Школа красноречия

Ми­лос­ти­вый на­учил Ко­ра­ну, со­здал че­ло­ве­ка и на­учил его изъ­яс­нять­ся.
Свя­щен­ный Ко­ран (54: 1-4 ая­ты)

В ис­то­рии ис­ла­ма бы­ло не­ма­ло ора­то­ров, на­сле­дие ко­то­рых до сих пор яв­ля­ет­ся эта­ло­ном крас­но­ре­чия для со­вре­мен­ных му­суль­ман. Во гла­ве их, ес­тест­вен­но, на­хо­дит­ся про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). На­ря­ду с ним мож­но при­вес­ти в при­мер всех пра­вед­ных ха­ли­фов, мно­гих зна­ме­ни­тых спо­движ­ни­ков про­ро­ка, уче­ных и пра­ви­те­лей. Об­щим у них бы­ло то, что все их сло­ва пря­мо или кос­вен­но бы­ли на­прав­ле­ны на ре­а­ли­за­цию ис­лам­ско­го при­зы­ва и укреп­ле­ние его мо­щи. Из это­го сле­ду­ет, что со­вре­мен­ное по­ко­ле­ние обя­за­но так же эф­фек­тив­но об­ра­щать­ся та­ким ору­жи­ем как сло­во. Вы яв­ля­е­тесь луч­шей из об­щин, по­явив­шей­ся на бла­го че­ло­ве­чест­ва, по­ве­ле­вая со­вер­шать одоб­ря­е­мое, удер­жи­вая от предо­су­ди­тель­но­го и ве­руя в Ал­ла­ха... [3:110].

Об­ще­из­вест­но, что од­ним из глав­ных со­став­ля­ю­щих успе­ха в де­ле при­зы­ва яв­ля­ет­ся уме­ние воз­дейст­во­вать сло­вом на лю­дей, раз­бу­дить в их ду­ше добрые и бла­го­род­ные по­буж­де­ния. Но, к со­жа­ле­нию, мно­гие му­суль­ма­не не мо­гут ис­поль­зо­вать ог­ром­ный по­тен­ци­ал сло­ва в ис­лам­ском при­зы­ве. По­все­мест­но встре­ча­ют­ся яв­ле­ния, ког­да при до­не­се­нии ис­лам­ской ин­фор­ма­ции при­зы­ва­ю­щий – с хо­ро­ши­ми на­ме­ре­ни­я­ми и в нуж­ной об­ста­нов­ке – на­чи­на­ет мям­лить, «же­вать жвач­ку», пов­то­рять­ся, сби­вать­ся – и на­по­ло­ви­ну сма­зы­ва­ет эф­фект.

Та­кой ме­тод за­час­тую не при­но­сит же­ла­е­мых ре­зуль­та­тов. Ко­го-то та­кая по­да­ча те­мы злит, ко­го-то вго­ня­ет в ску­ку. В об­щем: скуч­но, нуд­но! Но в боль­шинст­ве слу­ча­ев вы­сту­па­ю­щий не ви­но­ват – он не уме­ет го­во­рить.

Уме­ние чет­ко и строй­но из­ло­жить свои мыс­ли, от­сто­ять в спо­ре своё мне­ние, убе­дить ауди­то­рию в право­те сво­их взгля­дов – дар ог­ром­но­го зна­че­ния, от ко­то­ро­го су­щест­вен­но за­ви­сит эф­фек­тив­ность мно­гих ви­дов ра­бо­ты в ис­лам­ском при­зы­ве. Важ­но пом­нить, в ре­чи, ко­то­рая ис­крен­не ори­ен­ти­ро­ва­на на ис­лам­ский при­зыв, со­дер­жит­ся бла­го­сло­ве­ние. Чья речь пре­крас­нее, чем речь то­го, кто при­зы­ва­ет к Ал­ла­ху, по­сту­па­ет пра­вед­но и го­во­рит: «Во­ис­ти­ну, я – один из му­суль­ман»? [41,33]. Речь при­зы­ва­ю­ще­го к ре­ли­гии Ал­ла­ха об­ла­да­ет ог­ром­ной внут­рен­ней энер­ге­ти­кой и эф­фек­тив­но воз­дейст­ву­ет на серд­ца лю­дей.

