Почему власти закрывали кофейни в средневековом Египте?


Кофе впервые проник в Египет в 16 веке. Согласно книге Джонатана Морриса “Кофе: глобальная история”, группа студентов Аль-Азхара в то время стала свидетелем того, как некоторые выходцы из Йемена потягивали темный напиток перед занятияеми или выполнением длительных религиозных ритуалов. Естественно, любопытство студентов Аль-Азхара росло; вскоре они решили попробовать тот же напиток, надеясь достичь желаемого эффекта.

Люди начали употреблять горький напиток в мечетях во время суфийского ритуала зикра и религиозных праздников, таких как мавлид, празднование рождения Пророка Мухаммада (САВ).

Вскоре после этого кофейни начали открываться на каждом углу, и кофе стал доступен широким массам. Эти кофейни стали сродни социальным клубам, позволяя людям собираться в общественных местах только для того, чтобы выпить кофе во время разговора.

Такие собрания привлекли внимание властей, так что они приравняли кофе к алкоголю. Именно тогда возник вопрос о допустимости кофе. Некоторые исламские школы и ученые также усматривали в кофе проблему; одним из примеров был шейх Али Ахмед Сонбати, который в 1572 году утверждал, что кофе опьяняет и поэтому должен быть запрещен.

Источник: anatolianfoodtreasures.com

Опасения возникли, когда кофейни начали становиться местом для общения, а не просто местом для распития кофе. Опасаясь характера дискуссий, которые там возникали, египетские власти попытались запретить кофейни.

Несмотря на попытки остановить деятельность кофеен, они оставались популярными в Египте и на всем Ближнем Востоке.

Почему кофейни создали эту политическую и культурную нестабильность? Кофейни были продолжением частного пространства и дополнением к общественному окружению. Позже они вышли за пределы домашнего хозяйства, в котором люди привыкли принимать гостей; это повлияло на модель внутреннего гостеприимства с ростом урбанизации и миграции.

Понятие “буржуазная публичная сфера” определяется как объединение частных лиц, противостоящее государству и политической власти. Эта концепция была придумана немецким философом Юргеном Хабермасом, что позволило историкам понять, как кофейни способствовали формированию этой культурной сферы.

coffee

Источник: en.wikipedia.org

Краткая история кофеен

Чтобы понять, почему эти “публичные собрания” были очень важными для властей, нужно посмотреть на исторический контекст того времени. Это было время османского владычества. В ближневосточных странах, которые пытались добиться независимости, происходили политические волнения.

Таким образом, кофейни быстро стали восприниматься как общественный центр, где люди могли собираться вместе и обсуждать вопросы, не касающиеся политики, такие как литература и общие интересы. Это было также пространство, которое позволяло обмениваться знаниями. Позже он превратился в пространство, где люди могли обсуждать текущие новости и комментировать политические события.

Отношение к кофейням выходит за рамки кофе и общественных собраний. Сельма Озкосак пишет в своей книге “Кофейни: переосмысление общественного и частного в Стамбуле в начале нового времени”, что ответ заключается в “отслеживании их (кофеен) соотношения с более широкими событиями, такими как уровень урбанизации, миграция и последующий рост общественной коммуникации, а также их связи с трансформацией модели традиционного домашнего гостеприимства и эволюцией общественного и частного пространства”.

Кофе был превращен в товар торговцами, которые хотели создать спрос на него, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию. Торговцы в стремлении увеличить прибыль воспользовались особенностями кофе: поскольку кофе имеет практически неограниченные срок годности, его можно легко хранить в течение длительного периода, и люди будут покупать его оптом из-за его высокого потребления.

Картинки по запросу Egypt’s Coffee Culture: From Roasted Beans to Social Revolution

Источник: egyptianstreets.com

Поэтому торговцы думали о другом способе дальнейшего увеличения спроса на кофе, открывая кофейни в обмен на свою ответственность и монополию на предложение кофе.

До того, как появились кофейни, люди собирались вместе только в определенных случаях. Другими местами общения были питейные заведения, где подавались алкогольные и безалкогольные напитки и еда, но к которым ранее также проявлялось негативное отношение со стороны общественности.

Люди также могли общаться в общественных банях и парикмахерских. Когда кофейни были запрещены, мини-версии кофеен открывались внутри парикмахерских. Кофе также подавали в общественных банях для мужчин и женщин.

Не только у властей имелись проблемы с существованием кофеен. Люди, живущие в окрестностях, где были расположены кофейни, чувствовали себя неловко из-за этого учреждения и ставили под сомнение его мораль.

Абд аль-Кадир аль-Джазири, мусульманский автор 16 века, отмечал, что люди, которые ходили в кофейни в Египте, были наркоманами, и что завсегдатаи проводили там весь день, в то время как благочестивые люди заходили туда на рассвете за чашкой кофе и уходили.

Социальная и политическая роль кофеен

Кофейни стали восприниматься негативно, как места, связанные с преступной деятельностью и проституцией. Гавази, непокрытые женщины, которые танцевали в общественных местах, в основном присутствовали в кофейнях как форма развлечения для мужчин, приходивших сюда, чтобы провести свое время за чашкой кофе.

Эти учреждения стали частью общественного пространства, доступного для людей различного происхождения и социального положения. Хотя люди с разным бэкграундом, возможно, и сидели в разных углах кофейни, тем не менее, она сближала людей, и дискуссии становились общими.

Кофейни, появившиеся рядом с мечетями, были идеальным местом для привлечения наибольшего количества мужчин и со временем заменили в этой роли сами мечети.

Важно отметить, что кофейни были доступны только для мужчин. Женщины могли пить кофе только в общественных банях, поскольку они были единственным законным поводом для них покинуть дом.

Источник: almasryalyoum.com

Непристойное увеличение кофеен в городе приводит к городской миграции из-за новых возможностей трудоустройства.

Часто владелец кофейни проживал в районе, близком к кофейне, или в комнате внутри кофейни. Иногда в этих кофейнях даже хватало места для размещения сотрудников. Кофейни стали желанным вариантом для трудоустройства рабочего класса.

Но для правящего класса кофейни представляли угрозу. Очевидно, что правящий режим боялся разговоров людей о государственной политике. Интересно видеть не только социальный подъем напитка, который был очень глубоко укоренен в арабской культуре, но и изменение социальной структуры, поведения и общественного пространства в результате появления и укоренения кофеен.

Несмотря на все попытки ограничить распространение кофе и кофеен, они продолжали распространяться не только по всему Ближнему Востоку, но и по всему миру, причем кофе стал сегодня легальным “наркотиком” номер один, как некоторые могли бы его назвать.

Источник: http://islamosfera.ru



Оставить ответ