Время – это жизнь

Все­мир­но из­вест­ный уче­ный, ака­де­мик АН СССР От­то Юль­е­вич Шмидт (1891 — 1956) в 14-лет­нем воз­рас­те со­ста­вил под­роб­ный план сво­ей даль­ней­шей жиз­ни. В этом пла­не бы­ло под­роб­но за­пи­са­но, ка­кие кни­ги он дол­жен про­честь, ка­ки­ми на­ука­ми овла­деть, ка­кие про­бле­мы ре­шить, как раз­ви­вать­ся фи­зи­чес­ки.

Но ког­да он про­из­вел рас­че­ты, сколь­ко лет ему по­тре­бу­ет­ся для вы­пол­не­ния жиз­нен­ной про­грам­мы, то ока­за­лось, что ему на­до ров­но 900 лет! Шмидт со­кра­тил про­грам­му – по­лу­чи­лось 500 лет. Ужал еще – по­лу­чи­лось 150. На этом оста­но­вил­ся.

Рас­пла­ни­ро­вав всю свою жизнь прак­ти­чес­ки до ми­ну­ты, ра­бо­тая на твор­чес­ком пре­де­ле, уче­ный к кон­цу жиз­ни (а умер он в 64 го­да) вы­пол­нил всю свою 150-лет­нюю про­грам­му, пе­ре­крыв свою «нор­му» поч­ти в три ра­за!

Стра­те­гия и так­ти­ка жиз­ни со­вет­ско­го ака­де­ми­ка О.Ю. Шмид­та слу­жит яр­ким при­ме­ром то­го, как на­до ис­поль­зо­вать и це­нить свое вре­мя. Если че­ло­век по­ни­ма­ет, что вре­мя – это жизнь и его нуж­но пра­виль­но ис­поль­зо­вать, то та­кой че­ло­век до­стиг­нет мно­го­го в сво­ей жиз­ни.

В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии ис­сле­до­ва­ние ка­те­го­рии «Прост­ранст­во и вре­мя» – од­на из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих про­бле­ма­тик. На эту те­му за­щи­ще­ны го­ры дис­сер­та­ций, на­пи­са­ны це­лые биб­лио­те­ки книг и опуб­ли­ко­ва­ны тон­ны ста­тей, но при всем этом этот во­прос до их пор не те­ря­ет сво­ей ак­ту­аль­нос­ти и на­уч­ной при­тя­га­тель­нос­ти. Раз­гад­ка это­го фе­но­ме­на прос­та: уж очень ве­ли­ка эта ка­те­го­рия. Вре­мя – не шап­ка, за­бы­тая по до­ро­ге, ко­то­рую вер­нув­шись мож­но по­до­брать и про­дол­жить свой путь.

И вправ­ду, мно­гие ви­ды по­терь че­ло­век мо­жет вер­нуть, но оста­но­вить вре­мя, и тем бо­лее об­ра­тить его вспять уже не­воз­мож­но. Че­ло­ве­ка без­дар­но про­ма­ты­ва­ю­ще­го свое вре­мя сто­ит очень и очень силь­но по­жа­леть, так как по­доб­ная жиз­нен­ная по­зи­ция (или ско­рее её от­сут­ст­вие) чем-то на­по­ми­на­ет са­мо­убийст­во. Дейст­ви­тель­но, от­пу­щен­ное ему вре­мя про­ле­та­ет, не уве­ли­чи­вая его за­па­са бла­гих дел, а ведь Все­выш­ний Ал­лах ве­лел в Сво­ей Кни­ге: «…Бе­ри­те с со­бой при­па­сы, но луч­шим при­па­сом яв­ля­ет­ся бо­го­бо­яз­нен­ность» [2:197].

Че­ло­век час­то не за­ме­ча­ет быст­ро­лет­нос­ти вре­ме­ни. В этой свя­зи, уче­ные при­во­дят при­мер пас­са­жи­ра по­ез­да, ко­то­рый на­ив­но по­ла­га­ет, что си­дит не­по­движ­но, а все во­круг про­ле­та­ет ми­мо не­го. На са­мом же де­ле вре­мя не­сет че­ло­ве­ка к его пред­уго­то­ван­но­му ис­хо­ду (Му­хам­мад аль-Га­за­ли).

