Skip to content




Труд – имя существительное

«Arbeit  macht  frei» («Труд  осво­бож­да­ет»)

Над­пись у вхо­да в Освен­цим

Че­ло­век, ко­то­рый хоть раз в жиз­ни был без­ра­бот­ным, хо­ро­шо по­ни­ма­ет зна­че­ние тру­да. Труд для не­го – имя су­щест­ви­тель­ное, ко­то­рое всег­да пи­шет­ся с за­глав­ной бук­вы. Еще бы, без­ра­бот­ный че­ло­век час­то под­вер­жен при­сту­пам от­ча­я­ния и те­ря­ет чув­ст­во са­мо­ува­же­ния, так как он не мо­жет счи­тать се­бя пол­но­цен­ным чле­ном об­щест­ва. И да­же если ему удаст­ся устро­ить­ся на ра­бо­ту, услуж­ли­вая па­мять всег­да на­пом­нит все «пре­лес­ти жиз­ни», ко­то­рые до­ве­лось ему ис­пы­тать в ста­ту­се без­ра­бот­но­го граж­да­ни­на. Не­спрос­та од­на из са­мых из­вест­ных мо­литв (ду’а) ис­ла­ма име­ет сле­ду­ю­щий текст: «Гос­по­дь наш! Ода­ри нас добром в этом ми­ре и добром в По­след­ней жиз­ни и за­щи­ти нас от му­че­ний в Ог­не» [аль-Ба­ка­ра, 201],

Я знаю од­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый со школь­ной скамьи ста­рал­ся под­ра­жать не­по­нят­ным и глу­пым прин­ци­пам «зо­ло­той мо­ло­де­жи». Вы­хо­дец из прос­той ра­бо­чей семьи, он пре­зи­рал ез­ду на ав­то­бу­сах и марш­рут­ках, ему бы­ло стыд­но но­сить де­ше­вую одеж­ду и поль­зо­вать­ся не­до­ро­ги­ми пред­ме­та­ми ги­ги­е­ны. Пос­ле окон­ча­ния прес­тиж­но­го ву­за по не са­мой пло­хой спе­ци­аль­нос­ти (юрис­пру­ден­ция), про­ра­бо­тав 1,5-2 го­да в хо­ро­шей долж­нос­ти и теп­лом мес­те, он те­ря­ет вся­кий ин­те­рес к сво­ей ра­бо­те и бла­го­по­луч­но уволь­ня­ет­ся. Мо­ло­дой че­ло­век в воз­рас­те 23-х лет остал­ся за по­ро­гом со­ци­аль­ной жиз­ни. Си­дя на шее у ро­ди­те­лей (свы­ше 6 лет), он пре­да­вал­ся пу­с­тым меч­там о том, что ско­ро при­ду­ма­ет ка­кую-ни­будь хит­рую тор­го­во-фи­нан­со­вую ком­би­на­цию и раз­бо­га­те­ет («Ско­ро я что-ни­будь за­му­чу, что-ни­будь да за­ша­рю»). А по­ка он про­жи­гал свою жизнь, че­ре­дуя иг­ру в «Кон­тр­Ст­райк» с про­смот­ром ви­део­филь­мов из ин­тер­нет-ре­сур­са. До сих не за­быть мне гнев­но-ра­зо­ча­ро­ван­ные ли­ца его ро­ди­те­лей, об­ра­щен­ные на сво­е­го сы­на-без­дель­ни­ка. К 30-ти го­дам ему на­ко­нец-то уда­лось устро­ить­ся в кол­ледж про­с­тым IT-спе­ци­а­лис­том. Прой­дя 6-лет­нее добро­воль­ное за­то­че­ние, он узнал це­ну тру­да, и те­перь до­ро­жит сво­ей ра­бо­той, ез­дит на ав­то­бу­се и одеж­да его со­всем не от «Вер­са­че».

