Ислам и политика МИД СССР

В пе­ри­од ши­ро­ко­го рас­прост­ра­не­ния со­ци­а­лиз­ма и при­сут­ст­вия Со­вет­ско­го Со­юза в му­суль­ман­ских стра­нах ис­лам не был фак­то­ром со­вет­ской дип­ло­ма­тии, ока­зы­ва­ю­щим не­по­средст­вен­ное вли­я­ние на дву­сто­рон­ние от­но­ше­ния, ко­то­рые на­ша стра­на стро­и­ла с Егип­том, Ал­жи­ром, Си­ри­ей, Ли­ви­ей, Ира­ком, Ин­до­не­зи­ей и дру­ги­ми стра­на­ми "со­ци­а­лис­ти­чес­кой ори­ен­та­ции".

Всё же араб­ские со­юз­ни­ки на вы­со­ком го­су­дар­ст­вен­ном уров­не на­стой­чи­во вы­ска­зы­ва­ли по­же­ла­ния уста­но­вить ду­хов­ные кон­так­ты с со­вет­ски­ми му­суль­ма­на­ми. Внеш­нее дав­ле­ние и лишь праг­ма­ти­чес­кие со­о­бра­же­ния по­до­д­ви­ну­ли СССР к вы­дви­же­нию со вто­рой по­ло­ви­ны 1950-х го­дов офи­ци­аль­но­го му­суль­ман­ско­го ду­хо­венст­ва на внеш­не­по­ли­ти­чес­кую аре­ну. Ду­хо­венст­во ре­ши­ли пре­вра­тить в ин­ст­ру­мент дип­ло­ма­ти­чес­кой де­я­тель­нос­ти. Пред­по­ла­га­лось, что оно бу­дет рас­прост­ра­нять со­вет­ские идеи, в пер­вую оче­редь для то­го, что­бы объ­яс­нить, по­че­му му­суль­ма­нам все­го ми­ра нуж­но со­труд­ни­чать с СССР. Раз­ра­ба­ты­ва­ли эту по­ли­ти­ку да­лёкие от ре­ли­гии ве­дом­ст­ва – ЦК КПСС, МИД, КГБ.

С 1955 го­да Сред­нюю Азию ста­ли по­се­щать за­ру­беж­ные де­ле­га­ции, в чём, как ска­за­но, бы­ло и же­ла­ние за­ру­беж­но­го ис­лам­ско­го ми­ра. Де­ле­га­ци­ям пред­ла­га­лось осмот­реть со­вре­мен­ные за­во­ды, го­су­дар­ст­вен­ные фер­мы, учеб­ные за­ве­де­ния. В хо­де та­ких по­ез­док со­вет­ские влас­ти устра­ива­ли обык­но­вен­ное по­се­ще­ние му­суль­ман­ских уч­реж­де­ний для то­го, что­бы про­де­мон­ст­ри­ро­вать гос­тям, что в СССР нет при­тес­не­ния ис­ла­ма.

Пред­се­да­тель СА­ДУМ (Ду­хов­ное Управ­ле­ние Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­на) З. Ба­ба­ха­нов в та­ких слу­ча­ях под­тверж­дал, что "про­ш­лое", т.е. ис­лам, и "бу­ду­щее" – ком­му­низм мо­гут со­су­щест­во­вать. Он обыч­но да­рил Ко­ран, от­пе­ча­тан­ный в СССР, фо­то­сним­ки, му­суль­ман­ские ка­лен­да­ри. Ве­ру­ю­щим же в собст­вен­ной стра­не Ко­ран и дру­гая ре­ли­ги­оз­ная ли­те­ра­ту­ра бы­ла не­до­ступ­на. Целью та­ких при­гла­ше­ний бы­ла де­мон­ст­ра­ция сво­бод­но­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния, ко­то­рым "поль­зо­ва­лись" в СССР му­суль­ма­не, по­каз благ, ко­то­рые да­вал со­ци­а­лизм им, для за­во­е­ва­ния при­вер­жен­цев в му­суль­ман­ском ми­ре.

Од­на­ко па­рад­ные по­ка­зы не всег­да при­но­си­ли по­ли­ти­чес­кие ди­ви­ден­ды. Так, груп­па па­кис­тан­ских уле­мов, по­се­тив в 1958 го­ду Моск­ву по при­гла­ше­нию со­вет­ско­го пра­ви­тельст­ва, предо­ста­ви­ло та­кой от­чет: «Так на­зы­ва­е­мые Ду­хов­ные Управ­ле­ния не име­ют ни­ка­кой свя­зи с про­па­ган­дой ис­ла­ма и рас­прост­ра­не­ни­ем му­суль­ман­ской куль­ту­ры, бо­лее то­го, они на­хо­дят­ся под аб­со­лют­ным кон­тро­лем цент­раль­но­го пра­ви­тельст­ва и на­вя­зы­ва­ют на­ро­ду ре­ли­гию, со­здан­ную ими са­ми­ми. "Крас­ные муф­тии" дик­ту­ют ве­ру­ю­щим ука­зы ком­му­нис­ти­чес­ко­го пра­ви­тельст­ва». Мне­ние па­кис­тан­ских бо­го­сло­вов в му­суль­ман­ском ми­ре бы­ло вы­со­ко.

