Головные уборы каракалпаков

Од­ной из вы­ра­зи­тель­ных и свое­об­раз­ных час­тей одеж­ды яв­ля­ют­ся го­лов­ные убо­ры, ко­то­рые иг­ра­ют важ­ную роль в прак­ти­чес­кой и опо­зна­ва­тель­ной функ­ци­ях кос­тю­ма. Они устой­чи­во со­хра­ня­ют воз­раст­ные и со­ци­аль­ные при­зна­ки их об­ла­да­те­лей. В ста­рин­ной на­цио­на­ль­ной одеж­де ка­ра­кал­па­ков про­сле­жи­ва­ет­ся сход­ст­во с одеж­дой дру­гих на­ро­дов Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­на, а так­же не­ко­то­рых на­ро­дов За­уралья и По­волжья. Со­хра­нив­ши­е­ся в на­сто­я­щее вре­мя кол­лек­ции ка­ра­кал­пак­ской на­цио­на­ль­ной одеж­ды раз­бро­са­ны по раз­лич­ным му­зе­ям ми­ра, что за­труд­ня­ет их ком­плек­с­ное изу­че­ние. В ма­те­ри­а­лах на­сто­я­щей статьи ис­поль­зо­ва­ны экс­по­на­ты Крае­вед­чес­ко­го му­зея Ака­де­мии на­ук Ка­зах­ста­на и Му­зея ис­кус­ств Ка­ра­кал­пакс­та­на.

В дан­ных кол­лек­ци­ях ка­ра­кал­пак­ская одеж­да пред­став­ле­на в сво­их ос­нов­ных ви­дах, од­на­ко от­дель­ные из них не со­хра­ни­лись, и внеш­ний вид одеж­ды мож­но вос­ста­но­вить лишь по рас­ска­зам ста­ри­ков и опи­са­нию в ли­те­ра­тур­ных па­мят­ни­ках. Го­лов­ные убо­ры ка­ра­кал­па­ков от­ли­ча­ют­ся раз­но­об­ра­зи­ем. Это вой­лоч­ные и ме­хо­вые шап­ки, тю­бе­тей­ки. Об их по­пу­ляр­нос­ти в на­цио­на­ль­ном кос­тю­ме сви­де­тель­ст­ву­ет и са­мо на­зва­ние на­ро­да — "чер­ные шап­ки". Од­на­ко, по мне­нию ис­сле­до­ва­те­лей эт­но­гра­фии ка­ра­кал­па­ков, тер­мин "кал­пак" здесь упо­треб­лен не­пра­виль­но. Ка­ра­кал­па­ки при­ме­ня­ли тер­мин "бо­рик" (шап­ка), от­сю­да, по их пред­по­ло­же­ни­ям, на­зва­ние на­ро­да "ка­ра-бо­рик­ли", то есть лю­ди в чер­ных вой­лоч­ных шап­ках. На­зва­ние ка­ра­кал­пак, име­ю­щее то же зна­че­ние, мог­ло быть да­но со­сед­ни­ми тюрк­ски­ми пле­ме­на­ми, у ко­то­рых был рас­прост­ра­нен тер­мин "кал­пак" при­ме­ни­тель­но к муж­ско­му го­лов­но­му убо­ру (1, с.76).

