Гармония красоты и мудрости в искусстве каллиграфии

В куль­тур­ном на­сле­дии Вос­то­ка осо­бое мес­то за­ни­ма­ют эпи­гра­фи­чес­кие па­мят­ни­ки. Они не толь­ко не­сут в се­бе ин­фор­ма­цию о про­ш­лом, но и яв­ля­ют­ся сво­е­го ро­да са­мо­цен­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ст­ва.

В ис­то­рии Сред­ней Азии из­вест­ны та­кие об­ра­зы пись­мен­нос­ти, как сог­дий­ская, ара­мей­ская, ор­хо­но-ени­сей­ская (тюрк­ские ру­ны), уй­гур­ская. В них уди­ви­тель­ным об­ра­зом от­ра­зи­лись та­лант и при­ро­да на­ро­да.

Осо­бое вни­ма­ние пись­мен­нос­ти уде­ля­ли в ис­лам­скую эпо­ху. Тог­да она ста­ла од­ним из по­ка­за­те­лей вы­со­ко­го уров­ня раз­ви­тия на­уки и ис­кус­ст­ва. Стрем­ле­ние к на­укам бы­ло за­ло­же­но в са­мом Ко­ра­не, став­шем од­ним из гим­нов зна­нию. Со­че­тая та­ин­ст­во с ра­зу­мом, он по­буж­дал к ис­сле­до­ва­ни­ям. Ис­лам по­ощ­рял ве­ру­ю­щих к за­ня­тию на­ука­ми, не слу­чай­но му­суль­ман­ское сред­не­ве­ковье во­шло в ис­то­рию ми­ро­вой ци­ви­ли­за­ции как эпо­ха про­све­щен­нос­ти. Все­му ми­ру из­вест­ны име­на на­ших со­оте­чест­вен­ни­ков, та­ких, как За­мах­ша­рий, Имам аль Бу­ха­ри, Аль Фа­ра­би, Бур­хо­нид­дин аль-Мар­ги­на­ний, Му­хам­мад ал-Хо­рез­ми, Ка­ма­лид­дин Бех­зад. По сей день мы чер­па­ем зна­ния из их тру­дов. Вклад на­ших пред­ков в ми­ро­вое раз­ви­тие в об­лас­ти на­уки и куль­ту­ры по­ис­ти­не ве­лик.

Араб­ский ал­фа­вит по­лу­чил по­все­мест­ное рас­прост­ра­не­ние в ис­лам­ском ми­ре, объ­еди­няя раз­но­язы­кие на­ро­ды в це­лост­ный куль­тур­ный кон­гло­ме­рат. Ис­кус­ст­во кал­ли­гра­фии до­стиг­ло бес­пре­це­дент­но­го раз­ви­тия. Круп­ней­шие цент­ры ху­до­жест­вен­ной кал­ли­гра­фии на­хо­ди­лись в Ге­ра­те, Меш­хе­де, Бал­хе, Таш­кен­те, Бу­ха­ре, Са­мар­кан­де.

Спе­ци­аль­ные ме­то­ды обу­че­ния это­му ви­ду ис­кус­ст­ва пред­по­ла­га­ли как прак­ти­чес­кое ко­пи­ро­ва­ние луч­ших об­раз­цов, так и разъ­яс­не­ние, изуст­ную пе­ре­да­чу опы­та. Из ру­ко­пис­ных про­из­ве­де­ний, со­здан­ных в XIV и XV вв., из­вест­но, что де­я­тель­ность кал­ли­гра­фов, мас­те­ров ху­до­жест­вен­ной рос­пи­си и ху­дож­ни­ков бы­ла ка­но­ни­зи­ро­ва­на в "Ни­зом-ри­со­ла" — ус­та­ве или сво­де пра­вил, норм по­ве­де­ния, эти­ке­та. Это бы­ло сво­е­го ро­да ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ское на­став­ле­ние для ре­мес­лен­ни­ков.

На ос­но­ве араб­ско­го ал­фа­ви­та со­зда­ва­лись раз­лич­ные ти­пы по­чер­ков, раз­ли­чав­ших­ся тон­кой ню­ан­си­ров­кой вос­про­из­ве­де­ния от­дель­ных букв. Ос­нов­ные из них об­ра­зо­вы­ва­ли так на­зы­ва­е­мую клас­си­чес­кую шес­тер­ку: сульс, насх, рейха­ни, му­хаг­гаг, то­уги и ре­га, по­лу­чив­шую раз­ви­тие в X-XIII вв. В XV-XVI вв. каж­дый кал­ли­граф дол­жен был вла­деть по­чер­ка­ми сульс, насх и на­ста­лик. В за­ви­си­мос­ти от сти­ля от­дель­ные ви­ды по­чер­ков при­ме­ня­лись для де­ло­вой и лич­ной кор­рес­пон­ден­ции, тай­но­пи­си, за­пи­си сти­хотвор­ных про­из­ве­де­ний и т.п. Так, од­на из древ­них раз­но­вид­нос­тей араб­ско­го пись­ма — ку­фи, от­ли­чав­ша­я­ся уг­ло­ва­тостью букв и пря­мо­ли­ней­ностью, оли­цет­во­ря­ла до XIV в. офи­ци­аль­ный стиль, поз­же она ста­ла ис­поль­зо­вать­ся лишь как де­ко­ра­тив­ный эле­мент в оформ­ле­нии про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва.

