«О те, которые живут за морем в спокойствии
и у кого на их родине величие и власть!
Имеете ли вы вести от жителей Андалусии…
Вчера они были царями в своих дворцах,
а сегодня они рабы в странах неверия»
поэт Салих ар-Ронди (ум. 1285 г.)
Как известно из истории средних веков, омейядский полководец Муса ибн Нусайр отправил одного из своих военачальников Тарика ибн Зийяда в Испанию. Командир небольшого отряда мусульман Тарик сумел за три года (711-714) завоевать почти весь Пиренейский полуостров; только на севере, в горах Астурии, коренному населению удалось сохранить свою независимость и там образовалось небольшое вестготское королевство.
Победа мусульман была блестящей: настоящий блицкриг! Кстати, имя Тарика ибн Зийяда увековечено в названии Гибралтар: Джабаль Тарик – «Гора Тарика».
В 756 году, после нескольких десятилетий племенных междоусобиц и берберских восстаний, на территории арабской Испании образовался фактически независимый от багдадских правителей Аббасидов эмират со столицей в Кордове. Эмират возглавил омейядский принц – Абд ар-Рахман Пришелец, которому удалось бежать в Марокко в племя своей матери берберки, а затем с отрядом сирийских сторонников омейядской династии переправиться в Испанию и без особого труда ее покорить.
Политический и культурный рассвет Кордовского государства в Андалусии (как именовали арабы находившуюся под их контролем часть Испании) падает на период с середины VIII до конца Х века. Однако уже в это время правители образовавшихся на севере Испании христианских королевств Леона и Наварры начинают расширять свои владения за счет завоеванных арабами территорий. Их продвижению на юг способствуют распри в среде завоевателей и постоянные столкновения между арабами и берберами. В результате интриг со стороны врагов Андалусии, могущество арабов ослабляется также восстаниями исламизированного населения Испании (муваллады) и христиан, проживавших в арабских провинциях. Конец христианским рейдам на юг положил Абд ар-Рахман III (912-961), объединивший под своей властью почти все исламизированные области Испании и сумевший сделать короля Леона, королеву Наварры и графов Кастилии и Барселоны своими вассалами и данниками. В 929 г. Абд ар-Рахман III принял титул халифа (главы правоверных), закрепив этим актом свою независимость от багдадских Аббасидов.
В конце Х в. при знаменитом хаджибе (везире) аль-Мансуре, или Альманзоре (978-1002), сумевшим в результате военных походов полностью покорить Леон, Кастилию и Барселону, фактически объединив под властью арабов всю Испанию, могущество Кордовского халифата достигает своего апогея.
Однако после смерти аль-Мансура Андалусия сохраняет свою целостность сравнительно недолго. Смуты и племенной партикуляризм, усиление провинциальных правителей, сосредоточивших в своих руках крупные земельные владения и политическую власть, приводят сперва к ослаблению Кордовского халифата, а затем и к распаду единой Андалусии на множество княжеств. Слабым мусульманским княжествам становится все труднее противостоять натиску христианских государств, которые не только перестают платить дань халифу, но постепенно берут реванш: король Леона и Кастилии Альфонс VI, сильнейший среди христианских государей, подчиняет себе правителей Бадахоса, Толедо, Сарагосы и даже далекой Кастилии и заставляет их платить ему дань. Тогда обеспокоенный мощным натиском с севера, эмир Севильи аль-Мутамид обращается за помощью к главе берберского государства Альморавидов в Северной Африке Йусуфу ибн Ташфину, которому удается частично отбросить христиан, но при этом он сам захватывает почти все владения мусульманских князей в южной и восточной частях Испании.
Победа мавров заставила христианские княжества объединить свои усилия, и в первые десятилетия ХII в. правители Арагона и Кастилии, воспользовавшись раздорами в среде берберских военачальников, совершили несколько удачных походов на юг. Тем временем жители Андалусии, как христиане, так и мусульмане, недовольные приставаниями со стороны африканских пришельцев, поднимаются на борьбу с ними в результате чего к середине ХII века Альморавиды изгоняются и власть снова переходит в руки местных удельных эмиров.
