С древних времен в купеческой деятельности особое место занимала торговля слоновой костью. Как справедливо указывает в своих трудах Л. Гумилев, в древнем мире и средних веках в основном купцы торговали предметами роскоши. Только благодаря продажи этой категории товара купцы с немалой выгодой покрывали свои немалые расходы, которые были неизбежно связаны с дальней торговлей. Перечень таких товаров экстра-класса весьма обширен: дорогие ткани, драгоценные металлы, лошади, меха, драгоценные камни, рабы, диковинные животные (особенно ловчие птицы и охотничьи гепарды), благовония и пряности и проч.
Естественно, что по сравнению с бивнями индийских слонов намного дороже ценились наиболее твердые и белые, не желтеющие от времени бивни африканских саванных слонов. Те и другие доставлялись в центр Халифата главным образом по морям бассейна Индийского океана; африканскую слоновую ввозили из стран Северно-Восточной и Восточной Африки. Отсюда же морем везли зубные пластины бегемота, а также рог носорога. Эта торговля процветала еще в римское время и продолжалась до конца нового времени, возрастая в объеме и географических масштабах.
Охота на слонов – исключительно ради их бивней для продажи купцам – велась в разных частях Северо-Восточной Африки задолго до появления здесь мусульманских купцов и к 9 веку привела к истреблению этих животных в очагах древней цивилизации: в Нубии, на плато Тыграй. На южной периферии этих очагов охота продолжалась до 19 века. Из Судана слоновую кость вывозили вниз по Нилу, а затем – верблюжьими караванами в красноморский порт Айзаб. В другой красноморский порт – Бади (Масауа) доставлялись слоновые бивни, страусиные яйца и прочие предметы роскоши из Северной и Западной Эфиопии. Этой торговлей занимались египетские купцы, покупавшие много слоновых бивней в отдаленных (южных) частях Эфиопии и вывозившие их оттуда. Барбара – предки бродячих охотников йибир и мидган, живущих среди сомали, и предки сомалийцев – охотились с отравленными стрелами на леопардов и жирафов ради их шкур, на слонов – ради бивней и на носорога – ради рога.
Слоновые бивни и остальные охотничьи трофеи вывозились через Могадишо. По мере распространения дальней торговли на Восточную Африку в нее включались тамошние народы. Островные зинджи (суахилийцы) покупали слоновые бивни у материковых охотников и перепродавали купцам из Омана, Индии, Индонезии. Часть слоновой кости из Восточной Африки продавалась даже в Китай.
Значительно меньшую часть африканской слоновой кости везли в Северную Африку караванами через Сахару. Одно не очень ясное сообщение 12 века говорит о том, что египтяне в обмен на свои товары везли из Каукау (Гао) слоновые бивни, так как «там добывают много слонов». Иногда эти экзотические товары продавались на рынках арабских стран. В середине 11 века Насир-и Хусрау видел на каирском «базаре лампад» слоновый бивень, привезенный из Занзибара, весом в 200 манов, изделия из черепахи, а также шкуру жирафа из Эфиопии («из нее делали обувь») и венценосного журавля, доставленного из той же страны. Насколько нам известно, арабские и иранские мастера в средние века и новое время работали преимущественно по африканской слоновой кости, но использовали, хотя лишь во вторую очередь, и азиатскую слоновую кость.
Как это не парадоксально, немалую часть слоновой кости на рынки исламского мира давала территория нынешнего Русского Севера и Западной Сибири, где из земли вымывало бивни мамонтов. Этот товар приводил в восхищение Абу Хамида ал-Гарнати: эти добываемые из земли «бивни слонов, белые как снег, тяжелые, как свинец, один весит 100 манов и больше и меньше. Вывозят их из Великой Булгарии в Хорезм и Хорасан. Из них изготовляют гребни и шкатулки и другое, так же, как изготовляют из слоновой кости, но только это – крепче слоновой кости и не ломается». Со времен Античности из Северо-Восточной Африки вывозили носорожий рог. О том, как высоко его ценили в Китае, мы можем узнать из сочинений Бируни.