Ре­ли­гия ис­лам ука­зы­ва­ет че­ло­ве­ку на ис­тин­ную цен­ность вре­ме­ни, он учит его бе­речь вре­мя, на­прав­лять его на со­вер­ше­ние бла­гих де­я­ний. Про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ска­зал: «Ис­поль­зуй пять ве­щей, преж­де чем столк­нёшь­ся с пятью дру­ги­ми: твою мо­ло­дость до то­го, как при­дёт к те­бе ста­рость, твоё здо­ровье до то­го, как при­дёт к те­бе бо­лезнь, твоё бо­гат­ст­во до то­го, как при­дёт к те­бе бед­ность, твоё сво­бод­ное вре­мя до то­го, как ты ока­жешь­ся за­нят де­ла­ми, и твою жизнь до то­го, как при­дёт твоя смерть» [аль-Ха­ким].

В СССР все школь­ни­ки (пи­о­не­ры и ком­со­моль­цы) в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­ны бы­ли вы­учить кры­ла­тое вы­ра­же­ние со­вет­ско­го пи­са­те­ля Ни­ко­лая Алек­се­е­ви­ча Ост­ров­ско­го (1904-1936) из его ро­ма­на «Как за­ка­ля­лась сталь» (1932-1934): «Са­мое до­ро­гое у че­ло­ве­ка — это жизнь. Она да­ет­ся ему один раз, и про­жить ее на­до так, что­бы не бы­ло му­чи­тель­но стыд­но за бес­цель­но про­жи­тые го­ды, что­бы не жег по­зор за под­лень­кое и ме­лоч­ное про­ш­лое и что­бы, уми­рая, мог ска­зать: вся жизнь и все си­лы от­да­ны са­мо­му глав­но­му в ми­ре: борь­бе за осво­бож­де­ние че­ло­ве­чест­ва. И на­до спе­шить жить. Ведь не­ле­пая бо­лезнь или ка­кая-ни­будь тра­ги­чес­кая слу­чай­ность мо­гут пре­рвать её. Ох­ва­чен­ный эти­ми мыс­ля­ми Кор­ча­гин ушел с брат­ско­го клад­би­ща» (ч.2, гл.3).

Ши­ро­ко про­па­ган­ди­ро­ва­лось и кры­ла­тое вы­ра­же­ние бу­ре­вест­ни­ка ре­во­лю­ции – Мак­си­ма Горь­ко­го (1868-1936): «На день на­до смот­реть как на ма­лень­кую жизнь». Идео­ло­ги от КПСС встро­и­ли эти кры­ла­тые сло­ва в сис­те­му ате­ис­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния как при­зыв к до­стой­ной, де­я­тель­ной жиз­ни.

Если в СССР де­тей так при­уча­ли к бе­реж­но­му от­но­ше­нию ко вре­ме­ни, если За­пад сти­му­ли­ро­вал сво­их де­тей в этом на­прав­ле­нии, утверж­дая: «Вре­мя — день­ги», то му­суль­ма­нам на­до бить во все ко­ло­ко­ла. Ведь на ко­ну та­кие ве­ли­кие ка­те­го­рии как Рай и Ад. От на­шей по­зи­ции по от­но­ше­нию к сво­е­му вре­ме­ни во мно­гом за­ви­сит на­ше по­ло­же­ние в Суд­ный день. В этот день лю­ди осо­зна­ют ми­мо­лет­ность вре­ме­ни, но бу­дет позд­но. По край­ней ме­ре, для боль­шинст­ва лю­дей. В Свя­щен­ном Ко­ра­не да­ет­ся кра­соч­ное опи­са­ние это­го про­свет­ле­ния:

«В тот день Ал­лах со­бе­рет их, слов­но они про­бы­ли на зем­ле или в мо­ги­лах все­го лишь один днев­ной час, и они узна­ют друг дру­га. Во­ис­ти­ну, убы­ток по­тер­пят те, ко­то­рые счи­та­ли ложью встре­чу с Ал­ла­хом и не сле­до­ва­ли пря­мым пу­тем» [10:45];

"Они бу­дут пе­ре­го­ва­ри­вать­ся ше­по­том: «Вы про­бы­ли там (в мир­ской жиз­ни) все­го де­сять дней!» Нам луч­ше знать, о чем они бу­дут го­во­рить. Са­мый при­мер­ный из них ска­жет: «Вы про­бы­ли там (в мир­ской жиз­ни) все­го один день»" [20:103-104];

«В тот день, ког­да они уви­дят его, им по­ка­жет­ся, что они про­ве­ли в этом ми­ре лишь пос­ле­по­лу­ден­ные ча­сы или ут­ро» [79:46].