Для со­вре­мен­но­го при­зы­ва­ю­ще­го го­во­рить пуб­лич­но, вы­сту­пать, вы­ска­зы­вать­ся, про­из­но­сить ре­чи при­хо­дит­ся во мно­гих слу­ча­ях: на раз­го­ве­ни­ях в ме­сяц ра­ма­дан, в кру­гу родст­вен­ни­ков на раз­лич­ных се­мей­ных ме­роп­ри­я­ти­ях, на ра­бо­те в сре­де кол­лег и т.п.

Мож­но ли на­учить­ся вы­сту­пать ло­гич­но, ин­те­рес­но, за­хва­ты­ва­ю­ще, убе­ди­тель­но? Мож­но ли стать ора­то­ром? Мож­но. Для это­го не­об­хо­ди­мо овла­деть ос­но­ва­ми ора­тор­ско­го ис­кус­ст­ва.

Преж­де все­го, сле­ду­ет пом­нить, ра­ди че­го вы го­во­ри­те. Го­во­рить хо­ро­шо и кра­си­во на­до не для «го­ло­го» ора­тор­ско­го успе­ха, а всег­да ра­ди вы­со­кой це­ли, ра­ди не­об­хо­ди­мо­го для де­ла убеж­де­ния, ра­ди то­го, что­бы увлечь лю­дей, при­звать их на добрые де­ла. При­зы­вай на путь Гос­по­да муд­ростью и добрым уве­ще­ва­ни­ем и ве­ди спор с ни­ми наи­луч­шим об­ра­зом… [16,125].

По­ставь­те пе­ред со­бой как пе­ред ора­то­ром важ­ную цель – сра­зу же по­чувст­ву­е­те не­об­хо­ди­мость го­то­вить­ся к вы­ступ­ле­ни­ям, до­кла­дам, бе­се­дам. И не бу­де­те пус­кать их на са­мо­тёк.

Опыт луч­ших ора­то­ров ми­ра го­во­рит – та­кая под­го­тов­ка не­об­хо­ди­ма. Не­ко­то­рые блес­тя­щие ора­то­ры да­же пол­ностью пи­са­ли тек­с­ты сво­их вы­ступ­ле­ний, но вы­сту­па­ли без бу­ма­жек. За­пи­си в ру­ках ора­то­ра унич­то­жа­ют ин­те­рес к вы­ступ­ле­нию. Из­бе­гай­те это­го. Глав­ное — не чи­тай­те сво­их ре­чей. Труд­но за­ста­вить ауди­то­рию вы­нес­ти чте­ние ре­чи по бу­маж­ке. Поч­ти всег­да до­клад­чи­ки, из­ла­га­ю­щие свой ма­те­ри­ал не­уве­рен­но и на бу­ма­ге, не име­ют тес­ной свя­зи с ауди­то­ри­ей, а от­сут­ст­вие об­рат­ной свя­зи уби­ва­ет бе­се­ду.

В ка­кой-то ме­ре вы­ступ­ле­ние по­хо­же на иг­ру ак­те­ра, к ко­то­рой он, со­глас­но ро­ли, го­то­вит­ся на ре­пе­ти­ци­ях (с той лишь раз­ни­цей, что ора­тор роль се­бе пи­шет сам).

