Ислам у казахов (до 1917 г.)

Пер­вые по­пыт­ки скло­нить ко­чев­ни­ков-тюр­ков к му­суль­ман­ст­ву пред­при­ни­ма­лись уже при ха­ли­фе Хи­ша­ме (724-743), но серь­ез­ных ре­зуль­та­тов не при­нес­ли. В Х в. из­вест­ны от­дель­ные груп­пы ко­чев­ни­ков, об­ра­тив­ших­ся в ис­лам. Так по со­об­ще­нию Ибн-Ха­у­ка­ля, в Сют­кен­те (го­род на ле­вом бе­ре­гу Сыр­дарьи) «есть ме­четь и в ней со­би­ра­ют­ся тюр­ки из раз­ных пле­мен гу­зов и кар­лу­ков, ко­то­рые уже при­ня­ли ис­лам… Меж­ду Фа­ра­бом, Кенд­жи­да и Ша­шем хо­ро­шие паст­би­ща, там око­ло ты­ся­чи се­мей тю­рок, ко­то­рые уже при­ня­ли ис­лам». Но от­дель­ные успе­хи ис­ла­ма в ко­че­вой сре­де не ме­ня­ли об­щую кар­ти­ну. Этот пе­ри­од ко­чев­ни­ки ос­та­ва­лись вер­ны­ми сво­им преж­ним бо­гам. «По пред­став­ле­нию гео­гра­фов пер­вой по­ло­ви­ны Х в., гра­ни­цы рас­прост­ра­не­ния ис­ла­ма на се­ве­ро-вос­то­ке со­впа­да­ли с гра­ни­ца­ми са­ма­нид­ско­го го­су­дар­ст­ва. Тур­ки вез­де про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся му­суль­ма­нам, за ис­клю­че­ни­ем ту­рок на Сыр­дарье, при­няв­ших ис­лам, и вмес­те с тем сде­лав­ших­ся под­дан­ны­ми Са­ма­ни­дов». Кро­ме то­го, в не­ко­то­рых рай­о­нах с ис­ла­мом успеш­но кон­ку­ри­ро­ва­ло хрис­ти­ан­ст­во. Не­сто­ри­ан­ст­во, на­при­мер, по­лу­чи­ло при­зна­ние сре­ди най­ма­нов, пе­ре­се­лив­ших­ся в кон­це ХII — на­ча­ле ХIII в. из Цент­раль­ной Азии в Вос­точ­ный Ка­зах­стан и Се­ми­речье. Хан най­ма­нов Куч­лук да­же пре­сле­до­вал му­суль­ман, по­тре­бо­вав от них, что­бы они «при­ня­ли или хрис­ти­ан­ст­во, или буд­дизм, или по край­ней ме­ре внеш­ним об­ра­зом от­ка­за­лись от сво­ей ре­ли­гии и но­си­ли ки­тай­скую одеж­ду».

Рас­прост­ра­не­ние ис­ла­ма бы­ло за­мед­ле­но мон­голь­ским за­во­е­ва­ни­ем, при­нес­шим в Сред­нюю Азию и Ка­зах­стан но­вые груп­пы на­се­ле­ния (тюр­ков и мон­го­лов) со сво­ей тра­ди­ци­он­ной ре­ли­ги­ей. Од­на­ко в усло­ви­ях Сред­ней Азии мон­го­лы очень быст­ро ут­ра­ти­ли свой язык, сме­нив его на тюрк­ский, и ста­ли при­ни­мать тра­ди­ции осед­лой куль­ту­ры, в том чис­ле и ре­ли­гию. Уже прав­нук Ча­га­тая, Му­ба­рек-шах, пра­вив­ший ко­рот­кое вре­мя в 1266 г., был му­суль­ма­ни­ном. Его при­ем­ник, Бо­рак-хан, в кон­це сво­ей жиз­ни так­же при­нял ис­лам. Пра­ви­тель ча­га­тай­ской дер­жа­вы Ке­бек (1318-1326 гг.) ус­та­но­вил свое мес­топ­ре­бы­ва­ние в Ма­ве­ран­нах­ре, в до­ли­не Каш­ка­дарьи. Здесь он вы­стро­ил се­бе дво­рец, что озна­ча­ло от­ход от степ­ных тра­ди­ций. Ке­бек не об­ра­тил­ся в ис­лам, но был про­слав­лен ис­то­ри­ка­ми как по­кро­ви­тель му­суль­ман. Его при­ем­ник Тар­ма­ша­рин (1326-1334 гг.) стал му­суль­ма­ни­ном и, го­во­ря сло­ва­ми В.В. Бар­толь­да, «окон­ча­тель­но ус­та­но­вил гос­под­ст­во ис­ла­ма в мон­голь­ском сред­не­ази­ат­ском го­су­дар­ст­ве».