В СССР очень пло­хо об­сто­я­ло де­ло с хад­жем, ко­то­рый был раз­ре­шен с 1944 го­да. Стро­го уста­нов­лен­ная кво­та на 20 че­ло­век, со­блю­да­е­мая влас­тя­ми до кон­ца 1980-х, вы­зы­ва­ла раз­дра­же­ние. Па­лом­ни­ки тай­но про­во­зи­ли пись­ма из Со­юза за­ру­беж­ным родст­вен­ни­кам, ведь офи­ци­аль­но пе­ре­пис­ка бы­ла за­пре­ще­на.

Од­на из пер­вых спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ту­рис­ти­чес­ких групп в со­ста­ве 7 му­суль­ман и 1 пред­ста­ви­те­ля "Ин­ту­рис­та" по­се­ти­ла в 1958 го­ду Си­рию, Еги­пет. Каж­дый ту­рист по­лу­чил ин­струк­цию о том, как рек­ла­ми­ро­вать по­ло­же­ние му­суль­ман в СССР, в ре­зуль­та­те че­го они в раз­го­во­рах с еди­но­вер­ца­ми ве­ли се­бя весь­ма на­сто­ро­жен­но и бо­яз­ли­во.

Пре­бы­ва­ние груп­пы на­хо­ди­лось в цент­ре вни­ма­ния си­рий­ской и еги­пет­ской пе­ча­ти. Со­став­ляв­ший от­чёт пос­ле по­езд­ки А. Ша­фин (пре­по­да­ва­тель Ка­зан­ско­го уни­вер­си­те­та) за­ме­тил, что со­став груп­пы был нег­ра­мот­ным, па­лом­ни­ки не зна­ли ка­но­нов ис­ла­ма, не бы­ли оде­ты по­до­ба­ю­щим об­ра­зом, а их шля­пы вы­зы­ва­ли раз­дра­же­ние у му­суль­ман.

Но вы­дви­же­ние му­суль­ман­ско­го ду­хо­венст­ва на меж­ду­на­род­ную аре­ну её все­воз­мож­ное слу­же­ние влас­тям не озна­ча­ли по­вы­ше­ния ста­ту­са ис­ла­ма в Со­юзе. Во вся­ком слу­чае, во внут­рен­ней по­ли­ти­ке по от­но­ше­нию к ис­ла­му не бы­ло ни­ка­ких усту­пок. В рус­ле об­щей ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, в пря­мом про­ти­во­ре­чии с ли­бе­раль­ны­ми ша­га­ми Н. Хру­ще­ва в дру­гих об­лас­тях, на­ча­лось но­вое на­ступ­ле­ние на ис­лам, в ре­зуль­та­те че­го из 3000 за­ре­гист­ри­ро­ван­ных в Сред­ней Азии ме­че­тей пос­ле вой­ны оста­лось 400 в 1966 го­ду.

В СССР на за­кон­ном ос­но­ва­нии дейст­во­ва­ли 374 му­суль­ман­ских ре­ли­ги­оз­ных объ­еди­не­ний и око­ло 1 ты­ся­чи има­мов. В то­же вре­мя по при­зна­нию ра­бот­ни­ков ЦК КПСС по стра­не дейст­во­ва­ли 539 не­за­ре­гист­ри­ро­ван­ных му­суль­ман­ских объ­еди­не­ний и свы­ше 10 ты­сяч има­мов. Дан­ные сви­де­тельст­ву­ют о внут­рен­нем со­про­тив­ле­нии ате­ис­ти­чес­ким кам­па­ни­ям.

Та­ким об­ра­зом, со­вет­ская внеш­няя по­ли­ти­ка в 1960 – се­ре­ди­не 1980 гг. в от­но­ше­нии му­суль­ман­ско­го ми­ра ха­рак­те­ри­зу­ет­ся уз­ко по­ня­тым праг­ма­тиз­мом. Она не со­гла­со­ва­лась с от­но­ше­ни­ем к внут­рен­не­му ис­ла­му, что при­ве­ло стра­ну к по­ли­ти­чес­ко­му кри­зи­су во внеш­ней (втор­же­ние в Аф­га­нис­тан) и внут­рен­ней жиз­ни. Те­ма Аф­га­нис­та­на, в ко­то­ром по при­хо­ти Л. Бреж­не­ва и его окру­же­ния по­гиб­ли ты­ся­чи му­суль­ман — аф­ган­ских и со­вет­ских, до сих пор от­зы­ва­ет­ся болью в ду­шах му­суль­ман все­го ми­ра. Ком­му­нис­ти­чес­кая те­о­рия и прак­ти­ка не по­стиг­ла то­го, что ис­лам яв­ле­ние не толь­ко дол­гов­ре­мен­но­го и мас­штаб­но­го зна­че­ния, но фе­но­мен им­ма­нент­но­го и стра­те­ги­чес­ко­го зна­че­ния.

По ма­те­ри­а­лам ар­хив­ных раз­ра­бо­ток ка­зах­стан­ских ис­то­ри­ков



Оставить ответ