Труд для лю­дей – это жиз­нен­ная не­об­хо­ди­мость. По­сред­ст­вом тру­да мы за­ра­ба­ты­ва­ем се­бе сред­ст­ва на пи­та­ние, ле­че­ние, одеж­ду и про­чие статьи рас­хо­дов. Не­да­ром Ал­лах Все­выш­ний го­во­рит в Ко­ра­не: «Он – Тот, Кто сде­лал для вас зем­лю по­кор­ной. Сту­пай­те же по све­ту и вку­шай­те из Его уде­ла» [аль-Мульк, 15]. Если смот­реть по вре­ме­ни, то в сред­нем в сут­ки мы за­тра­чи­ва­ем на труд око­ло 8 ча­сов, а кро­ме это­го 8 ча­сов на сон и 8 ча­сов на лич­ные по­треб­нос­ти. От­сю­да ло­гич­ный вы­вод: треть на­шей жиз­ни за­тра­чи­ва­ет­ся на ра­бо­ту.

В сре­де му­суль­ман встре­ча­ют­ся лич­нос­ти (к счастью, их не так уж мно­го), ко­то­рые осо­знан­но пре­не­бре­га­ют ра­бо­той, счи­тая, что она вред­но ска­зы­ва­ет­ся на их ре­ли­ги­оз­ных де­лах. Од­на­ко, по еди­но­душ­но­му мне­нию му­суль­ман­ских уче­ных, без­делье – за­прет­но. Ши­ро­ко из­вес­тен слу­чай, ког­да ха­лиф Умар I стро­го от­чи­тал му­суль­ма­ни­на («Зо­ло­то и се­реб­ро не па­да­ют с не­ба в ви­де дождя, иди и за­ра­ба­ты­вай се­бе на жизнь»), ко­то­рый от­ка­зал­ся от ра­бо­ты под пред­ло­гом по­сто­ян­но­го по­кло­не­ния Ал­ла­ху в ме­че­ти. Об­ще­из­вес­тен ха­дис: "Пусть (луч­ше) лю­бой из вас возь­мет ве­рев­ку, при­не­сет на спи­не вя­зан­ку дров и про­даст ее.  Да со­хра­нит Ал­лах его честь, это луч­ше, чем он бу­дет по­про­шай­ни­чать у лю­дей, ко­то­рые мо­гут ему по­дать или нет" [аль-Бу­ха­ри, Мус­лим].

Если для че­ло­ве­ка труд – это жиз­нен­ная не­об­хо­ди­мость, то для ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка труд – это еще и эф­фек­тив­ная воз­мож­ность за­слу­жить до­воль­ст­во Ал­ла­ха. Тут мно­гое за­ви­сит от пра­виль­но­го на­ме­ре­ния. Ведь со­глас­но ха­ди­сам, му­суль­ма­нин, ко­то­рый ра­бо­та­ет для то­го, что­бы обес­пе­чить сво­их ро­ди­те­лей, свою семьи и се­бя до­зво­лен­ным и из­бе­жать по­сред­ст­вом тру­да за­прет­но­го, на­хо­дит­ся на пу­ти Ал­ла­ха. Ра­бо­та в кол­лек­ти­ве по­зво­ля­ет эф­фек­тив­нее при­зы­вать лю­дей к ис­ла­му сво­им по­ве­де­ни­ем и сло­ва­ми. Часть за­ра­бо­тан­ных средств мож­но ис­поль­зо­вать для по­мо­щи бед­ным или вне­сти свой ма­те­ри­аль­ный вклад в раз­ви­тие ис­ла­ма. «Ва­ши стрем­ле­ния раз­лич­ны. То­му, кто де­лал по­жерт­во­ва­ния и был бо­го­бо­яз­нен, кто при­зна­вал наи­луч­шее, Мы об­лег­чим путь к лег­чай­ше­му. А то­му, кто был скуп и по­ла­гал, что ни в чем не нуж­да­ет­ся, кто счел ложью наи­луч­шее, Мы об­лег­чим путь к тяг­чай­ше­му. Не спа­сет его до­сто­я­ние, ког­да он па­дет» [аль-Лейл, 4-11].

