Смысл жизни

— Ска­жи­те, по­жа­луй­ста, ку­да мне от­сю­да ид­ти?

— А ку­да ты хо­чешь по­пасть? – от­ве­тил Кот.

— Мне все рав­но… — ска­за­ла Али­са.

— Тог­да все рав­но, ку­да и ид­ти, — за­ме­тил Кот.

— … толь­ко бы по­пасть ку­да-ни­будь, — по­яс­ни­ла Али­са.

— Ку­да-ни­будь ты обя­за­тель­но по­па­дешь, — ска­зал Кот.

– Нуж­но толь­ко до­ста­точ­но дол­го ид­ти.

Лью­ис Кэр­рол «Али­са в Стра­не чу­дес»

С древ­ней­ших вре­мен лю­дей ин­те­ре­со­ва­ла про­бле­ма смыс­ла жиз­ни. Ми­фо­ло­гия да­ет об­шир­ный ма­те­ри­ал по трак­тов­ке смыс­ла жиз­ни древ­ни­ми жи­те­ля­ми на­шей пла­не­ты. И в на­ши дни по­ня­тие смыс­ла жиз­ни яв­ля­ет­ся фун­да­мен­таль­ной ка­те­го­ри­ей фи­ло­со­фии, тео­ло­гии и ху­до­жест­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. Так, в фи­ло­со­фии да­же су­щест­ву­ет це­лое на­прав­ле­ние, по­свя­щен­ное смыс­лу жиз­ни – ак­сио­ло­гия (с древ­нег­реч. — на­ука о цен­нос­тях). На про­тя­же­нии мно­гих ве­ков раз­ви­тия че­ло­ве­чест­ва этой ка­те­го­рии по­свя­ща­ли свои на­уч­ные трак­та­ты раз­лич­ные де­я­те­ли на­уки. Боль­шой вклад в на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние ка­те­го­рии «смысл жиз­ни» внес­ли та­кие яр­кие пред­ста­ви­те­ли фи­ло­со­фии как Со­крат, Пла­тон, Арис­то­тель, Эпи­кур, Ан­тис­фен, Дио­ген Си­ноп­ский, Шо­пен­гау­эр, Ка­мю, Сартр, Хай­дег­гер, Яс­перс, Кьер­ке­гор, Ниц­ше, Вит­ген­штейн, У. Джеймс и проч.

Да что там фи­ло­со­фы, на­вер­ня­ка каж­дый из нас за­да­вал­ся во­про­сом: «В чем смысл мо­ей жиз­ни?», «Для че­го жить?», «Как пра­виль­но жить?» Но, к со­жа­ле­нию, боль­шин­ст­во лю­дей по­ки­да­ют этот мир, так и не узнав ис­тин­но­го пред­на­зна­че­ния че­ло­ве­ка. И за­час­тую эти во­про­сы так и ос­та­ют­ся «во­про­са­ми в ни­ку­да».

Лю­ди бы­ва­ют раз­ные. Бы­ва­ют они раз­ны­ми и по от­но­ше­нию к смыс­лу жиз­ни. Не­ко­то­рые лю­ди прос­то не при­да­ют этой ка­те­го­рии осо­бен­но­го зна­че­ния, жи­вя по прин­ци­пу «что-ни­будь да по­лу­чит­ся» или «как-ни­будь про­жи­вем». И, са­мое страш­ное, что лю­дей с по­доб­ной жиз­нен­ной ори­ен­та­ци­ей по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ст­во. Для них по­ня­тие «смысл жиз­ни» не­раз­рыв­но свя­за­но с на­коп­ле­ни­ем ма­те­ри­аль­ных благ по прин­ци­пу «чем я бо­га­че, тем успеш­нее ре­а­ли­зо­ва­на моя жизнь». За­час­тую они жи­вут в пол­ном со­гла­сии с уче­ни­ем Эпи­ку­ра, ко­то­рый про­воз­гла­шал целью че­ло­ве­чес­кой жиз­ни мак­си­маль­ное по­лу­че­ние удо­воль­ст­вий, так на­зы­ва­е­мый «ге­до­низм». Иде­а­лом та­ких лю­дей яв­ля­ет­ся жизнь в «укром­ном мес­те» по прин­ци­пу «моя ха­та с краю, ни­че­го не знаю», не­вме­ша­тель­ст­во в об­щест­вен­ную жизнь и без­ум­ная по­го­ня за на­слаж­де­ни­я­ми.

