«Arbeit macht frei» («Труд освобождает»)
Надпись у входа в Освенцим
Человек, который хоть раз в жизни был безработным, хорошо понимает значение труда. Труд для него – имя существительное, которое всегда пишется с заглавной буквы. Еще бы, безработный человек часто подвержен приступам отчаяния и теряет чувство самоуважения, так как он не может считать себя полноценным членом общества. И даже если ему удастся устроиться на работу, услужливая память всегда напомнит все «прелести жизни», которые довелось ему испытать в статусе безработного гражданина. Неспроста одна из самых известных молитв (ду’а) ислама имеет следующий текст: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне» [аль-Бакара, 201],
Я знаю одного человека, который со школьной скамьи старался подражать непонятным и глупым принципам «золотой молодежи». Выходец из простой рабочей семьи, он презирал езду на автобусах и маршрутках, ему было стыдно носить дешевую одежду и пользоваться недорогими предметами гигиены. После окончания престижного вуза по не самой плохой специальности (юриспруденция), проработав 1,5-2 года в хорошей должности и теплом месте, он теряет всякий интерес к своей работе и благополучно увольняется. Молодой человек в возрасте 23-х лет остался за порогом социальной жизни. Сидя на шее у родителей (свыше 6 лет), он предавался пустым мечтам о том, что скоро придумает какую-нибудь хитрую торгово-финансовую комбинацию и разбогатеет («Скоро я что-нибудь замучу, что-нибудь да зашарю»). А пока он прожигал свою жизнь, чередуя игру в «КонтрСтрайк» с просмотром видеофильмов из интернет-ресурса. До сих не забыть мне гневно-разочарованные лица его родителей, обращенные на своего сына-бездельника. К 30-ти годам ему наконец-то удалось устроиться в колледж простым IT-специалистом. Пройдя 6-летнее добровольное заточение, он узнал цену труда, и теперь дорожит своей работой, ездит на автобусе и одежда его совсем не от «Версаче».
Труд для людей – это жизненная необходимость. Посредством труда мы зарабатываем себе средства на питание, лечение, одежду и прочие статьи расходов. Недаром Аллах Всевышний говорит в Коране: «Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела» [аль-Мульк, 15]. Если смотреть по времени, то в среднем в сутки мы затрачиваем на труд около 8 часов, а кроме этого 8 часов на сон и 8 часов на личные потребности. Отсюда логичный вывод: треть нашей жизни затрачивается на работу.
В среде мусульман встречаются личности (к счастью, их не так уж много), которые осознанно пренебрегают работой, считая, что она вредно сказывается на их религиозных делах. Однако, по единодушному мнению мусульманских ученых, безделье – запретно. Широко известен случай, когда халиф Умар I строго отчитал мусульманина («Золото и серебро не падают с неба в виде дождя, иди и зарабатывай себе на жизнь»), который отказался от работы под предлогом постоянного поклонения Аллаху в мечети. Общеизвестен хадис: "Пусть (лучше) любой из вас возьмет веревку, принесет на спине вязанку дров и продаст ее. Да сохранит Аллах его честь, это лучше, чем он будет попрошайничать у людей, которые могут ему подать или нет" [аль-Бухари, Муслим].
Если для человека труд – это жизненная необходимость, то для верующего человека труд – это еще и эффективная возможность заслужить довольство Аллаха. Тут многое зависит от правильного намерения. Ведь согласно хадисам, мусульманин, который работает для того, чтобы обеспечить своих родителей, свою семьи и себя дозволенным и избежать посредством труда запретного, находится на пути Аллаха. Работа в коллективе позволяет эффективнее призывать людей к исламу своим поведением и словами. Часть заработанных средств можно использовать для помощи бедным или внести свой материальный вклад в развитие ислама. «Ваши стремления различны. Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему. Не спасет его достояние, когда он падет» [аль-Лейл, 4-11].
Не лишним будет напомнить, что труд человека не должен выходить за рамки разрешенного шариатом, а сам мусульманин должен соответствовать своей квалификации наличием диплома и уровнем теоретических и практических знаний. Если мусульманин слабый специалист своего дела, то это серьезно сказывается на авторитете ислама. Поэтому очень важно стремиться быть лучшим специалистом в своей отрасли. Например, если мусульманин — учитель математики, то он должен быть самым лучшим учителем математики хотя бы на уровне своей школы. Заработанный авторитет и искренняя привязанность учеников и коллег позволит нам лучше и эффективнее донести до них основные постулаты ислама. Как минимум, он не опозорит религию Аллаха своей профессиональной некомпетентностью.
Еще один важный штрих к теме. Верующий человек не должен стремиться к занятию руководящей должности, даже если он достоин этого места. Из истории ислама мы знаем, что были такие сподвижники, которые с благими намерениями просили у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) назначить их на руководящее место. Но он (да благословит его Аллах и приветствует!) отказывал им в этом, так как некоторые из них не соответствовали критериям запрашиваемого места. Но самой главной мотивацией отказа было то, что власть не дается тому, кто ее домогается. Ведь велика опасность того, что мусульманин может стать рабом своего кресла и отступиться от основных принципов ислама. И в истории ислама примеров этому хватает.
Среди знаменитых ученых ислама было немало торговцев, красильщиков тканей и проч. Пророки тоже имели свои профессии. Например, пророк Дауд (мир ему!) был кузнецом, плотницкие навыки помогли пророку Нуху (мир ему!) построить великий ковчег. Пророк Муса (мир ему!) долгие годы был наемным работником у одного праведного старца. И наш любимый пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) зарабатывал себе на жизнь торговлей, а в детстве пас овец за небольшую сумму.
Мусульманину-проповеднику при выборе профессии желательно обратить внимание на ее социальную значимость. Даже не специалисту ясно, что профессия врача, ученого, журналиста, вузовского преподавателя и проч. дает немалый карт-бланш для реализации исламского призыва. При этом важно закрыть имеющиеся белые пятна в профессиях, входящих в сферу «фард-кифая» республиканского, областного или городского (районного) масштаба. Например, в каком-то городе нет мужчины-уролога; местные мусульмане вынуждены сталкиваться с женщиной-урологом при прохождении медосмотров или лечении. Вот тут и надо выдвинуть способного и богобоязненного юношу для направления его на учебу в один из медицинских вузов страны.
И самое главное: мы не должны забывать, что великой глупостью является пренебрежение потенциалом своей работы в деле призыва к религии Аллаха и накопления благих деяний. Аллах сказал в Своей Книге: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» [аль-Касас, 77].
Подборка крылатых слов на тему труда:
Кто был хорошим оруженосцем, сумеет быть и хорошим губернатором.
Сервантес
Кто малого не может, тому и большое невозможно.
Ломоносов
К занятому человеку редко ходят в гости бездельники – к кипящему горшку мухи не летят.
Б. Франклин
Не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем, на лице бездельника вы всегда найдёте отпечаток недовольства и апатии.
Гейне
Лень – это мать. У неё сын – воровство и дочь – голод.
Гюго
Что посеешь, то и пожнешь.
Цицерон
Если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо.
Бомарше П.
Труд облагораживает человека.
В.Г. Белинский
Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает…
В. Франклин
Лень делает всякое дело трудным, а трудолюбие легким…
В. Франклин
Праздность – мать скуки.
Стендаль
Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
Л.Н. Толстой
Безделье – не отдых.
Купер
Труд кончается, но хорошо выполненная работа не пропадет.
Катон
Ленивые всегда собираются что-то сделать.
Вовенарг
Землепашец, стоящий на своих ногах, гораздо выше джентльмена, стоящего на коленях.
Б. Франклин