков». Бла­го­да­ря их не­пре­кра­ща­ю­щей­ся вой­не с кар­ма­та­ми, по­след­ним уда­лось со­хра­нить свое вли­я­ние толь­ко в Ира­не и Си­рии.

Кар­ма­ты про­сла­ви­лись мно­ги­ми свя­то­тат­ст­ва­ми, глав­ной из ко­то­рых бы­ло мас­со­вое убий­ст­во па­лом­ни­ков в Мек­ке и по­хи­ще­ние Чер­но­го Кам­ня Ка­а­бы в 929 г. (де­я­ния бах­рейн­ских кар­ма­тов по на­уще­нию ос­но­ва­те­ля ди­нас­тии Фа­ти­ми­дов ха­ли­фа Егип­та Убей­дул­лы). Кс­та­ти, му­суль­ма­нам свя­щен­ный ка­мень сра­зу же вер­нуть не уда­лось; по­тре­бо­ва­лось дол­гих 23 го­да для его воз­вра­ще­ния на за­кон­ное мес­то по­сред­ст­вом упла­ты гро­мад­но­го вы­ку­па.

Гла­ва кар­ма­тов но­сил ти­тул «Ста­рец Го­ры». Са­мым из­вест­ным «Стар­цем Го­ры» был Ха­сан Саб­бах, ко­то­рый был быв­шим чи­нов­ни­ком сельд­жук­ско­го сул­та­на Ме­лик-ша­ха и был из­гнан из го­су­дар­ст­вен­ной служ­бы за ин­три­ги. В 1090 го­ду он ов­ла­де­ва­ет гор­ной кре­по­стью Ала­мут в Дей­ле­ме. С тех пор эта кре­по­сть ста­ла сто­ли­цей кар­мат­ско­го дви­же­ния. В бу­ду­щем кар­ма­ты при­о­бре­тут еще око­ло 10 кре­пос­тей на тер­ри­то­рии Ли­ва­на.

Боль­шая часть кар­ма­тов жи­ла в раз­лич­ных го­ро­дах и се­ле­ни­ях Ха­ли­фа­та, где тща­тель­но мас­ки­ро­ва­лась под ви­дом му­суль­ман или хрис­ти­ан. Они спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись на по­ли­ти­чес­ких убий­ст­вах (от­сю­да и их ев­ро­пей­ское на­зва­ние — ас­са­си­ны). Убий­ст­ва при­но­си­ли сек­те боль­шие до­хо­ды (к их услу­гам лю­би­ли при­бе­гать крес­то­нос­цы). В 1092 го­ду им уда­лось убить зна­ме­ни­то­го сельд­жук­ско­го ви­зи­ря Ни­за­ма аль-Муль­ка.

Как пи­шет Е.А. Бе­ля­ев в сво­ей ра­бо­те «Му­суль­ман­ское сек­тант­ст­во»: «На­пря­жен­ная борь­ба, ко­то­рую ве­ли кар­ма­ты про­тив ха­ли­фа­та и сун­нит­ско­го ис­ла­ма, при­ня­ла с са­мо­го на­ча­ла ха­рак­тер и фор­му сек­тант­ско­го дви­же­ния. По­это­му кар­ма­ты, бу­ду­чи не­тер­пи­мы­ми фа­на­ти­ка­ми, на­прав­ля­ли свое ору­жие не толь­ко про­тив сун­нит­ско­го ха­ли­фа­та и его пра­ви­те­лей, но и про­тив всех тех, кто не вос­при­ни­мал их уче­ния и не вхо­дил в их ор­га­ни­за­цию. На­па­де­ния кар­мат­ских во­ору­жен­ных от­ря­дов на мир­ных го­род­ских и сель­ских жи­те­лей со­про­вож­да­лись убий­ст­ва­ми, гра­бе­жа­ми и на­си­ли­я­ми. Уце­лев­ших кар­ма­ты бра­ли в плен, об­ра­ща­ли в раб­ст­во и про­да­ва­ли на сво­их ожив­лен­ных рын­ках на­рав­не с дру­гой до­бы­чей».

К со­жа­ле­нию, и в на­ше вре­мя сре­ди ши­и­тов есть не­ма­ло груп­пи­ро­вок, ко­то­рые до сих пор рья­но при­дер­жи­ва­ют­ся идео­ло­гии кар­ма­тов, как те же ба­ты­ни­ты и ала­ви­ты. И мы сво­и­ми гла­за­ми ви­дим, как в наш век на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го про­грес­са со­вре­мен­ные кар­ма­ты без­жа­лост­но про­ли­ва­ют кровь мир­ных му­суль­ман в Си­рии, Ира­не, Ли­ва­не и не­ко­то­рых дру­гих стра­нах, ко­то­рые в про­ш­лом яв­ля­лись частью мо­гу­щест­вен­но­го Ха­ли­фа­та и бы­ли Учи­те­ля­ми че­ло­ве­чест­ва.



Оставить ответ