Не лиш­ним бу­дет на­пом­нить, что труд че­ло­ве­ка не дол­жен вы­хо­дить за рам­ки раз­ре­шен­но­го ша­ри­а­том, а сам му­суль­ма­нин дол­жен со­от­вет­ст­во­вать сво­ей ква­ли­фи­ка­ции на­ли­чи­ем дип­ло­ма и уров­нем те­о­ре­ти­чес­ких и прак­ти­чес­ких зна­ний. Если му­суль­ма­нин сла­бый спе­ци­а­лист сво­е­го де­ла, то это серь­ез­но ска­зы­ва­ет­ся на ав­то­ри­те­те ис­ла­ма. По­это­му очень важ­но стре­мить­ся быть луч­шим спе­ци­а­лис­том в сво­ей от­рас­ли. На­при­мер, если му­суль­ма­нин – учи­тель ма­те­ма­ти­ки, то он дол­жен быть са­мым луч­шим учи­те­лем ма­те­ма­ти­ки хо­тя бы на уров­не сво­ей шко­лы. За­ра­бо­тан­ный ав­то­ри­тет и ис­крен­няя при­вя­зан­ность уче­ни­ков и кол­лег по­зво­лит нам луч­ше и эф­фек­тив­нее до­нес­ти до них ос­нов­ные пос­ту­ла­ты ис­ла­ма. Как ми­ни­мум, он не опо­зо­рит ре­ли­гию Ал­ла­ха сво­ей про­фес­си­о­на­ль­ной не­ком­пе­тент­ностью.

Еще один важ­ный штрих к те­ме. Ве­ру­ю­щий че­ло­век не дол­жен стре­мить­ся к за­ня­тию ру­ко­во­дя­щей долж­нос­ти, да­же если он до­сто­ин это­го ме­с­та. Из ис­то­рии ис­ла­ма мы зна­ем, что бы­ли та­кие спо­движ­ни­ки, ко­то­рые с бла­ги­ми на­ме­ре­ни­я­ми про­си­ли у Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) на­зна­чить их на ру­ко­во­дя­щее мес­то. Но он (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) от­ка­зы­вал им в этом, так как не­ко­то­рые из них не со­от­вет­ст­во­ва­ли кри­те­ри­ям за­пра­ши­ва­е­мо­го ме­с­та. Но са­мой глав­ной мо­ти­ва­ци­ей от­ка­за бы­ло то, что власть не да­ет­ся то­му, кто ее до­мо­га­ет­ся. Ведь ве­ли­ка опас­ность то­го, что му­суль­ма­нин мо­жет стать ра­бом сво­е­го крес­ла и от­сту­пить­ся от ос­нов­ных прин­ци­пов ис­ла­ма. И в ис­то­рии ис­ла­ма при­ме­ров это­му хва­та­ет.

Сре­ди зна­ме­ни­тых уче­ных ис­ла­ма бы­ло не­ма­ло тор­гов­цев, кра­силь­щи­ков тка­ней и проч. Про­ро­ки то­же име­ли свои про­фес­сии. На­при­мер, про­рок Да­уд (мир ему!) был куз­не­цом, плот­ниц­кие на­вы­ки по­мог­ли про­ро­ку Ну­ху (мир ему!) по­стро­ить ве­ли­кий ков­чег. Про­рок Му­са (мир ему!) дол­гие го­ды был на­ем­ным ра­бот­ни­ком у од­но­го пра­вед­но­го стар­ца. И наш лю­би­мый про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) за­ра­ба­ты­вал се­бе на жизнь тор­гов­лей, а в дет­ст­ве пас овец за не­боль­шую сум­му.

