Что имеется ввиду под словом кыра҆ат?

Кыраат (чтение) – это Кораническая наука, которая изучает чтение тех или иных слов Корана, в рамках стилевого чтения одного из десяти имамов кыра҆ата.

Сегодня можно услышать такие выражения: «кыра‘ат Варша, перенявшего от Нафиъа», либо «кыра‘ат Калуна, перенявшего от Нафиъа», «кыра‘ат Хафса, перенявшего от Асима» и т.п.

Как понять и разобраться в этих разновидностях кыра҆ата? Для это нам нужно взглянуть на историю их появления.

Коран был ниспослан Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) посредством Джибриля (мир ему). Джибриль перенимал Коран от Господа миров, затем нисходил с ним и вкладывал его в сердце Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Далее, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учил читать своих сахабов, от которых в дальнейшем, устно перенимали их последователи табиины, а от них соответственно остальные.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешал каждому из своих сахабов читать слова Корана сообразно тому, как произносили его соплеменники. Поэтому они перенимали Коран у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в нескольких вариантах произношения определенных слов. Например, слово (بِضَنِينٖ) «д̣аниин» в аяте:
﴿وَمَا هُوَ عَلَى ٱلۡغَيۡبِ بِضَنِينٖ٢٤﴾
произносится через букву ض (д̣а̄д), тогда как в другом кыра҆ате это слово произносится через ظ (з̣а̄’) «з̣аниин», потому что один сахаба перенял от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) именно так.

Отсюда и появились разновидности кыра҆ата Корана.

В первые десятилетия Ислама, сахабы учили Корану друг друга. А когда во времена халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) Коран был собран в единый рукописный свиток, были назначены специальные люди из числа сахабов, чтобы те учили кыра‘ату других. Люди со всех мест стекались к ним научиться и перенять от них Коран, и соответственно манеру их кыра҆ата.

Таким образом устная передача Корана породила несколько видов кыра‘ата. Ученики могли выбрать того или иного назначенного сахаба и перенимать Коран у него. Так, из всеобщего количества учеников, появились десять общеизвестных имамов школ кыра‘ата Корана.

Однако стоит сказать: когда мы говорим об имамах этих школ мы не говорим, что они внедрили новый метод чтения Корана, мы говорим, что в силу своего искусного чтения Корана, а также в силу некоторых нравственных качеств как богобоязненность и усердие в обучении и т.п. они стали весьма известны по всему Халифату. Эти имамы кыра‘атов никоим образом ничего от себя не прибавили и не убавили из текста Корана. Они передавали в точности так, как переняли от сахабов, а последние в точности так, как переняли от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Этот период становления кыра‘ата послужил основой для появления эпохи письменной фиксации (тадвина) этих самых видов кыра‘ата, с их доступностью, точностью и ясностью.

Одна из первых рукописных работ по кыра‘ату называется «ас-сабъату филь кыраат» имама ‘Абу Бакра бин Муджахида (ум. 323 г.х.). В этой книге автор выбрал семь имамов кыра҆ата, это:

  • Нафиъ Аль-Маданий;
  • Ибн Касир Аль-Маккий;
  • ‘Абу Умар бин Аль-Аля Аль-Басрий;
  • Ибн Амир Ад-Димашки;
  • Асим Аль-Куфий;
  • Хамза бин Аз-Зият Аль-Куфий;
  • Али Аль-Кусаий Аль-Куфий.

В дальнейшем кыра҆аты этих имамов стали называться аль-кыраат ас-сабъ (семь чтений).

В последующем, ученые выбрали от каждого имама кыра‘ата, из огромного числа их учеников, по два лучших передатчика кыра‘ата. Например, из учеников Асима было выбрано два передатчика: ‘Абу Бакр бин Ийаш Шуъба и Хафс бин Сулейман. А из учеников Нафиъа – Калун и Варш и т.д.

Относительно школ кыра‘ата этих семи имамов были написаны различные книги. Самой известной является работа Аль-Имама ‘Абу Амра Ад-Даний (ум. 444 г. х.), которую затем развил Аль-Имам Аш-Шатибий (ум. 590 г.х.).

После этого периода стали появляться уже другие работы ученых в области кыра҆ата. Некоторые из них добавляли к этим семи школам кыра‘ата другие школы, чтобы люди не стали путать семь кыра‘атов с семью способами чтения (сабъата ахруф), о которых мы говорили до этого.

Ученые много работали в области кыра‘ата и придавали этой науке огромное значение, пока не появилась выдающаяся книга Аль-Имама бин Аль-Джазарий (да смилуется над ним Аллах) (ум. 833 г.х.), который называется «ан-нашр фи кыра҆ат аль-ашр». В этом труде он добавил к существующим семи кыра‘атам еще три кыра‘ата, принадлежавших ‘Абу Джаъфару бин Язиду Аль-Мадани,  Якубу Аль-Хадрами Аль-Басрий и Халяфу Аль-Аширу.