Как бы­ло ска­за­но вы­ше, на За­па­де (а сей­час уже не толь­ко на За­па­де) боль­шой по­пу­ляр­ностью поль­зу­ет­ся фра­за: «Вре­мя — день­ги». Но ис­лам по­ка­зы­ва­ет вре­мя в дру­гом из­ме­ре­нии, утверж­дая: «Вре­мя – это жизнь». И если вы­ска­зы­ва­ние За­па­да на те­му вре­ме­ни от­час­ти вер­но, то утверж­де­ние ис­ла­ма – вер­но на все 100%.

При­ве­дем сле­ду­ю­щий при­мер: че­ло­ве­ку, ко­то­рый вы­шел из точ­ки А до точ­ки Б, по­тре­бу­ет­ся опре­де­лен­ное ко­ли­чест­во вре­ме­ни, на­при­мер 60 ми­нут. Каж­дая про­шед­шая ми­ну­та при­бли­жа­ет его к точ­ке Б. Яс­но, что че­рез 60 ми­нут пос­ле сво­е­го вы­хо­да из точ­ки А, этот че­ло­век не­из­беж­но ока­жет­ся в точ­ке Б. Че­ло­век ра­зум­ный сра­зу пой­мет, что точ­ка А – это вре­мя рож­де­ния, а точ­ка Б – да­та смер­ти. Вот та­ко­во не­хит­рое пе­ре­ло­же­ние этой так ска­зать за­да­чи.

Пре­не­бре­же­ние вре­ме­нем до добра не до­во­дит. Ско­рее, оно до­ве­дет до Ад­ско­го ог­ня: «Во­ис­ти­ну, тем, ко­то­рые не на­де­ют­ся на встре­чу с На­ми, до­вольст­ву­ют­ся мир­ской жизнью и удов­летво­ря­ют­ся ею, а так­же тем, ко­то­рые пре­не­бре­га­ют На­ши­ми зна­ме­ни­я­ми, при­ста­ни­щем бу­дет Огонь за то, что они при­о­бре­та­ли» [79:46].

У каж­до­го му­суль­ма­ни­на есть свои внут­рен­ние, по­тен­ци­аль­ные ка­пи­та­лы – вре­мя, хо­ро­ший нрав, бо­го­бо­яз­нен­ность, зна­ние и т.п. А раз мир­ская жизнь экс­пе­ри­мен­таль­ное по­ле или ве­ли­кий эк­за­мен, на ко­то­ром мы за­ра­ба­ты­ва­ем се­бе би­лет в бу­ду­щую жизнь, то глу­по раз­ба­за­ри­вать свою жизнь, свое вре­мя на то, что не при­но­сит нам аб­со­лют­но ни­ка­кой поль­зы и, ско­рее все­го, при­но­сит не­по­пра­ви­мый вред. В этой свя­зи счи­та­ем умест­ным при­вес­ти вы­ска­зы­ва­ние аль-Ха­са­на аль-Бас­ри: «При­зна­ком то­го, что Ал­лах отвер­нул­ся от Сво­е­го ра­ба, яв­ля­ет­ся то, что Он за­став­ля­ет его за­ни­мать­ся де­ла­ми, не име­ю­щи­ми к не­му от­но­ше­ния».

За­ду­ма­ем­ся о том, как мы про­во­дим свое вре­мя. Не за­бу­дем сло­ва на­ше­го Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!): «Умен тот, кто тре­бу­ет у сво­ей ду­ши от­че­та и со­вер­ша­ет (пра­вед­ные) де­ла ра­ди то­го, что бу­дет пос­ле смер­ти, слаб тот, кто по­зво­ля­ет сво­ей ду­ше сле­до­вать ее страс­тям, на­де­ясь на Ал­ла­ха» [ат-Тир­ми­зи].



Оставить ответ