Skip to content




Литературный дневник

— Этой ужасной минуты я не забуду никогда в жизни! — сказал Король. — Забудешь, — заметила Королева, — если не запишешь в записную книжку. Алиса с любопытством смотрела, как Король вытащил из кармана огромную записную книжку и начал что-то писать в ней.

Льюис Кэррол «Алиса в Зазеркалье».

Много лет назад ко мне обратился один из моих друзей с необычным вопросом: «Хочу быть умным! Посоветуй мне что-нибудь». Признаюсь, вопрос сразу сбил меня с толку. Я сразу же вспомнил дилетантский спор нашей вузовской группы (первый курс), которая по вопросу человеческого интеллекта разбилась на два противоположных лагеря. Представители одного лагеря (в котором был и я) убеждали, что человека умным делает окружающая среда. «Бытие определяет сознание» – повторял я как мантру знаменитое изречение крайне непопулярного в наши дни Карла Маркса. «Яблоко от яблони недалеко падает» и поэтому «умственные задатки закладываются в генах» – приводили свои контраргументы мои антагонисты. Шум был такой, что ему бы позавидовали ведущие средневековые европейские университеты, которые славились бесконечным проведением бурных диспутов и дебатов.

В общем спор этот закончился весьма тривиально: те, кто считал, что при формировании интеллекта гены играют первичную роль, отказались от своего мнения и стали неистово защищать противоположную точку зрения. На этом сюрпризы не закончились, так как защищавшие первичность окружающей среды и воспитания в умственном становлении человека, также неожиданно отказались от прежних своих убеждений и стали защищить тезис о генетической предрасположенности. С тех пор и до сегодняшних дней, я твердо уверен, что гены в этом вопросе стоят во главе угла.

Естественно, роль социальной среды тоже нельзя скидывать со счетов. Имеются немало эффективных способов, чтобы развить свои интеллектуальные способности. В этой статье приведем один из этих способов, остальные будут представлены читателям немного позднее.

Как правильно вести литературный дневник (советы ученикам).

Для того, чтобы развить свои интеллектуальные способности в первую очередь необходимо много читать. Читать с самого раннего детства. Но мало много читать. Важно знать, что читать и как читать. Нужно формировать в себе умение читать «между строк». Тщательно анализировать прочитанное, извлекая из него важные жизненные уроки. Ну, а чтобы научиться правильно читать и запоминать прочитанное, настоятельно рекомендуем вести литературный дневник. Он поможет вам при подготовке к экзаменам, докладам, выступлениям. Работа с дневником вырабатывает умение самостоятельно формулировать мысли о прочитанном.

Ученики младших классов обычно записывают в дневник краткие сведения о книге: имя автора, название, имена главных героев книги и иногда суммарно излагают содержание.

Записки старшеклассников сложнее. Кроме автора и названия необходимо указывать выходные данные книги: место издания, издательство, год. Это поможет впоследствии быстрее найти ее в библиотеке. В дневнике отмечается время написания произведения, а также время, о котором идет речь в книге.

Охарактеризовав тему произведения, в общих чертах изложите его содержание, а затем сформулируйте для себя идею книги. Затем запишите общее впечатление от прочитанного, мысли, возникшие в процессе чтения, рассуждения о героях повествования, остановитесь на тех местах, которые произвели на вас особенно сильное впечатление, выскажите критические замечания. В дневнике вы можете порассуждать об особенностях художественной формы – о композиции, авторском стиле; сравнить данное произведение с другими, ранее прочитанными произведениями того же автора или других писателей на аналогичную тему.

Форма ведения дневника свободная. Можно возвращаться к уже написанному или рассказать о событиях, связанных с чтением, о спорах по поводу книги, о мнениях друзей. Литературный дневник ведется только для себя. Ведение дневника вырабатывает навык самостоятельного мышления. Кроме того, впоследствии перечитывать его будет интересно и полезно.

Р.S. Не забывайте, что теми, кто сидит в интернете будут руководить те, кто читает книги (популярный афоризм современности).

Прочтите еще:

Posted in Методика.







0 Responses

Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.

Обнаружили ошибку в тексте выделите ее и нажмите клавиши Ctrl + Enter

Ознакомиться с правилами комментирования >>>




Some HTML is OK

or, reply to this post via trackback.

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.