Кал­пак пред­став­ля­ет со­бой вой­лоч­ный ко­нус. Эта фор­ма вос­хо­дит к скиф­ским го­лов­ным убо­рам (2, с.478). По рас­ска­зам по­жи­лых лю­дей, в ста­ри­ну она на­зы­ва­лась кал­пак-та­хия, ее ши­ли из мест­ной тка­ни. Шап­ка бы­ла про­дол­го­ва­той фор­мы, а вер­хуш­ка ее за­ги­ба­лась. Этот вид го­лов­но­го убо­ра, без­ус­лов­но, сви­де­тель­ст­ву­ет о ге­не­ти­чес­кой свя­зи ка­ра­кал­па­ков с древ­ни­ми скиф­ски­ми пле­ме­на­ми и их при­над­леж­нос­ти к тра­ди­ци­ям ко­че­вой степ­ной куль­ту­ры. Тра­ди­ци­он­ным ка­ра­кал­пак­ским го­лов­ным убо­ром бы­ла муж­ская шап­ка из ов­чи­ны — шо­гир­ме, име­ю­щая и вто­рое на­зва­ние — ку­раш. Ку­раш ши­ли из чер­ной ов­чи­ны, шерс­тью на­ру­жу, ов­чи­на на­ши­ва­лась на ша­поч­ку из вой­ло­ка.Эта ва­ли­ко­об­раз­ная, упло­щен­ной фор­мы ме­хо­вая шап­ка бы­ла осо­бен­но боль­шой у ста­ри­ков, ее ана­ло­ги из­вест­ны у тур­к­мен и уз­бе­ков Хо­рез­ма. По фор­ме она от­ли­ча­лась от вы­со­кой тур­к­мен­ской шап­ки и бы­ла бо­лее низ­кой и плос­кой, чем у уз­бе­ков Хо­рез­ма. По­жи­лые муж­чи­ны пред­по­чи­та­ли но­сить ку­раш и ле­том, и зи­мой, а под нее на­де­ва­лась прос­тая од­но­цвет­ная тю­бе­тей­ка из мяг­кой тка­ни.

Шо­гир­ме хра­нят­ся в фон­де Крае­вед­чес­ко­го му­зея г.Ну­ку­са. Пред­ста­ви­те­ли стар­ше­го по­ко­ле­ния, осо­бен­но в сель­ских мест­нос­тях, до­ны­не но­сят шап­ки шо­гир­ме и ку­раш, на­зы­вая их иног­да бо­рик. Тер­мин "бо­рик" упо­треб­лял­ся в зна­че­нии шап­ка, хо­тя им обо­зна­чал­ся го­лов­ной убор из ба­рань­ей шку­ры. Кро­ме шо­гир­ме-ку­раш ка­ра­кал­па­ки но­си­ли ма­лень­кие круг­лые ша­поч­ки — соп­кас из чер­но­го бар­ха­та на сте­га­ной или ме­хо­вой под­клад­ке с уз­кой чер­ной строч­кой по краю из глад­ко­го ме­ха и шап­ки с вы­со­кой ма­куш­кой, с ото­роч­кой из свет­ло­го ме­ха, ча­ще все­го лись­е­го.

До сих пор бы­ту­ют в сель­ских мест­нос­тях у пред­ста­ви­те­лей стар­ше­го по­ко­ле­ния ме­хо­вые шап­ки с на­уш­ни­ка­ми — ма­ла­хай, вы­со­кие ме­хо­вые шап­ки — тел­пак и па­пах, чер­ные и се­рые ка­ра­ку­ле­вые шап­ки в ви­де ни­зень­ких па­пах, с вер­хом из сук­на или цвет­но­го бар­ха­та — де­ле­гей, шап­ки-ушан­ки с ме­хо­вой ото­роч­кой — ку­лак­шин. Чал­му у ка­ра­кал­па­ков но­си­ли лишь пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ст­ва. Ее из­го­тов­ля­ли из хлоп­ча­то­бу­маж­ных и по­лу­шерс­тя­ных тка­ней, не­ред­ко до­ро­гих сор­тов. Каж­дой со­ци­аль­ной груп­пе на­се­ле­ния был при­сущ свой спо­соб на­ма­ты­ва­ния чал­мы. На ра­бо­те и до­ма вмес­то чал­мы го­ло­ву по­вя­зы­ва­ли по­яс­ным плат­ком или кус­ком ма­те­рии. Лю­ди пре­клон­но­го воз­рас­та но­си­ли бе­лую чал­му, сред­не­го — се­рую, а мо­ло­дые — цвет­ную.