В 1340-е го­ды ча­га­тай­ская дер­жа­ва рас­па­лась на два са­мос­то­я­тель­ных го­су­дар­ст­ва. За­пад­ное, со­хра­нив­шее за со­бой на­зва­ние Ча­га­тай, вклю­ча­ло в се­бе как ос­нов­ную часть Ма­ве­ран­на­хр с древ­ни­ми цент­ра­ми осед­лой куль­ту­ры; вос­точ­ное, на­зы­вав­ше­е­ся Мо­го­лис­та­ном, во­шли Вос­точ­ный Тур­кес­тан и сте­пи к вос­то­ку от озе­ра Бал­хаш. В Сред­не­ази­ат­ском Меж­ду­речье по­зи­ции ис­ла­ма ста­но­ви­лись все бо­лее проч­ны­ми. Не­за­дол­го до воз­вы­ше­ния Ти­му­ра Хо­резм об­рел по­ли­ти­чес­кую са­мос­то­я­тель­ность; его пра­ви­те­ли опи­ра­лись на ис­лам; мо­не­ты че­ка­ни­лись с над­писью "«власть при­над­ле­жит Бо­гу". Прав­ле­ние Ти­му­ра озна­ме­но­ва­ло окон­ча­тель­но из­бран­ную ори­ен­та­цию ко­че­вой зна­ти Ма­ве­ран­нах­ра на цент­ры осед­лой жиз­ни; Ти­мур, сде­лав­ший сво­ей сто­ли­цей Са­мар­канд, по­сле­до­ва­тель­но под­дер­жи­вал осед­лую куль­ту­ру му­суль­ман­ско­го ми­ра и ис­лам. Ин­те­рес­но, что Хо­резм не при­зна­вал ча­га­та­ев на­сто­я­щи­ми му­суль­ма­на­ми и этим об­ос­но­вы­вал свой от­каз под­чи­нить­ся влас­ти Ти­му­ра.

Ко­чев­ни­ки от­де­лив­ше­го­ся Мо­го­лис­та­на, на­зы­вав­ши­е­ся мо­го­ла­ми, счи­та­ли се­бя вер­ны­ми хра­ни­те­ля­ми мон­голь­ских ко­че­вых тра­ди­ций. Не­смот­ря на то, что пра­ви­тель стра­ны Тук­лук-Ти­мур (1348-1362 гг.) при­нял ис­лам, его по­дан­ные боль­шей частью ос­та­ва­лись не­вер­ны­ми. Но в на­ча­ле ХV в. ис­лам по­бе­дил и в Мо­го­лис­та­не. Став­ший в 1408 г. пра­ви­те­лем Му­хам­мед-хан про­явил се­бя как рев­ност­ный рас­прост­ра­ни­тель ис­ла­ма в сво­их вла­де­ни­ях: « все мон­го­лы долж­ны бы­ли но­сить чал­му; не­по­слуш­ным вби­ва­ли в го­ло­ву гвоз­ди». Во вто­рой по­ло­ви­не ХV в. за­пад­ные со­се­ди на­шли воз­мож­ным при­знать оби­та­те­лей Мо­го­лис­та­на му­суль­ма­на­ми.

В те­че­нии сред­не­ве­ковья ис­лам не­ук­лон­но про­дви­гал­ся в ко­че­вую степь, за­хва­ты­вая но­вые и но­вые груп­пы на­се­ле­ния. Укреп­ле­ние по­зи­ций ис­ла­ма сре­ди ко­чев­ни­ков, объ­яс­ня­ет­ся, преж­де все­го, вли­я­ни­ем сред­не­ази­ат­ских го­су­дарств. Сред­няя Азия и Ка­зах­стан име­ли дав­ние тес­ные по­ли­ти­чес­кие, эко­но­ми­чес­кие и куль­тур­ные свя­зи с Пе­ред­ним Вос­то­ком. Ког­да, на­чи­ная с VII-VIII вв. Пе­ред­ний Вос­ток стал цент­ром му­суль­ман­ско­го ми­ра, у сред­не­ази­ат­ских го­су­дарств фак­ти­чес­ки не ос­та­ва­лось вы­бо­ра: не при­нять ис­лам зна­чи­ло про­ти­во­пос­та­вить се­бя во­ен­ной мо­щи му­суль­ман­ских стран, под­верг­нуть рис­ку сло­жив­шу­ю­ся тор­гов­лю с ни­ми, ока­зать­ся в от­ры­ве от блес­тя­щей ци­ви­ли­за­ции то­го вре­ме­ни. Ко­че­вая степь в зна­чи­тель­ной ме­ре жи­ла сво­ей жизнью, но и у нее бы­ли с оа­зи­са­ми Сред­ней Азии и Юж­но­го Ка­зах­ста­на раз­но­об­раз­ные свя­зи, ко­то­рые спо­соб­ст­во­ва­ли про­ник­но­ве­нию ис­ла­ма.

