Христианизация казахской степи

Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь при­ни­ма­ла ак­тив­ное учас­тие в про­ве­де­нии за­во­е­ва­тель­ной по­ли­ти­ки ца­риз­ма в Ка­зах­ста­не. Если цар­ское пра­ви­тель­ст­во ус­та­нав­ли­ва­ло свое гос­под­ст­во си­лой ору­жия, то цер­ковь при­бе­га­ла к дру­гим сред­ст­вам в це­лях за­креп­ле­ния ре­зуль­та­тов за­во­е­ва­ний  пу­тем из­ме­не­ния со­зна­ния ко­рен­но­го на­се­ле­ния.

Б. Ка­ра­та­ев от­ме­чал, что пра­во­слав­ные про­по­вед­ни­ки при­чис­ля­ли ка­за­хов к не­му­суль­ман­ско­му, "ша­ман­ско­му" на­ро­ду – то есть, на­ро­ду без ре­ли­гии. По­это­му они ду­ма­ли, что про­цесс хрис­ти­а­ни­за­ции бу­дет ид­ти лег­ко и мас­штаб­но.

Од­на­ко ар­хив­ные ма­те­ри­а­лы го­во­рят об об­рат­ном. В них со­дер­жат­ся про­ше­ния ка­зах­ско­го об­щест­ва о за­щи­те их от при­тес­не­ний со сто­ро­ны влас­тей, о раз­ре­ше­нии на по­строй­ку ме­че­ти, мед­ре­се и ка­зах­ских школ. Сре­ди до­ку­мен­тов нет ни од­но­го, в ко­то­ром го­во­ри­лось бы о же­ла­нии устрой­ст­ва церк­ви или дру­го­го ре­ли­ги­оз­но­го не­му­суль­ман­ско­го со­ору­же­ния по ини­ци­а­ти­ве ка­за­хов, да­же кре­щё­ных. К это­му сле­ду­ет до­ба­вить, что не раз, по­лу­чив от­каз на стро­и­тель­ст­во ме­че­ти, ка­за­хи стро­и­ли их без раз­ре­ше­ния влас­тей.

Про­тив ор­то­док­саль­но­го бо­го­сло­вия и ка­зён­ной пра­во­слав­ной церк­ви вы­сту­пил из­вест­ный рус­ский пи­са­тель Л.Н. Толс­той. За это в фев­ра­ле 1901 го­да он был от­лу­чён от церк­ви. В по­ста­нов­ле­нии Си­но­да ска­за­но: "Из­вест­ный все­му ми­ру пи­са­тель, рус­ский по рож­де­нию, пра­во­слав­ный по кре­ще­нию и  вос­пи­та­нию граф Толс­той, в пре­льще­нии гор­до­го ума сво­е­го, дерз­ко вос­стал на гос­по­да и на Хрис­та его и на свя­тое его до­сто­я­ние, яв­но пе­ред все­ми от­рек­ся от вскор­мив­шей и вос­пи­тав­шей его ма­те­ри, церк­ви пра­во­слав­ной". Отве­чая на по­ста­нов­ле­ние Си­но­да, Л.Н. Толс­той пи­сал: "И я дей­ст­ви­тель­но от­рек­ся от церк­ви, пе­ре­стал ис­пол­нять ее об­ря­ды и на­пи­сал в за­ве­ща­нии сво­им близ­ким, что­бы они, ког­да я бу­ду уми­рать, не до­пус­ка­ли ко мне цер­ков­ных слу­жи­те­лей и мерт­вое мое те­ло убра­ли бы по­ско­рей, без вся­ких над ним за­кли­на­ний и мо­литв".

При­вле­че­ние ино­вер­цев в ря­ды пра­во­слав­ных объ­яс­ня­лось же­ла­ни­ем церк­ви по­лу­чать как мож­но боль­ше при­бы­ли с ми­рян: с рус­ских и ко­рен­ных жи­те­лей. Ма­те­ри­аль­ное бо­гат­ст­во церк­ви со­став­ля­лось пу­тем по­бо­ров и дру­ги­ми сред­ст­ва­ми. Рус­ский пи­са­тель А.И. Эр­тель в "За­пис­ках степ­ня­ка" пи­шет: "Свадьба еже­ли – 3 де­ся­ти­ны ему (по­пу) убе­рёшь, крес­ти­ны – пол­ни­вы, мо­ле­бен – све­зешь ему коп­ны с де­ся­ти­ны, по­хо­ро­нить еже­ли – мо­ло­ти ему 10 дней".