Во второй половине ХII века Андалусия вновь подвергается берберскому нашествию. Но хотя на этот раз североафриканские завоеватели Альмохады отвоевали ряд территорий в Испании и нанесли королям Кастилии и Леона ряд поражений, остановить Реконкисту (так испанцы называли обратное завоевание Испании) они уже не могли. В 1212 году объединенное войско Кастилии, Арагона и Леона и Наварры одержало решающую победу над Альмохадами при Лас Навас де Толосе. В 1236 году после 520 лет мусульманского владычества пала Кордова, в 1238 году – Валенсия, а в 1248 году – Севилья.
Однако и после поражения Альмохадов еще два с половиной века мусульмане продолжали удерживать на юге Испании несколько областей, объединенных в Гранадский эмират. Во главе Гранады стал Мухаммад ибн Йусуф из племени наср, провозглсивший себя в 1232 году султаном. Ему удалось сохранить для Гранады относительную независимость. Ловкую политику вели и его преемники, которые, используя распри в лагере христиан и периодически обращаясь за помощью к североафриканским правителям в Фесе, умудрялись удерживать свои владения. Этому благоприятствовало и географическое положение Гранады – гористый рельеф создавал для эмирата военно-стратегическое преимущество. В известной мере судьба Гранады перед лицом христианского продвижения на юг напоминала судьбу Северо-Западной Испании периода арабских завоеваний, когда в горах Астурии сохранялось небольшое христианское королевство.
Гранадский эмират был богатейшей областью Испании. Широкие плодородные долины щедро орошались быстрыми реками, текущими с покрытых вечными снегами вершин Сьерры-Невады, горы изобиловали драгоценными металлами, а их склоны были покрыты тучными пастбищами. Процветанию этого края способствовал и прекрасный климат – зной южного солнца смягчался близостью гор, а обилие влаги позволяло жителям разводить лимонные и апельсиновые сады. Со всей Испании в Гранаду и в другие города эмирата перебирались мусульманские ремесленники, не пожелавшие жить под властью христианских правителей. Тонкие ткани, роскошные одежды, дорогое оружие и изделия художественных ремесел Гранады славились далеко за пределами Испании. В защищенных от непогоды гаванях Средиземноморского побережья шла оживленная торговля, и многочисленные корабли развозили отсюда товары во все страны света.
Стекавшиеся в Гранаду в результате широкой торговли доходы давали местной аристократии возможность жить в условиях изысканной роскоши, возводить замечательные дворцы, сооружать парки, в которых, как писали гранадские поэты, изливали свое благоухание розы, жасмин, лавр, а постоянно бьющие фонтаны наполняли воздух свежестью. Знаменитый поэт и историк последних веков Андалусии, везир гранадских Насридов Лисан ад-дин Ибн аль-Хатиб (1313-1374) увековечил красоту Гранады в знаменитом двустишии: «Окруженный цветущими садами город походит на прелестное лицо, покрытое легким пушком. Протекающая через него река с живописно перекинутым через нее мостами напоминает запястье девушки охваченное браслетами».
Падение в конце ХV в. Гранадского эмирата, последнего оплота арабо-мусульман в Испании – один из самых трагических эпизодов их восьмисотлетней истории. Постоянные междоусобицы в лагере мусульман и в противовес им консолидация христианских государств, завершившаяся объединением Арагона и Кастилии в результате брака Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской, ускорили развязку. В 1482 г., использовав захват мусульманами одной из христианских крепостей как повод для выступления, Фердинанд II начал войну, которая длилась 10 лет и закончилась в 1492 г. сдачей Гранады последним эмиром — Абу Абдаллахом (Боабдилом). С этого времени вся Испания оказалась в руках христиан, а подавляющая часть мусульман постепенно переселилась в Северную Африку. Предание гласит, что покидавшие Гранаду жители, уповая на возвращение в недалеком будущем, увозили с собой ключи от домов.
Роль арабо-мусульман в культурном расцвете Испании разными исследователями оценивалась по-разному. Например, «востоковед» Анри Перес пристрастно уменьшает роль арабского этнического компонента и видит в носителях мусульманской культуры в Испании в первую очередь исламизированных аборигенов готско-романского происхождения, в то время как английский ученый У. Монтгомери Уотт, напротив, дает справедливую оценку огромному вкладу мусульман в культуру Испании.
Благодаря арабам Испания, а впоследствии и другие государства Европы узнали медицину, математику, астрономию и греческую философию (кстати, сам термин Ренессанс означает в мировой науке возрождение древнегреческих наук в Европе через научные трактаты мусульманских ученых). Арабы принесли в Испанию свои навыки в области мореплавания и ирригации, свою архитектуру и многие ремесла.