Кыра‘ат десяти имамов был известен во всем мусульманском мире того времени. Каждая область следовала по кыра‘ату своего имама. Так продолжалось веками. Ад-Даний указывал что в Басре имам соборной мечети читал Коран по кыра҆ату Яъкуба. Жители Египта читали Коран по передаче Варша, вплоть до пятого века по хиджре. Затем среди них стал широко использоваться кыра‘ат ‘Абу Амра Аль-Басрий.

Так продолжалось много времени, пока в десятом веке (по хиджре) к власти не пришли Османиды. Их влияние на арабские земли было весьма обширным. На территории почти всего Османского халифата был закреплен кыра‘ат Хафса, передававшего от Асима, виду того, что Османиды придерживались именно этого кыра‘ат. Империей массово печатались экземпляры Корана по данному виду кыра҆ата, и распространялись по всему халифату.

Позже, в двадцатом веке магнитофонные кассеты, радио и другие средства массовой информации повлияли на распространение кыра҆ата Хафса от Асима, что в итоге он стал самым основным видом чтения Корана миллионов мусульман во всем исламском мире.

Однако несмотря на это, остались еще территории где до сих пор существует кыра‘ат Калуна бин Нафиъа, это Ливия, некоторые территории Туниса и Алжир. А также кыра҆ат Варша от Нафиъа, это запад Египта, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания, Чад, Камерун, Нигерия и другие западные страны Африки, а также на севере и западе Судана. В Судане, Сомали и Хадрамауте Йемена читают по кыра҆ату Ад-Даурий от Имама ‘Абу Амра.

Что касается изданий Корана, то в силу своего массового распространения в мире, большинство типографий мусульманских стран печатают его именно по передаче Хафса от Асима. Затем на втором месте следует печатный экземпляр Корана по передаче Варша, от Нафиъа. Этот экземпляр печатается в королевском типографском комплексе в Медине, а также в западном Марокко, Сирии и Катаре. По передаче Калуна Коран печатается в Ливии, Тунисе и Алжире. По передаче Ад-Даурий в Судане и Медине.

Все эти экземпляры Корана имеют незначительные различия в постановке тех или иных диакритических знаков сообразно звучанию тех или иных школ кыра‘ата. Есть различия в каллиграфических начертаниях слов согласно тем или иным школам каллиграфии Корана. Есть различие в подсчете аятов, которые приняты в той или иной стране на основе их общепризнанного имама кыра҆ата.

Важные термины, касающиеся кыра҆ата:

  • Термин кыраат (чтение) используется, когда говорят «кыра‘ат такого-то», если имеется ввиду кыра‘ат одного из десяти имамов кыра‘ата. К примеру, говорят кыра‘ат Нафиъа либо кыра‘ат Ибн Касира или кыра‘ат Хамзы и т.д. Самого имама называют кари҆ т.е. (чтец).
  • Термин риваят означает (передачу), то есть говорится о передаче того или иного рави (передатчика) от имама кыра‘ата. К примеру, говорится риваят Хафса, а тот от Нафиъа или риваят Калуна, а тот от Нафиъа, либо риваят Аль-Баззий, а тот от Ибн Касира. Термин риваят не относится к современной передаче Корана того или иного чтеца тому или иному ученику.
  • Слово тарик означает (путь), а по терминологии «тарик» называют ученика перенявшего чтение Корана от рави. Например, тарик Аль-Азрак по риваяту Варша, а тот от Нафиъа, или тарик Убайда бин Ас-Сабах по риваяту Хафса, а тот от Асима. То есть, Нафиъ и Асим – это имамы кыра‘ата; Варш и Хафс – рави; а Аль-Азрак и Убайд бин Ас-Сабах – тарик.

Первый уровень – это имамы кыра‘ата, которых называют курра҆ (ед.ч. кари҆). Второй уровень – это их ученики, которых называют руват (ед.ч. рави) и третий уровень – это те, кто перенимали чтение от руват их называют турук (ед. ч. тарик).

Говоря проще, курра҆ (их десять) обучали своих учеников, из них ученые выбрали от каждого по два самых лучших ученика, которых по отдельности называют рави (их девятнадцать, так как рави Ад-Даурий являлся одновременно учеником у двух кари҆ ‘Абу Амра и Аль-Кусай). Руват обучали большое количество учеников, каждого из которых называют тарик.

Автор: http://alfarabinur.kz/



Оставить ответ