Сре­ди кре­щё­ных ка­за­хов встре­ча­лись и на­ибо­лее пре­дан­ные пра­во­слав­ной ве­ре, ко­то­рые не толь­ко при­ня­ли об­ряд кре­ще­ния, но и ста­но­ви­лись цер­ков­ны­ми слу­жи­те­ля­ми. Кре­щё­ные ка­за­хи, в от­ли­чие от рус­ских мис­сио­не­ров, пред­став­ля­ли со­бой цен­ные кад­ры для про­по­вед­ни­ков пра­во­сла­вия. Они зна­ли язык, тра­ди­ции, обы­чаи, пси­хо­ло­гию сво­е­го на­ро­да. Ис­поль­зо­ва­лись они при пе­ре­во­де ре­ли­ги­оз­ных, пра­во­слав­ных книг, так как луч­ше мог­ли до­нес­ти до сво­их со­оте­чест­вен­ни­ков их со­дер­жа­ние.

Как бы ни об­ха­жи­ва­ли цер­ков­ные свя­щен­но­с­лу­жи­те­ли сво­их по­до­печ­ных, их жизнь скла­ды­ва­лась со­вер­шен­но ина­че, в от­ли­чии от тех обе­ща­ний, ко­то­рые им да­ва­ли в мо­мент от­ка­за от сво­ей ве­ры. Боль­шин­ст­во ка­за­хов, знав­ших рус­скую гра­мо­ту и при­няв­ших хрис­ти­ан­ст­во, не бы­ли до­воль­ны сво­ей судь­бой, под­дав­шись на по­су­лы про­по­вед­ни­ков пра­во­сла­вия, обе­щав­шим "зла­тые го­ры", они в ито­ге ос­та­ва­лись ни с чем.

Вли­я­ние пра­во­слав­ной церк­ви на че­ло­ве­чес­кие ду­ши уже в то вре­мя бы­ло сла­бым. Фран­цуз­ский пу­те­шест­вен­ник де Кюс­тин пи­сал: "Я ви­дел в Рос­сии хрис­ти­ан­скую цер­ковь, на ко­то­рую ни­кто не на­па­да­ет, ко­то­рую все чтут, по край­ней ме­ре на­руж­но, цер­ковь, мо­раль­но­му вли­я­нию ко­то­рой всё бла­гоп­ри­ят­ст­ву­ет, и всё-та­ки эта цер­ковь не име­ет ни ма­лей­шей влас­ти над серд­ца­ми… Эта цер­ковь мерт­ва".

Слу­жи­те­ли церк­ви при­зы­ва­ли к хрис­ти­ан­ст­ву в шко­лах, тюрь­мах, боль­ни­цах и т.п. Тем са­мым вы­пол­ня­лось од­но из тай­ных пред­пи­са­ний, да­ва­е­мое слу­жи­те­лям рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви: "где бы ты ни встре­тил лю­дей, ты об­на­ру­жишь стра­да­ния, а если есть стра­да­ния, то есть по­треб­ность во вра­че, а если есть по­треб­ность во вра­че, то есть под­хо­дя­щий слу­чай для про­по­ве­ди".

Уве­ли­чи­вая чис­ло ка­за­хов-хрис­ти­ан, мис­сио­не­ры столк­ну­лись с не­ожи­дан­ны­ми яв­ле­ни­я­ми. Они свя­за­ны с тем, что кре­щё­ные ка­за­хи вмес­те с усто­я­ми хрис­ти­ан­ской ве­ры пе­ре­ня­ли от­дель­ные бы­то­вые тра­ди­ции рус­ско­го на­ро­да, иду­щие враз­рез с про­по­ве­ду­е­мой вы­со­кой пра­во­слав­ной нрав­ст­вен­ностью. Не­до­стат­ки, от­ме­чен­ные в от­чёте мис­сио­не­ров: буй­ст­во и раз­лад в семье, буй­ст­во и раз­лад в об­щест­ве, об­ман и пьян­ст­во. До при­хо­да рус­ских та­кие яв­ле­ния не на­блю­да­лись.