Дру­гая раз­но­вид­ность: лич­нос­ти, стре­мя­щи­е­ся к влас­ти. И как мож­но боль­шей, в иде­а­ле не­о­гра­ни­чен­ной. Вот та­ков смысл их жиз­ни. Са­мые яр­кие пред­ста­ви­те­ли по­доб­но­го ти­па лю­дей: Алек­сан­др Ма­ке­дон­ский, Гай Юлий Це­зарь, Чин­гис­хан, Та­мер­лан, На­по­ле­он, Гит­лер, Ле­нин, Ста­лин, Мао Дзэдун и др. И по­ны­не в ми­ре пол­ным-пол­но ма­лых по­до­бий этих влас­то­люб­цев. Один спит и ви­дит се­бя вос­се­да­ю­щим в ми­нис­тер­ском крес­ле, дру­гой меч­та­ет о ге­не­раль­ских лам­па­сах, тре­тий рвет­ся ру­ко­во­дить круп­ной ком­па­ни­ей. Каж­до­му свое…

Мож­но при­во­дить мно­жест­во раз­лич­ных ка­те­го­рий лю­дей по их от­но­ше­нию к смыс­лу жиз­ни. Ве­ро­ят­но, ка­кой-ни­будь уче­ный ког­да-то со­ста­вит раз­вер­ну­тую ти­по­ло­гию лич­нос­тей в дан­ном на­прав­ле­нии. А, мо­жет быть, та­кая ти­по­ло­гия уже су­щест­ву­ет в ка­ких-то ум­ных книж­ках, ко­то­рые мы еще не про­чи­та­ли.      Но из­вест­но точ­но, что об­ла­да­ю­щий ра­зу­мом че­ло­век мо­жет раз­га­дать сек­рет смыс­ла жиз­ни. Есть толь­ко один ключ, ко­то­рый по­зво­лит от­крыть эту за­га­доч­ную дверь, за ко­то­рым скры­ва­ет­ся ис­ти­на смыс­ла жиз­ни. И этот ключ – ис­лам.

Ве­ру­ю­щий че­ло­век на­де­лен боль­шим ко­ли­чест­вом благ от Ал­ла­ха. И од­ним из этих благ яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние ис­тин­но­го смыс­ла жиз­ни и пред­на­зна­че­ния че­ло­ве­ка в мир­ской жиз­ни. Кни­га Ал­ла­ха, Сло­во Ал­ла­ха – Ко­ран даст ис­чер­пы­ва­ю­щие от­ве­ты на лю­бые фун­да­мен­таль­ные во­про­сы че­ло­ве­ка. По­это­му от­вет о смыс­ле че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия за­клю­чен в Ко­ра­не. «Алиф. Лам. Мим. Это Пи­са­ние, в ко­то­ром нет со­мне­ния, яв­ля­ет­ся вер­ным ру­ко­вод­ст­вом для бо­го­бо­яз­нен­ных» [аль-Ба­ка­ра, 1-2]. Так, Ал­лах Все­выш­ний го­во­рит в Ко­ра­не: «Я со­здал джин­нов и лю­дей толь­ко ра­ди то­го, что­бы они по­кло­ня­лись Мне» [аз-За­рий­ат, 56]. Этот аят да­ет крат­кое, но в то же вре­мя глу­бо­кое объ­яс­не­ние о смыс­ле че­ло­ве­чес­кой жиз­ни. Ве­ру­ю­щий че­ло­век обя­зан в сво­ей мир­ской жиз­ни за­слу­жить до­воль­ст­вие Ал­ла­ха, по­кло­ня­ясь Ему в со­от­вет­ст­вии с Ко­ра­ном и Сун­ной Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). За­слу­жить до­воль­ст­во Ал­ла­ха – это зна­чит за­ра­бо­тать се­бе мес­то в Раю и из­бе­жать Ада. А для это­го на­до мно­го тру­дить­ся. «…Бе­ри­те с со­бой при­па­сы, но луч­шим при­па­сом яв­ля­ет­ся бо­го­бо­яз­нен­ность…» [аль-Ба­ка­ра, 197]. Уче­ные ис­ла­ма ос­та­ви­ли бо­га­тое на­сле­дие о том, как пра­виль­но жить. И на­ша за­да­ча взять на во­ору­же­ние зна­ния, за­клю­чен­ные в кни­гах на­сто­я­щих уче­ных и по­сред­ст­вом это­го об­рес­ти успех в этой и бу­ду­щей жиз­нях.

Рас­сказ по те­ме:

Од­наж­ды в ста­ро­дав­ние вре­ме­на в од­ном го­ро­де встре­ти­лись два муд­ре­ца. Один из них спро­сил у дру­го­го:

— Слы­шал? Не­дав­но умер наш об­щий зна­ко­мый по име­ни Мах­рум.

— Нет, — отве­чал тот. – От че­го же?

Пер­вый муд­рец от­ве­тил:

— Этот че­ло­век не знал ра­ди че­го жи­вет, так что о при­чи­не смер­ти и го­во­рить не­че­го.



Оставить ответ