Как из­вест­но, ак­те­ры на ре­пе­ти­ци­ях не толь­ко за­учи­ва­ют текст (со­дер­жа­ние), но и от­ра­ба­ты­ва­ют со­от­вет­ст­ву­ю­щую «фор­му об­ще­ния», ко­то­рое они со сце­ны со­би­ра­ют­ся по­слать зри­те­лям. Ищут и от­ра­ба­ты­ва­ют же­с­ты, ми­ми­ку, ин­то­на­ции. Прав­да, во вре­мя вы­ступ­ле­ния весь этот на­бор ав­то­ма­тиз­мов ото­дви­га­ет­ся на вто­рой план и на во­лю вы­пус­ка­ет­ся вдох­но­ве­ние. Но им­про­ви­за­ция, ко­то­рая об­ра­зу­ет ду­шу ис­кус­ст­ва и с по­мощью ко­то­рой осу­щест­вля­ет­ся эмо­ци­о­наль­ное воз­дейст­вие, пор­ха­ет не воль­ной пти­цей, а мчит­ся по фар­ва­те­ру, про­ло­жен­но­му в про­цес­се под­го­тов­ки.

Опыт­ные ора­то­ры, ин­ту­и­тив­но под­хо­дя к вы­ступ­ле­ни­ям, как к «иг­ре», за­ра­нее пре­дус­мат­ри­ва­ли в от­дель­ные мо­мен­ты ре­чи воз­мож­ные от­вет­ные хо­ды «про­тив­ни­ка» (смех, не­го­до­ва­ние, ка­верз­ные во­про­сы) и, по­доб­но шах­ма­тис­ту, го­то­ви­ли на вся­кий слу­чай раз­лич­ные про­ти­во­ядия (шут­ки, ин­те­рес­ные фак­ты и т.п.).

Те­о­ре­ти­ки ора­тор­ско­го ис­кус­ст­ва ре­ко­мен­ду­ют раз­би­вать под­го­тов­ку к вы­ступ­ле­нию на три эта­па: ор­га­ни­за­ция ло­ги­чес­кой кан­вы, по­иск фор­мы со­об­ще­ния, ре­пе­ти­ция.

При ор­га­ни­за­ции ло­ги­чес­кой кан­вы на­до преж­де все­го чет­ко вы­явить «сверх­за­да­чу», т.е. уста­но­вить ту глав­ную мысль, ко­то­рую вы хо­ти­те из­ло­жить, до­ка­зать в сво­ем вы­ступ­ле­нии. Как из­вест­но, кто яс­но мыс­лит, тот яс­но и из­ла­га­ет. И зда­ние ре­чи на­до по­стро­ить та­ким об­ра­зом, что­бы все его час­ти ра­бо­та­ли на эту сверх­за­да­чу.

Сам же ло­ги­чес­кий ске­лет зда­ния сле­ду­ет де­лать пре­дель­но яс­ным и строй­ным, ибо глав­ное до­сто­инст­во ре­чи – в её яс­нос­ти, а зна­чит будь­те в сво­их ре­чах кон­крет­ны и опре­де­лен­ны. Очень важ­но, но и очень труд­но, быть яс­ным. Из­бе­гай­те спе­ци­аль­ных тер­ми­нов (в том чис­ле ре­ли­ги­оз­ных), вы­сту­пая пе­ред людь­ми, ко­то­рые мо­гут не по­ни­мать этих тер­ми­нов.

Пов­то­ряй­те ва­ши глав­ные мыс­ли, но не пов­то­ряй­те и не упо­треб­ляй­те дваж­ды од­ни и те же фра­зы. Варь­и­руй­те пред­ло­же­ния, но пов­то­ряй­те ва­шу мысль, не да­вая слу­ша­те­лю за­ме­тить это.

Не пы­тай­тесь за­тро­нуть слиш­ком мно­го во­про­сов. В не­боль­шом вы­ступ­ле­нии не­воз­мож­но долж­ным об­ра­зом рас­смот­реть боль­ше, чем один или два раз­де­ла боль­шой те­мы.

Ос­нов­ной ме­тод ра­бо­ты на этом эта­пе, как по­ка­зы­ва­ет опыт, по­стро­е­ние це­поч­ки из те­зи­сов и до­ка­за­тельств, при­чин и следст­вий. При­чем все звенья це­пи долж­ны быть вза­им­но свя­за­ны и сра­ба­ты­вать по­сле­до­ва­тель­но, как шес­тер­ни зуб­ча­той пе­ре­да­чи. Ни в ко­ем слу­чае не долж­ны «ви­сеть», пусть да­же очень яр­кие, ост­ро­ум­ные «кон­цы».