В то вре­мя, ког­да цер­ков­ные свя­щен­но­с­лу­жи­те­ли долж­ны бы­ли вы­де­лять­ся сре­ди пра­во­слав­ных сво­ей добро­по­ря­доч­ностью, вы­со­ки­ми нрав­ст­вен­ны­ми усто­я­ми и т.д., мно­гие из них, на­про­тив, ма­ло чем, от­ли­ча­лись от ми­рян сво­им по­ве­де­ни­ем и об­ра­зом жиз­ни. По­сту­па­ю­щие сиг­на­лы о пьян­ст­ве цер­ков­ни­ков и на­ру­ше­ние ими по­ряд­ка при бо­го­слу­же­нии, все ча­ще по­сту­па­ли из раз­ных мест в вы­шес­то­я­щие ду­хов­ные ин­стан­ции. Боль­шая часть цер­ков­ни­ков во­об­ще не по­ни­ма­ли, ка­кие функ­ции они долж­ны бы­ли вы­пол­нять, "по­ют и чи­та­ют дур­но, цер­ков­но­го ус­та­ва не зна­ют, поч­ти все жиз­ни не­трез­вой. Ока­зы­ва­ют­ся не­со­от­вет­ст­ву­ю­щи­ми сво­е­му на­зна­че­нию". Ма­ло то­го, что не­ко­то­рые цер­ков­ные слу­жи­те­ли сво­ей не­трез­вой жизнью по­пи­ра­ли устои пра­во­сла­вия, они ещё и при­вле­ка­ли та­ких же лю­дей или ис­поль­зо­ва­ли не­бла­го­вид­ные при­емы для уве­ли­че­ния чис­лен­нос­ти кре­щё­ных.

По­ка­за­тель­ным яв­ля­ет­ся де­ло о пе­ре­хо­де ка­заш­ки из ис­ла­ма в пра­во­сла­вие, ко­то­рая за ко­рот­кий срок (с 2 по 5 ап­ре­ля 1896 го­да) бы­ла под­го­тов­ле­на к об­ря­ду кре­ще­ния. Но до­зна­ние про­ку­ра­ту­ры по­ка­за­ло, что кре­ще­на она бы­ла "об­ма­ном, бу­ду­чи спи­ва­е­ма в те­че­ние не­сколь­ких дней вод­кой".

В 1872 го­ду ака­де­мик Е.А. Ма­лов пред­ло­жил со­здать ко­мис­сию по из­да­нию мис­сио­нер­ско­го про­ти­во­му­суль­ман­ско­го сбор­ни­ка. По её ито­гам бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об из­да­нии кур­со­вых со­чи­не­ний не­ко­то­рых сту­ден­тов и ма­гист­ран­тов Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии в ви­де сбор­ни­ка. Боль­шин­ст­во эк­зем­пля­ров это­го сбор­ни­ка рас­прост­ра­ня­лось бес­плат­но, в ви­ду той поль­зы, ка­кую он мо­жет при­нес­ти. Те­ма­ти­ка дан­но­го из­да­ния до­воль­но об­шир­на и по­ка­за­тель­на. В ка­чест­ве ил­люст­ра­ции при­ве­дем на­зва­ния не­ко­то­рых ма­гис­тер­ских ра­бот. Бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны со­чи­не­ния на те­мы: "О про­ти­во­ре­чи­ях в Ко­ра­не", "Ме­тод мис­сио­нер­ской по­ле­ми­ки про­тив та­тар-му­хам­ме­дан", "При­чи­ны упор­ной при­вя­зан­нос­ти та­тар-му­хам­ме­дан к сво­ей ве­ре", "Кри­ти­чес­кий раз­бор му­хам­ме­дан­ско­го уче­ния о про­ро­ках", "Ме­с­та Ко­ра­на, бла­гоп­ри­ят­ные для об­ра­ще­ния му­хам­ме­дан в хрис­ти­ан­ст­во" и то­му по­доб­ное. Да­же этот не­боль­шой пе­ре­чень да­ёт яс­ное пред­став­ле­ние о на­прав­лен­нос­ти дан­ных "трак­та­тов", о той сверх­за­да­че, ко­то­рая пре­сле­до­ва­лась этим из­да­ни­ем и, ко­то­рой под­чи­ня­лось со­дер­жа­ние пуб­ли­ку­е­мых в нём ра­бот.

