Сумерки фараонов

Не­смот­ря на то, что егип­то­ло­гия в XX ве­ке до­стиг­ла зна­чи­тель­ных успе­хов (от­кры­ты но­вые па­мят­ни­ки, из­да­ны не опуб­ли­ко­ван­ные преж­де и най­ден­н­ные за по­след­ние пол­ве­ка тек­с­ты, зна­чи­тель­ные успе­хи сде­ла­ны в изу­че­нии еги­пет­ско­го язы­ка, что по­зво­ли­ло ис­пра­вить до­пу­щен­ные преж­де ошиб­ки), на­ши зна­ния по ис­то­рии Егип­та все еще весь­ма огра­ни­чен­ны. Ис­то­ри­чес­ких над­пи­сей со­хра­ни­лось срав­ни­тель­но не­мно­го, а па­пи­ру­сов и то­го мень­ше, — уце­ле­ли бук­валь­но еди­нич­ные тек­с­ты. Не до­шли до нас ни хро­ни­ки, ни тру­ды бо­лее позд­них еги­пет­ских ис­то­ри­ков, на­при­мер, жре­ца Ма­не­фо­на, ко­то­рый в кон­це IV ве­ка до н.э., по-ви­ди­мо­му, по хра­мо­вым ар­хи­вам, на­пи­сал по-гре­чес­ки ис­то­рию сво­ей ро­ди­ны. Из­вест­ны лишь от­дель­ные фраг­мен­ты его тру­да, при­ве­ден­ные в со­чи­не­ни­ях жив­ших позд­нее ан­тич­ных пи­са­те­лей. Имен­но ему при­над­ле­жит де­ле­ние ис­то­рии стра­ны на три ос­нов­ных пе­ри­о­да – Древ­нее, Сред­нее и Но­вое цар­ст­во – трид­цать ди­нас­тий, ко­то­рое с не­ко­то­ры­ми уточ­не­ни­я­ми и до­пол­не­ни­я­ми при­ня­то и со­вре­мен­ной на­укой.

Од­на из ве­ли­чай­ших куль­тур древ­нос­ти, ока­зав­шая ог­ром­ное воз­дейст­вие на раз­ви­тие ми­ро­вой ци­ви­ли­за­ции – куль­ту­ра Древ­не­го Егип­та, — офор­ми­лась в сво­их ос­нов­ных ха­рак­тер­ных чер­тах в чет­вер­том ты­ся­че­ле­тии до со­вре­мен­но­го ле­то­ис­чис­ле­ния в до­ли­не ниж­не­го те­че­ния Ни­ла. Око­ло 3000 го­да до н.э. здесь воз­ник­ло го­су­дар­ст­во, при­няв­шее фор­му ран­не­ра­бов­ла­дель­чес­кой цент­ра­ли­зо­ван­ной вос­точ­ной дес­по­тии, управ­ля­е­мой ца­ря­ми – фа­ра­о­на­ми. При жиз­ни они по­чи­та­лись как зем­ное во­пло­ще­ние бо­жест­ва, а пос­ле смер­ти при­чис­ля­лись к сон­му бо­гов. Не­да­ром в ти­ту­ла­ту­ре их на­зы­ва­ли сы­новь­я­ми вла­ды­ки бо­гов – бо­га Ра.

В сво­ей мно­го­ве­ко­вой ис­то­рии Егип­те не­од­но­крат­но пе­ре­жи­вал пе­ри­о­ды подъ­ема и упад­ка. Наи­выс­ше­го мо­гу­щест­ва он до­стиг в эпо­ху так на­зы­ва­е­мо­го Но­во­го Цар­ст­ва (XVI – XI вв. до н.э.), ког­да при фа­ра­о­нах-за­во­е­ва­те­лях XVIII ди­нас­тии (ок. 1580 – ок. 1338 гг. до н.э.) стал об­щеп­риз­нан­ным не­о­гра­ни­чен­ным влас­ти­те­лем су­деб Вос­точ­но­го Сре­ди­зем­но­морья.

Дол­гое – шес­ти­де­ся­ти­се­ми­лет­нее цар­ст­во­ва­ние (1317 – 1251 гг. до н.э.) фа­ра­о­на XIX ди­нас­тии Рам­се­са II (фа­ра­о­на вре­ме­ни про­ро­ка Му­сы), на­ча­ло ко­то­ро­го озна­ме­но­ва­лось вой­на­ми с ма­ло­азий­ской дер­жа­вой хет­тов, ока­за­лось по­след­ним бо­лее или ме­нее дли­тель­ным взле­том бы­ло­го мо­гу­щест­ва Егип­та. В даль­ней­шем фа­ра­о­нам уже не уда­ва­лось на сколь­ко-ни­будь ко­рот­кий срок за­кре­пить свое вли­я­ние и власть в со­седст­ву­ю­щих на се­ве­ре и на юге стра­нах и на­вя­зы­вать им свою во­лю.