Вмес­те с тем, го­во­рят хо­ро­шие ора­то­ры, не сле­ду­ет де­лать вы­ступ­ле­ние из­лиш­не под­роб­ным, сверх ме­ры раз­же­ван­ным. Это раз­дра­жа­ет слу­ша­те­лей.

Мно­го го­во­рить и мно­го ска­зать – со­всем не од­но и то же. На­до це­нить вре­мя слу­ша­те­лей. На­до пом­нить: со­вре­мен­ный че­ло­век об­ла­да­ет ог­ром­ным за­па­сом зна­ний и снаб­жен мощ­ным ап­па­ра­том ас­со­ци­а­тив­но­го мыш­ле­ния. По­это­му ис­кус­ст­во ора­то­ра со­сто­ит в том, что­бы вкрап­ли­вать в кон­текст вы­ступ­ле­ния сво­е­го ро­да «крюч­ки», ко­то­рые бу­дут за­де­вать в со­зна­нии слу­ша­те­ля или оп­по­нен­та опре­де­лен­ные зо­ны па­мя­ти, рож­дать нуж­ные до­клад­чи­ку ас­со­ци­а­ции. Тем са­мым су­щест­вен­но по­вы­ша­ет­ся ём­кость, «упру­гость» со­об­ще­ния.

В про­цес­се по­ис­ка фор­мы вы­ступ­ле­ния сле­ду­ет учи­ты­вать и та­кие ре­ко­мен­да­ции зна­то­ков ора­тор­ско­го ис­кус­ст­ва. Наш мозг по­лу­ча­ет раз­но­об­раз­ную ин­фор­ма­цию по всем пя­ти ка­на­лам ор­га­нов чувств. По­это­му на­ше со­зна­ние при­вык­ло фор­ми­ро­вать об­ра­зы внеш­не­го ми­ра, ком­би­ни­руя зву­ко­вую, зри­тель­ную и дру­гие ви­ды ин­фор­ма­ции. Не­ма­ло­важ­ное мес­то в на­шей жиз­ни за­ни­ма­ет ре­че­вая ин­фор­ма­ция, хо­тя, как из­вест­но, в си­лу раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции зна­чи­тель­но укре­пи­ла свои по­зи­ции зри­тель­ная. По­это­му ре­ко­мен­ду­ем, ис­поль­зо­вать в ва­шей ре­чи на­гляд­ные по­со­бия (экс­по­на­ты, кар­тин­ки, гео­гра­фи­чес­кие кар­ты, доски, раз­лич­ные пред­ме­ты). Уви­ди­те: эф­фект не за­ста­вит се­бя дол­го ждать.

Если со­дер­жа­ние вы­ступ­ле­ния пред­на­зна­че­но в ос­нов­ном для апел­ля­ции к ра­зу­му слу­ша­те­ля, то фор­ма вы­ступ­ле­ния стро­ит­ся с та­ким рас­че­том, что­бы воз­бу­дить эмо­ции.

Жест, ми­ми­ка, те­лод­ви­же­ния, ин­то­на­ция го­ло­са – с по­мощью этих средств опыт­ные ора­то­ры воз­дейст­ву­ют на эмо­ции че­ло­ве­ка. Эти «фла­ги рас­цве­чи­ва­ния» мо­гут су­щест­вен­но уси­лить (или осла­бить – при не­пра­виль­ном ис­поль­зо­ва­нии) эф­фект вы­ступ­ле­ния.

Пом­ни­те, ор­га­ны чувств че­ло­ве­ка склон­ны к утом­ле­нию. Осо­бен­но «эф­фек­тив­но» в этом на­прав­ле­нии дейст­ву­ет мо­но­тон­ность, од­но­об­ра­зие.