Над­пи­си бы­ли со­став­ля­ю­щей частью ар­хи­тек­тур­но­го де­ко­ра, пред­ме­тов на­род­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва. Сте­ны ме­че­тей и мав­зо­ле­ев укра­ша­лись сло­ва­ми свя­щен­ной мо­лит­вы, мед­ре­се — над­пи­ся­ми о на­уке и про­све­ще­нии. Так, на мед­ре­се Улуг­бе­ка на пло­ща­ди Ре­гис­тан в Са­мар­кан­де чи­та­ет­ся над­пись "Стрем­ле­ние к зна­ни­ям — обя­зан­ность каж­до­го му­суль­ма­ни­на и му­суль­ман­ки". Каж­дая над­пись — син­тез муд­рос­ти и ху­до­жест­вен­но­го со­вер­шен­ст­ва. Ча­ще все­го встре­ча­лись ци­та­ты из Ко­ра­на, по­э­ти­чес­кие дву­стишья, бла­го­по­же­ла­ния ("ма­шал­ла", "ин­шал­ла" — сла­ва Бо­гу, хва­ла Бо­гу), раз­ме­щен­ные в спе­ци­аль­но отве­ден­ных ме­даль­о­нах или кар­ту­шах. На мо­лит­вен­ных ков­ри­ках (жой­на­моз) вы­ши­ва­лись сло­ва "саж­да" (по­кло­не­ние), "Ка­а­ба", "бис­мил­ла" — "во имя Бо­га ми­лос­ти­во­го и ми­ло­серд­но­го".

Раз­лич­ные со­ве­ты и муд­рые из­ре­че­ния со­став­ля­ли сбор­ник "Панд­но­ма". С их по­мощью на­ши пред­ки прос­то и лег­ко внед­ря­ли идеи ша­ри­а­та и та­ри­ка­та в че­ло­ве­чес­кое со­зна­ние. Так, над­пись на мав­зо­лее Би­би-Ха­ным в Са­мар­кан­де гла­сит: "Эта жизнь лишь мгно­ве­ние, по­свя­ти же ее на бла­го­тво­ре­ние!" На ля­га­не, со­здан­ном без­вест­ным гон­ча­ром, за­пе­чат­ле­на на­род­ная муд­рость: "Хо­чешь быть здо­ро­вым — ешь ма­ло, хо­чешь быть ува­жа­е­мым — будь ма­ло­с­лов­ным". Глу­бо­ко­мыс­лен­ны и со­дер­жа­тель­ны сло­ва, вы­ши­тые де­вуш­кой на по­ясе джи­ги­та: "Ва­фо" — "Вер­ность"!

Но бы­ли и не­чи­та­е­мые, сти­ли­зо­ван­ные над­пи­си, упо­доб­ляв­ши­е­ся рас­ти­тель­но­му ор­на­мен­ту оби­ли­ем ви­ти­е­ва­тых, плав­но изо­гну­тых ли­ний. Они час­то ис­поль­зо­ва­лись в ка­чест­ве укра­ше­ния в ар­хи­тек­тур­ном де­ко­ре, ков­рах, ке­ра­ми­ке и бы­ли рас­счи­та­ны не на про­чте­ние, а на узна­ва­ние.

Изощ­рен­ность на­чер­та­ния букв до­сти­га­ла не­мыс­ли­мо­го со­вер­шен­ст­ва. Так, из­вест­но, что ге­рат­ский кал­ли­граф и по­эт Мед­ж­нун Чап­не­вис (XVI в.) изо­брел пись­мо, чи­та­ю­ще­е­ся как спра­ва на­ле­во, так и на­обо­рот, из со­че­та­ния букв у не­го по­лу­ча­лись изо­бра­же­ния лю­дей и жи­вот­ных. Та­ким об­ра­зом, мы име­ем де­ло с чи­та­е­мы­ми над­пи­ся­ми, не­чи­та­е­мы­ми над­пи­ся­ми, упо­доб­лен­ны­ми ор­на­мен­ту, и над­пи­ся­ми-изо­бра­же­ни­я­ми, об­раз­цы ко­то­рых да­ет нам ис­кус­ст­во кал­ли­гра­фии.

