Ученье — свет

Со­вре­мен­ные про­за­пад­ные СМИ пы­та­ют­ся на­вя­зать все­му ми­ру об­раз нег­ра­мот­но­го му­суль­ма­ни­на, ко­то­ро­му нет ни­ка­ко­го де­ла до по­лу­че­ния хо­ро­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Ну а му­суль­ман­ка – так это во­об­ще тем­ное, за­би­тое су­щест­во, ко­то­рое вре­мя от вре­ме­ни вы­хо­дит с пре­сло­ву­тым по­ясом тво­рить не­хо­ро­шие де­ла. Ан­на Ка­ре­ни­на от­ды­ха­ет.

Так ли это на са­мом де­ле? Ко­неч­но, нет! Ведь са­ма при­ро­да ис­ла­ма обя­зы­ва­ет сво­их но­си­те­лей по­лу­чать зна­ния. Бо­лее то­го, по­лу­чен­ные зна­ния не­об­хо­ди­мо при­ме­нять во имя ус­та­нов­ле­ния спра­вед­ли­вос­ти на зем­ле и пе­ре­да­вать дру­гим. А если так не по­сту­пать, то ка­кой смысл в бес­по­лез­ном на­коп­ле­нии ин­фор­ма­ции?!

Из ми­ро­вой ис­то­рии мы зна­ем, что поч­ти каж­дое го­су­дар­ст­во в древ­ние вре­ме­на и сред­ние ве­ка, ис­хо­дя из по­ли­ти­чес­ких ин­те­ре­сов ста­ра­тель­но при­дер­жи­ва­лось прин­ци­па мо­но­по­ли­за­ции зна­ний в уз­ком кру­гу (жре­чест­во, пра­ви­те­ли и слу­жи­лая знать). Эли­та­ри­за­ция зна­ний бы­ла для них га­ран­ти­ей не­по­ко­ле­би­мос­ти влас­ти и уве­ли­че­ния ма­те­ри­аль­ных благ. Зна­ния пе­ре­да­ва­лись в ос­нов­ном от от­ца к сы­ну, ко­то­рые рев­ност­но обе­ре­га­ли свое ин­тел­лек­ту­аль­ное до­сто­я­ние от по­ся­га­тельств чу­жа­ков. Прос­то­му на­ро­ду в та­ких го­су­дар­ст­вах путь к по­лу­че­нию зна­ний был за­ка­зан, вплоть до эпо­хи Про­све­ще­ния (XVII в.).

Со­всем ина­че об­сто­ит де­ло в ис­ла­ме. Ис­то­рия ис­ла­ма крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что он с са­мых пер­вых сво­их ша­гов от­крыл не­о­гра­ни­чен­ный до­ступ к то­му оке­а­ну муд­рос­ти, ко­то­рый за­клю­чен в ре­ли­гии Ал­ла­ха.

Че­ло­век, ко­то­рый стро­ит свою жизнь на ос­но­ве Ко­ра­на и При­ме­ра про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) на­вер­но по­сме­ял­ся бы над на­вя­зан­ным об­ра­зом не­ве­жест­вен­но­го му­суль­ма­ни­на. Он-то уж точ­но зна­ет, ка­кое по­чет­ное мес­то за­ни­ма­ет зна­ние в его ре­ли­гии.

Ему из­вест­но, что са­мые пер­вые нис­по­сы­ла­е­мые ая­ты из Ко­ра­на – это ая­ты о зна­нии: «Чи­тай во имя тво­е­го Гос­по­да, Ко­то­рый со­тво­рил все су­щее. Он со­тво­рил че­ло­ве­ка из сгуст­ка кро­ви. Чи­тай, ведь твой Гос­по­дь – Са­мый ве­ли­ко­душ­ный. Он на­учил по­сред­ст­вом пись­мен­ной трос­ти – на­учил че­ло­ве­ка то­му, че­го тот не знал» [96:1-5].

И, ко­неч­но же, лю­ди зна­ю­щие име­ют бо­лее вы­со­кий ста­тус пе­ред Ал­ла­хом, Ко­то­рый ска­зал: «Ска­жи: "Раз­ве рав­ны друг дру­гу те, ко­то­рые зна­ют, и те, ко­то­рые не зна­ют?" По­ис­ти­не, внем­лют на­став­ле­ни­ям толь­ко об­ла­да­ю­щие ра­зу­мом» [39:9].

Как из­вест­но, са­мые ве­ли­кие моль­бы (ду’а) – это моль­бы из ко­ра­ни­чес­ких текс­тов. Есть в Ко­ра­не и та­кие ви­ды об­ра­ще­ний к Ал­ла­ху, ко­то­рые Он при­ка­зы­ва­ет го­во­рить: «…и го­во­ри: "Гос­по­дь мой, при­бавь мне зна­ния!"».

В из­вест­ном ха­дисе ска­за­но: «По­иск зна­ния – обя­зан­ность каж­до­го му­суль­ма­ни­на» [ибн Мад­жа].

И стрем­ле­ние к зна­ни­ям у му­суль­ман на­вер­ня­ка ста­ло бы еще боль­ше, если бы они по­сто­ян­но пом­ни­ли аят: «…бо­ят­ся Ал­ла­ха из ра­бов Его толь­ко зна­ю­щие» [35:28].

Зна­ние — об­ще­че­ло­ве­чес­кая цен­ность. Если му­суль­ма­нам зна­ние при­но­сит поль­зу в обо­их ми­рах, то не му­суль­ма­нам зна­ние су­щест­вен­но по­мо­га­ет в этой жиз­ни. Об этом крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ст­ву­ют вы­ска­зы­ва­ния из­вест­ных лю­дей про­ш­ло­го. Вот не­ко­то­рые из этих вы­ска­зы­ва­ний:

Ум­ный мно­го­му су­ме­ет на­учить­ся и у вра­га.

Арис­то­фан

Че­му бы ты не учил, будь кра­ток.

Го­ра­ций

От­учить от че­го-ни­будь – труд бо­лее тя­же­лый и пер­во­оче­ред­ной, чем на­учить че­му-то.

Квин­ти­ли­ан

Че­му бы ты не учил­ся, ты учишь­ся для се­бя.

Пет­ро­ний

На­ука – это клад, и уче­ный че­ло­век ни­ког­да не про­па­дёт.

Пет­ро­ний

Ма­ло иметь хо­ро­ший ум, глав­ное – хо­ро­шо его при­ме­нять.

Де­карт

Что та­кое кра­си­вый не­веж­да, если не ра­зук­ра­шен­ный перь­я­ми по­пу­гай?

Ко­мен­ский

Я не ве­рю в кол­лек­тив­ную муд­рость не­ве­жест­вен­ных ин­ди­ви­ду­у­мов.

Т. Кар­лейль

Ра­зум­ное и нрав­ст­вен­ное всег­да со­впа­да­ют.

Толс­той Л.Н.

Все жа­лу­ют­ся на свою па­мять, но ни­кто не жа­лу­ет­ся на свой ум.

Ф. Ла­рош­фу­ко

Вся­кое на­сто­я­щее об­ра­зо­ва­ние до­бы­ва­ет­ся толь­ко пу­тём са­мо­об­ра­зо­ва­ния.

Ру­ба­кин

Если мо­жешь, будь ум­нее дру­гих, но не по­ка­зы­вай это­го.

Чес­тер­филд



Оставить ответ