Имам грамматики — Абу Бишр Сибавейхи Аль-Басри

Имам грамматики, опора арабов – Абу Бишр Амр ибн Усман ибн Канбар аль-Фариси аль-Басри.

Он стал известен под прозвищем Сибаве́йхи, что с персидского языка переводится как «аромат яблок». Это прозвище он получил от матери, именно так она называла его в детстве. В другой версии сказано, что «сий» на персидском означает число тридцать, а «вейхи» – аромат, то есть Сибавейхи означает «30 ароматов».

Родился он в одном из сёл Шахристана (Шираза) в селе Аль-Байде, на территории современного Ирана. Ещё в раннем возрасте он пришел в иракскую Басру, чтобы обучаться хадису у Хаммада бин Саламат аль-Басри.

Вначале он изучал хадис и фикх, пока не разочаровался в себе, допустив ошибку при чтении хадиса, когда учитель исправил его на уроке. После этого он сказал, что изучит науку, в которой он больше не допустит ошибок.

С этой целью он отправился к учёному Аль-Халилу бин Ахмаду аль-Фарахиди (ум.175 х), у которого он долгое время обучался грамматике (нахви). Также его учителями были Юнус ибн Хабиб (ум. 182 х.), Иса бин Амр ас-Сакафи (ум.149 х.), Аль-Ахфаш аль-Кабир (старший) (ум.177 х.).

Обучившись у этих знатоков арабского языка и грамматики, Сибавейхи стал корифеем грамматики. Доказательством этого служит его книга «Аль-Китаб» (араб. الكتاب – Книга), которая получила огромную известность в Басре.

Это была первая систематическая грамматика арабского языка. Когда в Басре говорили, что кто-то читает книгу, то было очевидно, что это книга имама Сибавейхи, да смилуется над ним Всевышний Аллах.

Её назвали «Аль-Китаб», так как автор не дал определённого названия этой книге. В дальнейшем она стала непререкаемым авторитетом в арабской грамматике и получила определение «Коран грамматики».

Однако из-за сложности и тяжеловесности её не использовали в качестве массового учебника арабского языка. Ею пользовались в основном учёные-филологи, которые уточняли, комментировали и прорабатывали отдельные главы и утверждения.

Одним из выдающихся учеников Сибаве́йхи был известный учёный грамматики Аль-Ахфаш Аль-Авсат (ум. 210 х.). Всего их (Аль-Ахфашей) было трое, однако когда в книге пишется «Аль-Ахфаш», то подразумевают именно его (Аль-Авсата), так как он самый известный из них.

Перед смертью Сибаве́йхи вернулся на родину, в город Ахваз (город на западе Ирана). Последние дни своей жизни он провёл там, где и скончался от неизлечимой болезни в 180 году по хиджре в возрасте 33 лет.

В книге «Тахзиб аль-лугат ва аль-асмаъ» говорится, что Али бин Сулайман сказал: «Учёные нахви, как мы знаем, являлись долгожителями, и это так, если не считать Сибавейхи».

Насир Сулейманов
http://islamdag.ru/



Оставить ответ