Со­хра­нив­ши­е­ся до се­год­няш­не­го дня об­раз­цы ху­до­жест­вен­ной кал­ли­гра­фии, а так­же ве­ли­ко­леп­ные про­из­ве­де­ния ху­дож­ни­ков-ми­ни­а­тю­рис­тов и ор­на­мен­таль­ные рос­пи­си слу­жат для со­вре­мен­ных мас­те­ров эта­ло­ном, ис­точ­ни­ком не­ис­ся­ка­е­мо­го вдох­но­ве­ния.

В не­за­ви­си­мой рес­пуб­ли­ке Уз­бе­кис­тан все­сто­рон­няя под­держ­ка твор­чес­ких лю­дей под­ня­та на уро­вень го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки. Это да­ет уве­рен­ность в том, что твор­чес­ки ис­поль­зуя на­сле­дие пред­ков, сво­ре­мен­ные ху­дож­ни­ки смо­гут со­зда­вать до­стой­ные их па­мя­ти про­из­ве­де­ния. Как ска­зал Пре­зи­дент И.Ка­ри­мов, "на­род с ве­ли­ким прош­лым до­сто­ин ве­ли­ко­го бу­ду­ще­го".

На про­тя­же­нии мно­гих лет за­ни­ма­ясь ис­кус­ст­вом кал­ли­гра­фии, я не пе­ре­ста­вал удив­лять­ся фор­мотвор­чес­ким воз­мож­нос­тям араб­ско­го шриф­та. Под­час его на­хо­дишь да­же в та­ких узо­рах, ко­то­рые уже дав­но вос­при­ни­ма­ют­ся как иг­ра ли­ний и форм. Так, по­пу­ляр­ные аб­ро­вые узо­ры тра­ди­ци­он­ной в Уз­бе­кис­та­не тка­ни ат­лас име­ют, на мой взгляд, эпи­гра­фи­чес­кое про­ис­хож­де­ние. Ис­хо­дя из ка­чест­ва шел­ка, из­де­лия из не­го пред­на­зна­ча­лись для опре­де­лен­ной ка­те­го­рии со­ци­аль­ной про­слой­ки, при­над­леж­ность к ко­то­рой на­шла свое от­ра­же­ние в узо­рах-над­пи­сях, об­ра­зо­ван­ных в про­цес­се окра­ши­ва­ния. Так, шо­хий ат­лас (цар­ский ат­лас) име­ет узо­ры, об­ра­зо­ван­ные сло­вом "шах", хан ат­лас (хан­ский ат­лас) — сло­вом "хан", бе­гой­им — "бек".

Лишь те мас­те­ра, ко­то­рые ов­ла­де­ва­ли мас­тер­стом со­став­ле­ния ху­до­жест­вен­но­го ор­на­мен­та та­ко­го ро­да на тка­ни, удос­та­ива­лись по­чет­но­го зва­ния "нак­ш­банд", в на­шем по­ни­ма­нии — ху­дож­ник-ди­зай­нер.

Эпи­гра­фи­чес­кое на­ча­ло со­став­ля­ет и ос­но­ву ор­на­мен­таль­но­го сти­ля ис­ли­ми. Я убеж­ден, что рас­ти­тель­ные узо­ры бы­ли со­зда­ны ис­хо­дя из форм букв, ко­то­ры­ми за­пи­сан Ко­ран, об этом сви­де­тель­ст­ву­ет са­мо на­зва­ние сти­ля, про­ис­хо­дя­щее от сло­ва ис­лам. По­это­му воз­мож­но ис­пол­не­ние на ос­но­ве араб­ской гра­фи­ки та­ких рас­ти­тель­ных узо­ров, ко­то­рые бы про­чи­ты­ва­лись. Их об­раз­цы ав­тор пред­ла­га­ет ва­ше­му вни­ма­нию.

Се­год­ня тра­ди­ци­он­ный ор­на­мент ле­жит в ос­но­ве де­ко­ра всех ви­дов на­род­но­го де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва. Его кра­со­та не­тлен­на, она да­ет усла­ду для серд­ца. Но, со­зда­вая ко­по­зи­ции из клас­си­чес­ких ор­на­мен­таль­ных мо­ти­вов, мож­но ис­поль­зо­вать и его со­дер­жа­тель­ные воз­мож­нос­ти. Это бу­дет но­вым по­во­ро­том в ор­на­мен­таль­ном ис­кус­ст­ве.

Ха­би­бул­ла Со­лих.
Ис­точ­ник: http://www.sanat.orexca.com/



Оставить ответ