На­гляд­ным сви­де­тельст­вом мо­гу­щест­ва Рам­се­са II слу­жат раз­ва­ли­ны мно­го­чис­лен­ных воз­двиг­ну­тых по его по­ве­ле­нию ве­ли­ко­леп­ных, бо­га­то укра­шен­ных хра­мов и свя­ти­лищ. Они со­ору­жа­лись по­все­мест­но в Егип­те и Се­вер­ной Ну­бии, на­при­мер, два из­вест­ных пе­щер­ных хра­ма в Абу-Сим­бе­ле меж­ду пер­вым и вто­рым по­ро­га­ми. В Ниж­нем Егип­те, в вос­точ­ной час­ти Дель­ты, по при­ка­зу фа­ра­о­на бы­ла по­стро­е­на но­вая ре­зи­ден­ция – Пер-Рам­сес («Дом Рам­се­са»). Рос­кош­ный дво­рец ца­ря окру­жа­ли изыс­кан­ные двор­цы при­бли­жен­ных и чле­нов цар­ской семьи. Ря­дом вы­си­лись ка­мен­ные гро­ма­ды хра­мов, сте­ны ко­то­рых по­кры­ва­ли пест­ро и яр­ко рас­кра­шен­ные рель­е­фы. Сю­да при­го­ня­лись тол­пы ра­бов, до­став­ля­лись зо­ло­то из Ку­ша (Ну­бии), шку­ры эк­зо­ти­чес­ких жи­вот­ных и сло­но­вая кость из глу­бин­ных рай­о­нов Аф­ри­ки, бла­го­во­ния из Ара­вии и Со­ма­ли, дра­го­цен­ные по­ро­ды де­ревь­ев с гор Ли­ва­на. На ули­цах, рын­ках и пло­ща­дях Пер-Рам­се­са мож­но встре­тить и ра­ба-нег­ра, за­хва­чен­но­го в Ку­ше, и гор­бо­но­со­го фи­ни­кий­ско­го куп­ца в ост­ро­вер­хом кол­па­ке и пест­рой одеж­де, и хет­та в туф­лях с за­гну­ты­ми квер­ху но­са­ми, и оби­та­те­ля да­ле­кой Ас­си­рии в узор­ча­той ту­ни­ке, с тща­тель­но рас­че­сан­ной и за­ви­той бо­ро­дой.

Но внут­рен­няя борь­ба фа­ра­о­нов и жре­цов силь­но осла­би­ла Еги­пет. Под­ня­ли го­ло­ву мно­го­чис­лен­ные внеш­ние вра­ги. На ру­бе­же XII и XII ве­ков до н.э. в Вос­точ­ной Ев­ро­пе и Азии про­ис­хо­ди­ли пе­ре­дви­же­ния не­ве­до­мых до то­го на­ро­дов и пле­мен – «на­ро­дов мо­ря», как на­зы­ва­ли их еги­пет­ские иеро­гли­фи­чес­кие над­пи­си то­го вре­ме­ни. Они за­хлест­ну­ли поч­ти все Вос­точ­ное Сре­ди­зем­но­морье, ра­зо­рив и раз­ру­шив цар­ст­во хет­тов, ко­то­рое уже не опра­ви­лось от это­го по­тря­се­ния, а за­тем Си­рию, Фи­ни­кию и Па­лес­ти­ну, где еще час­тич­но со­хра­ня­лась тог­да власть Еип­та. Бли­жай­шим на­след­ни­кам Рам­се­са II при­хо­ди­лось це­ной ог­ром­ных уси­лий сдер­жи­вать их на­тиск. Ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись и оби­тав­шие к за­па­ду от Дель­ты и по­став­ляв­шие на­ем­ни­ков пле­ме­на ли­вий­цев, на про­тя­же­нии ве­ков угне­та­е­мые егип­тя­на­ми. Пре­кра­тил­ся при­ток да­ни из-за ру­бе­жа. Фа­ра­о­ны, знать, жре­цы, не же­лав­шие при­ми­рить­ся со зна­чи­тель­ным со­кра­ще­ни­ем до­хо­дов, с еще боль­шей на­стой­чи­востью и жес­то­костью вы­жи­ма­ли из зем­ле­дель­цев и ре­мес­лен­ни­ков на­ло­ги и по­да­ти. Не­до­вольст­во вы­зва­ло сму­ты, меж­до­усо­би­цы. Око­ло 1200 го­да до н.э. на­ча­лось вос­ста­ние. Ха­ос, охва­тив­ший если не всю стра­ну, то, во вся­ком слу­чае, ее зна­чи­тель­ную часть, усу­губ­лял­ся на­бе­га­ми ли­вий­цев. Ка­за­лось, Егип­ту гро­зит рас­пад и утра­та не­за­ви­си­мос­ти. Но все еще бы­ли силь­ны тра­ди­ции и уста­нов­ле­ния, вве­ден­ные при фа­ра­о­нах XVIII – на­ча­ла XIX ди­нас­тий. В по­след­ний раз цент­раль­ной влас­ти на­пря­же­ни­ем всех сил уда­лось вос­ста­но­вить по­ря­док, от­ра­зить угро­зу из­вне и со­хра­нить единст­во стра­ны. При по­сле­ду­ю­щих же пра­ви­те­лях, осо­бен­но при фа­ра­о­нах XX ди­нас­тии Еги­пет по­те­рял пол­ностью свои вла­де­ния и свой прес­тиж за ру­бе­жом.

Бес­си­лие этих фа­ра­о­нов про­яв­ля­ет­ся да­же в том, что они не бы­ли в со­сто­я­нии обес­пе­чить по­смерт­ный по­кой сво­их пред­ков, как то­го тре­бо­ва­ла ре­ли­гия. Му­мии са­мых ве­ли­ких пра­ви­те­лей Егип­та и чле­нов их семьи, иног­да да­же ли­шен­ные сво­их сар­ко­фа­гов, без при­дан­ных им для «бес­печ­но­го за­гроб­но­го су­щест­во­ва­ния» со­кро­вищ, бы­ли на­спех со­бра­ны из ра­зо­рен­ных гра­би­те­ля­ми гроб­ниц и за­хо­ро­не­ны в тай­ни­ке, где их слу­чай­но об­на­ру­жи­ли лишь в кон­це XIX ве­ка.

Судь­бы Егип­та и пра­вив­шей им но­ми­наль­но ди­нас­тии не­от­вра­ти­мо бли­зи­лись к тра­ги­чес­кой раз­вяз­ке.



Оставить ответ