Од­ним из ви­дов тра­ди­ци­он­но­го го­лов­но­го убо­ра ка­ра­кал­па­ков бы­ла тю­бе­тей­ка-та­хия — го­лов­ной убор, по­лу­чив­ший ши­ро­кое рас­прост­ра­не­ние у мно­гих на­ро­дов Сред­ней Азии. По­жи­лые муж­чи­ны но­си­ли ее под ку­ра­шом. Зи­мой в по­ме­ще­нии и ле­том на ули­це они мог­ли хо­дить и в од­ной тю­бе­тей­ке. Мно­гие муж­чи­ны-ка­ра­кал­па­ки но­сят та­хию и сей­час. Та­хия име­ла раз­лич­ные фор­мы, а в свя­зи с этим и раз­лич­ные на­зва­ния. С XIX в. ее ши­ли не толь­ко из тка­ней мест­но­го про­из­вод­ст­ва, со­ткан­ных на стан­ке ор­мек, но и из фаб­рич­ных. Тю­бе­тей­ки из до­мо­тка­ных ма­те­ри­а­лов на­зы­ва­лись то­ки­ма-та­хия. Иног­да их де­ла­ли из плю­ша — мах­пал-та­хия.

Укра­ше­ни­ем тю­бе­тей­ки яв­лял­ся вы­ши­тый на ней ор­на­мент (ро­га ба­ра­на, ром­би­ки и др.). Та­кую тю­бе­тей­ку иног­да на­зы­ва­ли кес­те-та­хия (вы­ши­тая тю­бе­тей­ка). Ор­на­мент на ка­ра­кал­пак­ских тю­бе­тей­ках так­же вос­хо­дит к тра­ди­ци­он­ным мо­ти­вам, ха­рак­тер­ным для ис­кус­ст­ва жи­те­лей сте­пи. Тю­бе­тей­ки бы­ли ку­по­ло­об­раз­ной фор­мы, вы­со­той око­ло 12 см, верх их сши­вал­ся из че­ты­рех час­тей и обыч­но был сте­га­ным, прост­ро­чен­ным мел­ки­ми стеж­ка­ми. Око­лыш час­то де­ла­ли из дру­го­го ма­те­ри­а­ла и об­ши­ва­ли тесь­мой — жи­ек. Под­клад­ку из мест­ной хлоп­ча­то­бу­маж­ной тка­ни про­кле­и­ва­ли. К око­лы­шу при­креп­ля­ли пом­пон из шел­ко­вых ни­ток. Мо­ло­дые лю­ди но­си­ли тю­бе­тей­ки си­не­го и зе­ле­но­го цве­тов, ста­ри­ки и де­ти — бе­лые. Тю­бе­тей­ки для де­тей и пар­ней укра­ша­лись вы­шив­кой.

По сей день со­хра­ни­лись эле­мен­ты на­цио­на­ль­но­го кос­тю­ма, в том чис­ле го­лов­ной убор, у ка­ра­кал­па­ков как про­жи­ва­ю­щих в сель­ской мест­нос­ти, так и в го­ро­де. Го­ро­жа­не по-преж­не­му но­сят тра­ди­ци­он­ные го­лов­ные убо­ры, преж­де все­го тю­бе­тей­ку. Что ка­са­ет­ся ме­хо­вых го­лов­ных из­де­лий, то для них уже ха­рак­те­рен со­вре­мен­ный ди­зайн, хо­тя ос­но­ва фор­мы ша­пок сши­ва­ет­ся, как и в про­ш­лом ве­ке. Та­ким об­ра­зом, мно­го­об­ра­зие го­лов­ных убо­ров ка­ра­кал­па­ков, со­хра­не­ние мно­гих их ви­дов до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни сви­де­тель­ст­ву­ют о боль­шом вни­ма­нии, уде­ля­е­мом тра­ди­ци­он­но­му кос­тю­му, его мно­го­ви­до­вой функ­ци­о­на­ль­нос­ти, древ­них кор­нях. Кро­ме то­го, это го­во­рит о вза­и­мо­обо­га­ще­нии и вза­и­мо­в­ли­я­нии куль­тур со­сед­них го­су­дарств, а так­же о ге­не­ти­чес­кой бли­зос­ти ка­ра­кал­пак­ско­го на­ро­да и дру­гих на­ро­дов Сред­ней Азии, так же со­хра­нив­ших тра­ди­ци­он­ную одеж­ду и ее от­дель­ные де­та­ли.

Ав­тор: Гуль­наз То­ре­ни­я­зо­ва

По ма­те­ри­а­лам: http://www.sanat.orexca.com



Оставить ответ