Дру­гим ис­точ­ни­ком воз­дей­ст­вия ис­ла­ма на оби­та­те­лей сте­пей бы­ли му­суль­ман­ские го­су­дар­ст­ва По­волжья. Це­ле­на­прав­лен­ная про­па­ган­да ис­ла­ма сре­ди ко­чев­ни­ков Дешт-и Кып­ча­ка на­ча­лась при зо­ло­то­ор­дын­ском ха­не Бер­ке (1255-1266) и уси­ли­лась при ха­не Уз­бе­ке (1312-1340). Про­по­вед­ни­ки ис­ла­ма шли в сте­пи не толь­ко из По­волжья и Сред­ней Азии, но и из стран Пе­ред­ней Азии – преж­де все­го, из Ира­на. Сре­ди мис­сио­не­ров бы­ло не­ма­ло пред­ста­ви­те­лей су­фий­ско­го ду­хо­вен­ст­ва.

Боль­шой вклад в рас­прост­ра­не­ние ис­ла­ма сре­ди ко­че­во­го тюрк­ско­го на­се­ле­ния Юж­но­го Ка­зах­ста­на внес ос­но­ва­тель су­фий­ско­го ор­де­на Яса­вия уро­же­нец г. Сай­ра­ма (Ис­фид­жа­ба) Ход­жа Ах­мед Яса­ви (умер в 1166-67 гг. в г. Тур­кес­тан). Он был та­лант­ли­вым по­этом, и его сти­хи, про­по­ве­до­вав­шие ве­ли­чие Бог и не­об­хо­ди­мость сми­ре­ния, сыг­ра­ли не­ма­лую роль в про­па­ган­де му­суль­ман­ско­го ми­ро­воз­зре­ния. В XIV в. в ка­зах­ские сте­пи ста­ло про­ни­кать уче­ние, воз­ник­ше­го в г. Бу­ха­ре су­фий­ско­го ор­де­на Нак­ш­бан­дия, про­по­ве­до­вав­ше­го ас­ке­тизм, от­каз от рос­ко­ши и бо­гат­ст­ва. В Се­ми­речье в пер­вой по­ло­ви­не XIV ис­лам на­нес жес­то­кий удар хрис­ти­ан­ст­ву: при ца­ре­ви­че Али-сул­та­не, му­суль­ма­ни­не, в 1339 го­ду про­изо­шло кро­ва­вое го­не­ние хрис­ти­ан. Мно­гие хрис­ти­ан­ские мис­сио­не­ры бы­ли уби­ты. Та­ким об­ра­зом, хрис­ти­ан­ст­во бы­ло вы­тес­не­но из ка­зах­ских сте­пей. В XIX в. един­ст­вен­ным вос­по­ми­на­ни­ем о хрис­ти­ан­ст­ве бы­ла, ве­ро­ят­но, там­га в ви­де кре­с­та у ка­зах­ско­го пле­ме­ни Ке­рей.

Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич Ба­си­лов — док­тор ис­то­ри­чес­ких на­ук, за­ве­ду­ю­щий от­де­лом эт­но­гра­фии на­ро­дов Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­на ин­сти­ту­та эт­но­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук им. Мик­лу­хо-Мак­лая. Без­вре­мен­но по­гиб­ший в рас­цве­те твор­чес­ких сил. Круп­ный спе­ци­а­лист по ис­то­рии ре­ли­ги­оз­ных ве­ро­ва­ний. Ав­тор мно­го­чис­лен­ных ста­тей и мо­но­гра­фий. На­ибо­лее из­вест­ная из них «Из­бран­ни­ки ду­хов» (Моск­ва 1984 год).

Джа­ма­лия Ха­ли­лов­на Кар­мы­ше­ва — из­вест­ный ка­зах­стан­ский эт­но­граф, со­труд­ник ин­сти­ту­та ис­то­рии ар­хео­ло­гии и эт­но­ло­гии им. Чо­ка­на Ва­ли­ха­но­ва НАН Ка­зах­ста­на.

Ис­точ­ник: http://www.neonomad.kz

comments powered by HyperComments