Девушка-батыр

Алие Мол­да­гу­ло­вой не бы­ло еще и де­вят­над­ца­ти лет, ког­да вра­жес­кая пу­ля обо­рва­ла ее жизнь. Жизнь, ко­то­рая толь­ко на­чи­на­лась и в ко­то­рой пред­сто­я­ло еще по­знать вер­ность и лю­бовь, чув­ст­во ма­те­рин­ст­ва и ра­до­сть лю­би­мой ра­бо­ты.

Но вой­на в один миг от­сек­ла все пред­во­ен­ные меч­ты. Все, что бы­ло до пер­вых взры­вов бомб, без­воз­врат­но ушло, ос­та­лось в вос­по­ми­на­ни­ях. На пер­вое мес­то у каж­до­го жи­те­ля СССР вы­дви­ну­лись са­мые глав­ные, со­кро­вен­ные, вос­пи­тан­ные на­шим стар­шим по­ко­ле­ни­ем чув­ст­ва — лю­бовь к род­но­му на­ро­ду, стрем­ле­ние за­щи­щать свою Ро­ди­ну до по­след­ней кап­ли кро­ви.

Это ка­зах­ская де­вуш­ка бы­ла без­за­вет­но пре­да­на сво­ей стра­не. Вмес­те с горь­ко­ва­тым за­па­хом по­лы­ни, вол­ну­ю­щим зре­ли­щем па­ря­ще­го в не­бе ор­ла на всю жизнь во­шла в ее ду­шу не­объ­ят­ная ка­зах­стан­ская степь.

Впе­ре­ди у Алии, как и у мно­гих ты­сяч ее сверст­ни­ков, от­кры­ва­лась боль­шая счаст­ли­вая жизнь. Под­ни­ма­лась кор­пу­са ги­гант­ских стро­ек, всту­па­ли в строй но­вые за­во­ды и фаб­ри­ки. Стра­на рас­прав­ля­ла свои бо­га­тыр­ские пле­чи. И вез­де нуж­ны бы­ли за­дор и креп­кие ру­ки мо­ло­дых.

И Алия спе­ши­ла жить. Она то­ро­пи­ла дни, что­бы быст­рее стать взрос­лой,  при­нять лич­ное учас­тие в тех ве­ли­ких пре­об­ра­зо­ва­ни­ях, ко­то­рые свер­ша­лись в го­ро­дах и се­лах стра­ны.

В школь­ной про­грам­ме не бы­ло ни од­но­го пред­ме­та, ко­то­рый бы она пло­хо зна­ла. Тя­же­ло де­вал­ся ей на пер­вых по­рах рус­ский язык. И она про­сит под­руг, что­бы по­мо­га­ли. Вмес­те с кни­га­ми ка­зах­ских по­этов и пи­са­те­лей она за­чи­ты­ва­ет­ся Пуш­ки­ным и Лер­мон­то­вым. От­лич­но ре­ша­ет за­да­чи по ма­те­ма­ти­ке, пре­крас­но раз­би­ра­ет­ся в фи­зи­ке, хи­мии, пом­нит ве­ли­кие со­бы­тия из ис­то­рии на­шей стра­ны.

Кем быть? Ей пред­сто­я­ло ре­шить этот во­прос. Она вос­хи­ща­лась лет­чи­ка­ми и меч­та­ла сесть за штур­вал са­мо­ле­та. Мог­ла быть ин­же­не­ром. А мо­жет, стать учи­тель­ни­цей, что­бы по­том вер­нуть­ся в род­ной Ка­зах­стан, учить де­тей?

Но она ста­ла сол­да­том. В сво­их пись­мах к сест­ре, школь­ным то­ва­ри­щам, на­пи­сан­ным в ко­рот­кие ми­ну­ты за­тишья пе­ред бо­ем, она ска­жет, что не мог­ла ина­че. Ре­ше­ние бо­роть­ся с фа­шис­та­ми до тех пор, по­ка мо­жет дер­жать ору­жие в ру­ках, бы­ло впол­не осо­знан­ным и твер­дым. По­то­му что взрос­лой Алия ста­ла во вре­мя бло­ка­ды Ле­нин­гра­да, ког­да вмес­те со сво­и­ми сверст­ни­ка­ми сбра­сы­ва­ла с крыш до­мов фа­шист­ские за­жи­гал­ки, де­жу­ри­ла на ули­цах го­ро­да во вре­мя бом­бе­жек, де­ли­лась сво­им ми­зер­ным пай­ком хле­ба с обес­си­лев­ши­ми деть­ми. И имен­но в Ле­нин­гра­де она да­ла се­бе клят­ву сра­жать­ся с вра­гом до по­след­ней кап­ли кро­ви.

Не жен­ское это де­ло – вой­на. Во все вре­ме­на за­щи­та Оте­чест­ва яв­ля­лась муж­ской за­бо­той. Но если серд­це не мо­жет бо­лее тер­петь, как жес­то­кий бес­по­щад­ный враг топ­чет род­ную зем­лю, унич­то­жа­ет го­ро­да и се­ла, рас­стре­ли­ва­ет без­вин­ных лю­дей, тог­да и жен­щи­ны и де­ти вста­ют в один строй с во­и­на­ми.

Она мог­ла остать­ся в ты­лу. Ра­бо­тая на за­во­де или в кол­хо­зе, то­же внес­ла бы свой вклад в раз­гром вра­га. Пред­ла­га­ли Мол­да­гу­ло­вой остать­ся ин­струк­то­ром в снай­пер­ской шко­ле. Но она ни ра­зу не от­сту­пи­лась от сво­е­го ре­ше­ния. Толь­ко на пе­ре­до­вую.

Жизнь Ге­роя Со­вет­ско­го Со­юза Алии Мол­да­гу­ло­вой про­дол­жа­ет­ся. Де­вуш­ка-во­ин и се­год­ня, в год 65-ле­тия По­бе­ды в Ве­ли­кой Оте­чест­вен­ной вой­не, вмес­те с на­ми. Ее име­нем на­зва­ны шко­лы и ули­цы. О ней по­ют пес­ни и сла­га­ют сти­хи. На брат­ской мо­ги­ле, где она по­хо­ро­не­на, всег­да жи­вые цве­ты.

Име­на ге­ро­ев, от­дав­ших свою жизнь за счастье на­ро­да, на­всег­да ос­та­нут­ся в на­шей па­мя­ти.

Ав­тор эс­се — Сейл­хан Ас­ка­ров, ко­то­рый яв­ля­ет­ся со­ста­ви­те­лем кни­ги:  Алия, Ал­ма­ты, «Жа­лын», 1985.



Оставить ответ