Это свойст­во че­ло­ве­чес­кой пси­хи­ки хо­ро­шо зна­ют ки­не­ма­то­гра­фи­с­ты. Один из их де­ви­зов: мак­си­маль­ное ко­ли­чест­во сме­ны кад­ров, не­ожи­дан­ных ра­кур­сов и т.п. (при со­хра­не­нии ло­ги­чес­кой строй­нос­ти).

Ора­тор, что­бы не уто­мить слу­ша­те­ля «су­хо­мят­кой» ре­чи, дол­жен при под­го­тов­ке фор­мы вы­ступ­ле­ния по­до­брать све­жие, ин­те­рес­ные, не­ожи­дан­ные фак­ты, афо­риз­мы, на­ри­со­вать яр­кие кар­ти­ны. В этой свя­зи, для на­коп­ле­ния фак­ти­чес­ко­го ма­те­ри­а­ла, не­об­хо­ди­мо ре­гу­ляр­но чи­тать га­зе­ты и жур­на­лы, про­смат­ри­вать но­вос­ти и ин­те­рес­ные пе­ре­да­чи, чи­тать ис­то­ри­чес­кую и на­уч­но-по­пу­ляр­ную ли­те­ра­ту­ру.

Нуж­но не тя­нуть вы­ступ­ле­ние на од­ной но­те, а ра­зум­но мо­ду­ли­ро­вать го­лос, ак­цен­ти­ро­вать важ­ное. Нуж­но ри­со­вать об­щие и круп­ные пла­ны, пе­ре­хо­дить от ши­ро­ких аб­стракт­ных обоб­ще­ний к кон­крет­но­му, част­нос­тям, да­вать об­ще­ис­то­ри­чес­кие брос­ки и бы­то­вые де­та­ли. Этот ка­лей­до­скоп увле­чет слу­ша­те­ля в по­ток мыс­лей и чувств ора­то­ра, а это за­лог успе­ха.

Нуж­на ин­три­га. Да­же в стро­гом со­об­ще­нии на ка­ком-ни­будь ме­роп­ри­я­тии на­до уметь с пер­вых же слов «пой­мать» слу­ша­те­ля на «крю­чок ин­те­ре­са».

При под­го­тов­ке вы­ступ­ле­ния, как со­ве­ту­ют на­став­ле­ния для ора­то­ров, сле­ду­ет учи­ты­вать на­стро­е­ние бу­ду­щей ауди­то­рии. Если, как по­ла­га­е­те, она на­стро­е­на от­ри­ца­тель­но к иде­ям, ко­то­рые вы со­би­ра­е­тесь утверж­дать, не бе­ри­те сра­зу бы­ка за ро­га. Под­го­товь­те слу­ша­те­лей. За­во­юй­те их сим­па­тию ин­те­рес­ным при­ме­ром, за­ин­три­гуй­те чем-то и по­обе­щай­те вы­дать раз­вяз­ку в кон­це. По­строй­те цепь пред­ва­ри­тель­ных до­ка­за­тельств. И лишь за­тем «стре­ляй­те» из пу­шек глав­но­го ка­либ­ра. На­до по­ста­рать­ся мак­си­маль­но сбли­зить ва­шу внут­рен­нюю «про­грам­му» с «про­грам­ма­ми» слу­ша­те­лей – ина­че мо­жет про­изой­ти «взрыв».

Улы­бай­тесь. Вы­хо­ди­те пе­ред слу­ша­те­ля­ми с та­ким вы­ра­же­ни­ем ли­ца, ко­то­рое долж­но го­во­рить, что вы ра­ды на­хо­дить­ся пе­ред ни­ми. Не стой­те на воз­вы­ше­нии, а спус­ти­тесь на один уро­вень с ни­ми. Сде­лай­те ва­ше вы­ступ­ле­ние ин­тим­ным, не­фор­маль­ным, пре­вра­ти­те его в бе­се­ду. «…И го­во­ри­те лю­дям пре­крас­ное…» [2,83].

