Книжное ремесло Ислама

Технические стороны арабской каллиграфии, живописи и переплета относятся к важным аспектам в изучении исламского искусства. Работы персидских авторов XVI века Кази Ахмеда и Садики Бэка являются основными источниками в постижении методов работы исламских книжных ремесленников. В их трудах содержатся сведения о том, как работали рукописные мастерские того времени, об обязанностях того или иного мастера и его жаловании.

Производство иллюстрированных книг было организовано в придворных мастерских, так так  такое производство было весьма много затратным делом. Многие халифы и эмиры были почитателями книг и ценителями произведений известных иллюстраторов своей эпохи. Книги считались выгодными финансовыми вложениями, их передавали в дар благотворительным фондам, а также использовали в качестве подарков между правителями государств.

 

Страница каллиграфии из сборника пророческих преданий (хадис), ок. 1500 г; Османская Подпись: Хамдулла ибн Мустафа Деде Турция (Стамбул) Этот сборник состоит из каллиграфических текстов пророческих преданий, относящийся к известному каллиграфу османидов, шейха Хамдуллы (ум. 1519 г.), являющийся разработчиком письменных стилей таких как нашх и тулут, широко использовавшийся среди мастеров османской династии. Шейх Хамдулла, сын Мустафы Деде, вырос в семье суфиев в Амасье, Турция. Когда его бывший ученик Байезид II взошел на трон в 1481 году, Хамдулла последовал за ним в Стамбул и был очень почитаем им. Эти страницы демонстрируют его мастерство и искусное управление письмом, а также точность и изысканность определенных букв, что придает общей каллиграфии живой ритмический рисунок.

Мастерские, поддерживаемые правителями и членами их семей, производили копии известных литературных произведений, исторических изданий и копии Корана. Как только заказчик решался заполучить рукописный шедевр он высказывал свои намерения и желания главному мастеру. Тот в свою очередь выбирал подходящих мастеров и художников иллюстраторов для будущей книги.

Первым шагом в создании книги было формирование страниц. В первых веках правления аббасидов, как мы знаем, книжные листы изготавливалась из льняных и конопляных лоскутков, а не из целлюлозы. Лоскутки, разрезанные на полоски, клали в известняк, размягчали как следует и оставляли для лучшей пропитки в чане. Затем лоскутки выкладывали в прямоугольные формы и оставляли для длительной сушки. Вода испарялась, а лист перенимал образ страницы.

После полной сушки, страницы начинали декорировать многообразными орнаментами разных пигментации. Активно применялись мраморная и даже золотая пыль. Готовые страницы снова подвергались установленной сушке в определённых условиях, для лучшего поглощения красок.

После того как страница была полностью готова каллиграф подготавливал чернила (сделанные из угля по особому рецепту), вытачивал свои каламы и приступал к своей работе. При копировании текста он оставлял места для иллюстраций, на которые указывал главный мастер.

Когда тексты были написаны, страницы переходили к художникам. Большинство рукописных произведений были работами нескольких художников сразу. Каждый художник иллюстратор специализировался в своей области и обладал своей индивидуальной техникой работы. К примеру, были художники, которые писали миниатюры только единичных персонажей, а были те, кто иллюстрировал полные боевые сражения на одном листе. Таким образом, одна страница книги могла быть плодом работ нескольких людей, поскольку младшие художники были призваны заполнять фон и придавать сцене ландшафты.

Перед началом, художник делал наброски на страницу очень тонкой кистью. Иногда некоторые художественные элементы копировались с предыдущих страниц, для создания единой целостной композиции. Для этого на основной эскиз накладывалась тонкая бумага, переносились контуры, а затем иллюстратор подкладывал бумагу под свою новую страницу.

Что бы создать краски, мастера обращались к природным минералам. В ход шли золото, серебро, лазурит, молотая киноварь из крапивницы, охра для желтой краски и малахит для зеленной. Данные минералы естественно были дороги, однако мастера умудрялись находить им более дешевую замену.

Индиго был распространенным источником темно-синего цвета, а лазурит использовался для светло-синего. Вердигрис давал зеленый цвет, а свинец или комбинация ртути и серы давали красную краску. Поскольку некоторые из этих материалов нестабильны или агрессивны, цвета многих иллюстрированных рукописей исчезли или тускнели, а некоторые краски впитывались в бумагу. Что бы этого не происходило бумагу с иллюстрацией приходилось обрабатывать белком либо клеем, который придавал глянцевый блеск картинкам. После шестнадцатого века вместо этого использовался гуммиарабик с более матовой отделкой.

После того, как общая иллюстрация всех страниц была готова, последними штрихами оформлялись главы, рамки и первый и последний листы. Наконец, каждый лист осыпался мраморным порошком.

На этом этапе листья книги были готовы к сшиванию и привязке. Клапана были соединены с хребтом и передними краями, которые сгибались над концами страниц и заправлялись под клапанами. Обложки были украшены простыми геометрическими или растительными узорами, так продолжалось вплоть до пятнадцатого века, когда персидский дизайн оформления книг не стал более популярным. Там книги уже стали оформляться медальонами по средине повязочной обложки, а углы чеканились медными треуголками.

Первая обложка полностью отражалась на задней части книги. Рядом с медальоном располагались богатые цветочные мотивы, арабески и своеобразные полосы. Этот стиль вскоре распространился на Индию и Турцию. В шестнадцатом веке переплет стал более сложными, с добавлением миниатюрных фигур и пейзажей, а также стали украшаться внутренние части кожаных обложек. В девятнадцатом веке лакированные переплеты с окрашенными рисунками вытеснили все эти сложные кожаные элементы.

Кожаная обложка книги Мантика аль-Тайра («Язык птиц») Фарида ад-Дина ок. 1600 г.; Сефевидский Иран (Исфахан)

Рисунок выше показывает сложный пример наиболее распространенного типа сефевидской обвязки книг. Данный стиль берет истоки из эпохи правления Тимуридов. На нем изображается центральный медальон, вокруг которого рисуется квадрат. Вся художественная композиция исполнялось прессованным оттеснением кожи и обратной ее бумажной части. Кожа подбиралась весьма тщательно и имела многократный этап обработки. Работа в целом была филигранной, темные внутренние части оттиска имели темно коричневый, а также отблески оранжево синих оттенков.

Формовка для точности рукописных строк, бумага XVII-XVIII веков, хлопок.

Прежде чем писать текст каллиграф должен был каждый лист будущей книги плотно прижимать на специальную формовку, которая в точности показывала линии, по которым писарь начинал писать текст.

Формовку делали из плотной бумаги, тонкими хлопковыми нитями прошивалась каждая строка.. Когда лист прижимали к формовке нити выпячивали линии, которые в свою очередь служили для писаря ориентиром.

Калька с изображением охотника с собакой. 16 век; Сефевидский Иран

Крошечные отверстия вокруг фигуры этого охотника, охотящегося за птицами, показывают, что этот эскиз использовался как калька, для многократного копирования в различные рукописи. Пейзажи, ландшафты, сцены охоты вельмож либо боевых сражений часто копировались в другие рукописные работы. Чистый лист книги накладывали на кальку и аккуратно перерисовывали линии, которые в последствии заполнялись различными цветами.



Оставить ответ