Не­ма­лое зна­че­ние отво­ди­лось кни­го­из­да­тель­ской де­я­тель­нос­ти, как ду­хов­ной пи­ще, ко­то­рую долж­ны бы­ли по­лу­чать ка­за­хи. В ре­зуль­та­те бы­ли пе­ре­ве­де­ны на ка­зах­ский язык 307 книг, из них 288 – ре­ли­ги­оз­но­го со­дер­жа­ния. Мож­но се­бе пред­ста­вить воз­дей­ст­вие этих книг на уча­щих­ся школ. Обес­пе­чи­вая не­боль­шим ко­ли­чест­вом книг об­ще­об­ра­зо­ва­тель­но­го на­прав­ле­ния, им­пе­рия не жа­ле­ла средств для книг с ре­ли­ги­оз­ным со­дер­жа­ни­ем.

Свя­щен­ни­ки, для то­го, что­бы при­влечь в ло­но церк­ви му­суль­ман лег­ко по­сту­па­лись прин­ци­па­ми хрис­ти­ан­ст­ва. Так, в де­лах цен­зур­но­го ко­ми­те­та есть указ от 1886 го­да с мне­ни­ем это­го ор­га­на о кар­ти­нах на ре­ли­ги­оз­ные те­мы. В нем, в част­нос­ти го­во­ри­лось: "На кар­ти­не, изо­бра­жа­ю­щей са­ма­ря­ни­на, по­да­ю­ще­го по­мощь из­би­то­му раз­бой­ни­ка­ми, ми­мо ко­то­ро­го про­шли, не ока­зав по­мо­щи, свя­щен­ник и ле­вит, изо­бра­же­ние са­ма­ря­ни­на в чал­ме мо­жет вы­звать в тех мест­нос­тях, где на­хо­дят­ся ма­го­ме­та­не, не­пра­виль­ное тол­ко­ва­ние изо­бра­жен­но­го пред­ме­та". Из опа­се­ния, что са­ма­ря­ни­на мо­гут при­нять за му­суль­ма­ни­на, про­явив­ше­го гу­ман­ность и, тем са­мым, бу­дут вос­хва­лять его пе­ред хрис­ти­а­на­ми, и во из­бе­жа­ние "пре­врат­но­го тол­ко­ва­ния" пред­ла­га­лось изоб­ра­зить са­ма­ря­ни­на с не­по­кры­той го­ло­вой.

В де­ле рас­прост­ра­не­ния хрис­ти­ан­ст­ва сре­ди ко­чев­ни­ков осо­бое мес­то за­ни­ма­ла мис­сио­нер­ская де­я­тель­ность, по­это­му для ее успе­ха об­ра­ща­лось боль­шое вни­ма­ние на под­бор и со­от­вет­ст­ву­ю­щую под­го­тов­ку мис­сио­не­ров.

Эти ли­ца долж­ны бы­ли от­ли­чать­ся от ос­нов­ной мас­сы пра­во­слав­ных бо­го­слов­ским об­ра­зо­ва­ни­ем  и вы­со­ки­ми нрав­ст­вен­ны­ми ка­чест­ва­ми, а так­же ис­крен­ним при­зва­ни­ем к мис­сио­нер­ской де­я­тель­нос­ти. Им вме­ня­лось в обя­зан­нос­ти: вла­деть ка­зах­ским язы­ком в со­вер­шен­ст­ве, знать пер­сид­ский и араб­ский язы­ки, изу­чить ос­но­ва­тель­но Ко­ран и все тол­ко­ва­ния его, а так­же му­суль­ман­ские ре­ли­ги­оз­ные кни­ги. Они долж­ны бы­ли об­ла­дать не­ко­то­ры­ми ме­ди­цин­ски­ми по­зна­ни­я­ми, до­ста­точ­ны­ми для ока­за­ния пер­вой вра­чеб­ной по­мо­щи ка­за­хам. Об­ре­тя с по­мощью сво­их по­зна­ний сим­па­тию на­се­ле­ния, они тем са­мым "най­дут удоб­ный слу­чай для про­по­ве­ди Еван­гель­ско­го уче­ния".

Из на­уч­но­го на­сле­дия ка­зах­стан­ско­го ис­то­ри­ка З.Т. Сад­ва­ка­со­вой



Оставить ответ