Если со­би­ра­е­тесь до­ка­зать но­вую, слож­ную идею – раз­де­ли­те об­щий объ­ем но­вой ин­фор­ма­ции, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо дать слу­ша­те­лям, на ряд «пор­ций», рас­пре­де­ли­те их в по­ряд­ке воз­рас­та­ю­щей слож­нос­ти и по­сле­до­ва­тель­нос­ти, не то­ро­пясь, со­об­щай­те их.

(Пред­ставь­те, что вы ин­струк­тор по аль­пи­низ­му и вам на­до под­го­то­вить груп­пу но­вич­ков для вос­хож­де­ния на боль­шую вер­ши­ну. Если вы сра­зу пред­ло­жи­те на­чать вос­хож­де­ние без под­го­тов­ки, ве­ро­ят­но, боль­шинст­во прос­то от­ка­жет­ся. А по­сте­пен­ная «эс­ка­ла­ция» вы­со­ты по­мо­жет ре­шить за­да­чу).

На­ча­ло вы­ступ­ле­ния пред­став­ля­ет наиболь­шую труд­ность, но в то же вре­мя оно яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но важ­ным, ибо в этот мо­мент ум слу­ша­те­лей свеж и на не­го срав­ни­тель­но лег­ко про­из­вес­ти впе­чат­ле­ние. Если по­ла­гать­ся здесь на слу­чай­ность, то это мо­жет при­вес­ти к слиш­ком серь­ез­ным по­следст­ви­ям; на­ча­ло вы­ступ­ле­ния сле­ду­ет тща­тель­но го­то­вить за­ра­нее. На­чи­на­ю­щие про­по­вед­ни­ки час­то склон­ны на­чи­нать вы­ступ­ле­ние ли­бо с юмо­рис­ти­чес­ко­го рас­ска­за, ли­бо с из­ви­не­ния. И то, и дру­гое обыч­но бы­ва­ет не­удач­ным. Луч­ше все­го на­чать, рас­ска­зав ка­кую-ни­будь ин­те­рес­ную ис­то­рию ло­ги­чес­ки свя­зан­ную с те­мой вы­ступ­ле­ния. Не на­чи­най­те ва­ше вы­ступ­ле­ние слиш­ком фор­маль­но. Не по­ка­зы­вай­те, что вы слиш­ком тща­тель­но его го­то­ви­ли. Оно долж­но вы­гля­деть сво­бод­ным, не­пред­на­ме­рен­ным, ес­тест­вен­ным.

Еще один по­лез­ный со­вет опыт­ных ора­то­ров, ко­то­рым не сле­ду­ет пре­не­бре­гать при по­ис­ках фор­мы вы­ступ­ле­ния. Хо­ро­шие ора­то­ры ши­ро­ко ис­поль­зу­ют прин­цип, от­кры­тый еще ан­тич­ны­ми дра­ма­тур­га­ми: ожи­да­ние вы­зы­ва­ет ин­те­рес, и эмо­ции слу­ша­те­ли тем силь­нее, чем боль­ше не­ожи­дан­ность. Не­опыт­ные до­клад­чи­ки обыч­но стре­мят­ся при­бе­речь глав­ный ко­зырь к кон­цу вы­ступ­ле­ния и не­ожи­дан­но «ог­лу­шить». Слов нет, эф­фект не­ред­ко бы­ва­ет боль­шим. Но его воз­дейст­вие на пси­хи­ку крат­ков­ре­мен­но. Го­раз­до «вы­год­нее» в на­ча­ле или се­ре­ди­не со­об­ще­ния на­мек­нуть о том, что глав­ный ко­зырь бу­дет бро­шен в кон­це, да­же слег­ка при­от­крыть кар­ты, иног­да на­пом­нить о том, что что-то бу­дет. Нуж­но по­вы­шать на­пря­же­ние, ин­те­рес слу­ша­те­лей – тог­да эф­фект вы­ступ­ле­ния рез­ко по­вы­сит­ся.

