Проза в эпоху рассвета Ислама

Проза до Ислама

Проза —  сестра поэзии, в совокупности вместе они образуют арабскую литературу. Проза подразделяется на виды в зависимости от места ее происхождения и времени ее существования. В до исламский период арабы уделяли прозе весомое место, она представляла всю риторику того времени.

По некоторым утверждениям происхождение прозы относят к жрецам. Позже прозе придали художественный оттенок в виду того, в нем стали употреблять четкую рифму и символичность.

Что касается риторики, то бытность арабской жизни в то время требовало его наличия. Наличие многочисленных межплеменных воин требовало от племенных вождей мастерства риторики для побуждения своего племени вести войны, как это можно наблюдать в риторике Хани аш-Шайбани побуждавшего свое племя к войне против персов.

Состязания в прозе

В виду того, что арабские рынки были местами скоплений различных племен, туда прибывали великие поэты и предводители, либо их представители. Каждому желающему давалась возможность выступить и блеснуть в поэтическом мастерстве и славе.

Иногда поэтические состязания проходили не на рынках, как это было принято, а на племенных владениях, по причине заслуг и героизма оратора происходящего из того племени. К таким вне рыночным состязаниям относились и ораторские батлы рабов и рабынь, принадлежащих к знатным племенам. Участие в таких состязаниях показывало уважение к оратору и его племени и давало возможность высказать то, за чем они туда прибыли.

Мнения о прозе арабов

По утверждению  одного из наиболее влиятельных египетских интеллектуалов XX века, Таха Хусейна (ум. 1973 г.) риторика арабов той эпохи не имеет основания изучать ее, как художественную часть литературы, так как большая ее часть вызывает подозрение в достоверности сказанного. Арабы кончено, не знали что такое художественная риторика на самом деле, ведь риторика это порождение разума, так же как поэзия порождение чувств. Арабы были искусны в поэзии, а риторика к ним пришла позднее, после их вовлечения в греческую литературу.

Однако Заки Мубарак, египетский писатель и литературовед (ум. 1952 г.), с высказыванием Таха Хусейна не согласен. Его логическим ответом было то, что Священный Коран является открытым доказательством того, что арабы искусно владели художественной прозой, ведь ниспослан он был именно в литературном стиле арабов тех времен. Плюс ко всему этому, активное применение письменности и ораторства в начале Ислама говорит о том, что арабы хорошо разбирались в риторике и прозе, а с распространением Ислама эти две науки нашли прочное свое существование и активное развитие.

Мы видим, что проза и риторика после прихода Ислама, бурно развивалась в рамках тех принципов, целей и идей, которых должна была содержать в себе именно истинная художественная проза, она намного отличалась от той примитивной прозы, которая существовала в до исламский период.

comments powered by HyperComments