Краткая методика конспектирования

На­пи­са­ние кон­спек­та – важ­ный ас­пект в прак­ти­чес­кой де­я­тель­нос­ти че­ло­ве­ка, за­ни­ма­ю­ще­го­ся изу­че­ни­ем че­го-ли­бо. По­это­му бу­дет не лиш­ним крат­ко озна­ко­мить­ся с ме­то­ди­кой кон­спек­ти­ро­ва­ния.

Пе­ред на­ча­лом кон­спек­та, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­чи­тать текст кон­спек­ти­ру­е­мо­го про­из­ве­де­ния, со­ста­вить план, вы­де­лив внут­ри каж­до­го от­рыв­ка глав­ную мысль и крат­ко ее сфор­му­ли­ро­вав; по­лу­ча­ют­ся как бы рас­прост­ра­нен­ные за­гла­вия от­рыв­ков. Да­лее из­ло­жи­те каж­дый пункт пла­на под­роб­нее, пре­вра­ти­те «за­го­лов­ки» от­рыв­ка в те­зис, т.е. в раз­вер­ну­тое по­ло­же­ние, еще не под­тверж­ден­ное фак­ти­чес­ким ма­те­ри­а­лом кон­спек­ти­ру­е­мо­го про­из­ве­де­ния. Ког­да вы рас­ши­ри­те те­зис, т.е. под­твер­ди­те его со­о­бра­же­ни­я­ми и фак­та­ми, ко­то­рые при­во­дит ав­тор, у вас и по­лу­чит­ся кон­спект. Вы мо­же­те вклю­чить в не­го ци­та­ты (обя­за­тель­но с ука­за­ни­ем стра­ниц, от­ку­да они взя­ты), мо­же­те со­здать текст, сти­лис­ти­чес­ки близ­кий к кон­спек­ти­ру­е­мо­му, мо­же­те сжа­то из­ло­жить кон­спек­ти­ру­е­мый текст – все это пра­во­мер­но. Важ­но толь­ко, что­бы вы не зло­упо­треб­ля­ли ци­ти­ро­ва­ни­ем и не увле­ка­лись под­роб­ным пе­ре­ска­зом. Ос­но­ва кон­спек­та – те­зис.

Фор­мы кон­спек­та раз­лич­ны. Вы мо­же­те, на­при­мер, со­ста­вить план текс­та, рас­чле­нив кон­спект пунк­та­ми это­го пла­на как под­за­го­лов­ка­ми. Ре­ко­мен­ду­ет­ся впи­сы­вать ци­та­ты в кон­спект дру­гим цве­том, наибо­лее важ­ные ме­с­та под­чер­ки­вать или вы­де­лять боль­ши­ми бук­ва­ми. По­лез­но ука­зы­вать в кон­спек­те стра­ни­цы про­из­ве­де­ния: это об­лег­чит вам ра­бо­ту с кни­гой.

Пе­ред кон­спек­том нуж­но вы­пи­сать пол­ное на­зва­ние кон­спек­ти­ру­е­мо­го про­из­ве­де­ния; если оно по­ме­ще­но в сбор­ни­ке – то на­зва­ние сбор­ни­ка, в ко­то­ром оно на­пе­ча­та­но, а так­же мес­то и год из­да­ния. В тет­ра­ди с кон­спек­том долж­ны быть ши­ро­кие по­ля для ва­ших за­ме­ток.

Осо­бый вид кон­спек­ти­ро­ва­ния – за­пись за лек­то­ром. На­при­мер, школь­ные учи­те­ля обыч­но по­мо­га­ют сво­им слу­ша­те­лям, иног­да прос­то дик­туя по­ло­же­ния, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо за­пи­сать. Од­на­ко уже в шко­ле на­до при­учить­ся сво­бод­но кон­спек­ти­ро­вать уст­ную речь. Не стре­ми­тесь к до­слов­ной за­пи­си. Вы­де­ляй­те глав­ную мысль и сле­ди­те за ее раз­ви­ти­ем. За­тем срав­ни­те свою за­пись с за­пи­ся­ми то­ва­ри­щей. Ре­зуль­та­том об­щей ра­бо­ты явит­ся пол­но­цен­ный и точ­ный кон­спект лек­ции.



Оставить ответ