Му­суль­ма­ни­ну-про­по­вед­ни­ку при вы­бо­ре про­фес­сии же­ла­тель­но об­ра­тить вни­ма­ние на ее со­ци­аль­ную зна­чи­мость. Да­же не спе­ци­а­лис­ту яс­но, что про­фес­сия вра­ча, уче­но­го, жур­на­лис­та, ву­зов­ско­го пре­по­да­ва­те­ля и проч. да­ет не­ма­лый карт-бланш для ре­а­ли­за­ции ис­лам­ско­го при­зы­ва. При этом важ­но за­крыть име­ю­щи­е­ся бе­лые пят­на в про­фес­си­ях, вхо­дя­щих в сфе­ру «фард-ки­фая» рес­пуб­ли­кан­ско­го, об­ласт­но­го или го­род­ско­го (рай­он­но­го) мас­шта­ба. На­при­мер, в ка­ком-то го­ро­де нет муж­чи­ны-уро­ло­га; мест­ные му­суль­ма­не вы­нуж­де­ны стал­ки­вать­ся с жен­щи­ной-уро­ло­гом при про­хож­де­нии мед­о­смот­ров или ле­че­нии. Вот тут и на­до вы­дви­нуть спо­соб­но­го и бо­го­бо­яз­нен­но­го юно­шу для на­прав­ле­ния его на уче­бу в один из ме­ди­цин­ских ву­зов стра­ны.

И са­мое глав­ное: мы не долж­ны за­бы­вать, что ве­ли­кой глу­по­стью яв­ля­ет­ся пре­не­бре­же­ние по­тен­ци­а­лом сво­ей ра­бо­ты в де­ле при­зы­ва к ре­ли­гии Ал­ла­ха и на­коп­ле­ния бла­гих де­я­ний. Ал­лах ска­зал в Сво­ей Кни­ге: «По­сред­ст­вом то­го, что Ал­лах да­ро­вал те­бе, стре­мись к По­след­ней оби­те­ли, но не за­бы­вай о сво­ей до­ле в этом ми­ре!» [аль-Ка­сас, 77].

Под­бор­ка кры­ла­тых слов на те­му тру­да:

Кто был хо­ро­шим ору­же­нос­цем, су­ме­ет быть и хо­ро­шим гу­бер­на­то­ром.

Сер­ван­тес

Кто ма­ло­го не мо­жет, то­му и боль­шое не­воз­мож­но.

Ло­мо­но­сов

К за­ня­то­му че­ло­ве­ку ред­ко хо­дят в гос­ти без­дель­ни­ки – к ки­пя­ще­му горш­ку му­хи не ле­тят.

Б. Фран­клин

Не за­ня­тый де­лом че­ло­век ни­ког­да не мо­жет на­сла­дить­ся пол­ным счасть­ем, на ли­це без­дель­ни­ка вы всег­да най­дёте от­пе­ча­ток не­до­воль­ст­ва и апа­тии.

Гей­не

Лень – это мать. У неё сын – во­ров­ст­во и дочь – го­лод.

Гю­го

Что по­се­ешь, то и по­жнешь.

Ци­це­рон

Если на­чаль­ник не де­ла­ет нам зла, то это уже не­ма­лое бла­го.

Бо­мар­ше П.

Труд об­ла­го­ра­жи­ва­ет че­ло­ве­ка.

В.Г. Бе­лин­ский

Лень, как ржав­чи­на, разъ­еда­ет быст­рее, чем труд из­на­ши­ва­ет…

В. Фран­клин

Лень де­ла­ет вся­кое де­ло труд­ным, а тру­до­лю­бие лег­ким…

В. Фран­клин

Празд­ность – мать ску­ки.

Стен­даль

Од­но из са­мых уди­ви­тель­ных за­блуж­де­ний – за­блуж­де­ние о том, что счастье че­ло­ве­ка в том, что­бы ни­че­го не де­лать.

Л.Н. Толс­той

Без­делье – не от­дых.

Ку­пер

Труд кон­ча­ет­ся, но хо­ро­шо вы­пол­нен­ная ра­бо­та не про­па­дет.

Ка­тон

Ле­ни­вые всег­да со­би­ра­ют­ся что-то сде­лать.

Во­ве­нарг

Зем­ле­па­шец, сто­я­щий на сво­их но­гах, го­раз­до вы­ше джентль­ме­на, сто­я­ще­го на ко­ле­нях.

Б. Фран­клин

Прочтите еще:

Posted in Ислам.

Tagged with .







0 Responses

Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.

Обнаружили ошибку в тексте выделите ее и нажмите клавиши Ctrl + Enter

Ознакомиться с правилами комментирования >>>




Some HTML is OK

or, reply to this post via trackback.

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.