Кон­цов­ка ре­чи дейст­ви­тель­но яв­ля­ет­ся ее са­мым стра­те­ги­чес­ки важ­ным эле­мен­том. То, что ска­за­но в кон­це, слу­ша­те­ли, ско­рее все­го, бу­дут доль­ше пом­нить. Не за­клю­чай­те свое вы­ступ­ле­ние сло­ва­ми: "Вот при­бли­зи­тель­но все, что я хо­тел ска­зать по это­му во­про­су. Так что, по­жа­луй, я на этом за­кон­чу". За­кан­чи­вай­те, но не го­во­ри­те о том, что вы за­кан­чи­ва­е­те. Тща­тель­но под­го­товь­те кон­цов­ку ва­шей ре­чи. Плав­но за­кан­чи­вай­те свою речь. Не остав­ляй­те ее не­за­вер­шен­ной и раз­би­той, по­доб­но за­зуб­рен­но­му бу­лыж­ни­ку. За­кан­чи­вай­те свое вы­ступ­ле­ние крат­ким ре­зю­ме вы­ска­зан­ных ва­ми по­ло­же­ний.

Хо­ро­шее на­ча­ло и хо­ро­ший ко­нец долж­ны быть свя­за­ны друг с дру­гом. Всег­да пре­кра­щай­те свое вы­ступ­ле­ние преж­де, чем ва­ши слу­ша­те­ли за­хо­тят это­го.

Тре­ни­ров­ка вы­ступ­ле­ния срод­ни са­мо­му вы­ступ­ле­нию, ибо опыт­ные ора­то­ры со­ве­ту­ют эту ре­пе­ти­цию про­во­дить в усло­ви­ях, как мож­но бо­лее близ­ких к ре­аль­нос­ти.

В пе­ри­од под­го­тов­ки к вы­ступ­ле­нию об­ра­ща­ют осо­бое вни­ма­ние на от­ра­бот­ку средств воз­дейст­вия на эмо­ции бу­ду­щих слу­ша­те­лей. Это не зна­чит, что вы­сту­па­ю­щий при из­ло­же­нии ма­те­ри­а­ла, дол­жен ры­дать, дра­ма­ти­чес­ки за­вы­вать и де­лать стра­даль­чес­кую фи­зио­но­мию. Прос­то на­до пом­нить – са­мый за­уряд­ный, но одер­жи­мый страстью че­ло­век мо­жет убе­дить луч­ше, чем са­мый ис­кус­ный в ре­чах, но бес­страст­ный.

И еще од­но ука­за­ние из ар­се­на­ла ора­тор­ско­го опы­та. Не увле­кай­тесь жес­та­ми. Пом­ни­те, что жест дол­жен до­пол­нять ин­фор­ма­цию, ко­то­рую не­сёт сло­во. Если мож­но обой­тись без жес­тов – не жес­ти­ку­ли­руй­те. Не де­лай­те «страш­ных глаз». Не ме­чи­тесь по сце­не. Все это отвле­ка­ет вни­ма­ние слу­ша­те­ля, за­со­ря­ет его мозг не­нуж­ной ин­фор­ма­ци­ей, уво­дит в сто­ро­ну от глав­ной мыс­ли. Но удач­ный эф­фек­тив­ный жест – как удар мол­нии.

Не вы­сту­пай­те, ког­да вы утом­ле­ны. От­дох­ни­те, вос­ста­но­ви­те свои си­лы, на­ко­пи­те в се­бе ре­зерв энер­гии.

Оде­вай­тесь оп­рят­но и изящ­но. Со­зна­ние то­го, что вы хо­ро­шо оде­ты, по­вы­ша­ет са­мо­ува­же­ние, укреп­ля­ет уве­рен­ность в се­бе.

Че­ло­век, ко­то­рый по­буж­да­ет дру­гих го­во­рить о се­бе и сво­их ин­те­ре­сах и уме­ет вни­ма­тель­но слу­шать, по­всю­ду бу­дет счи­тать­ся хо­ро­шим со­бе­сед­ни­ком, да­же если он очень ма­ло го­во­рит.

Кур­сы ора­тор­ско­го мас­тер­ст­ва

comments powered by HyperComments