Skip to content




Принцип комплиментарности

Арабы эпохи невежества века жили иллюзией, что истинный путь религиозного поклонения зашифрован в многобожии. С течением времени кануло в лету религиозное учение единобожия (ханифизм), которое донесли до них Пророки Аллаха – Ибрахим, Исмаил, Худ, Салих и Шуейб (мир им!). Но в некоторых вещах арабы продолжали придерживаться религии Ибрахима (мир ему!), не отказываясь от неё окончательно, хотя при этом во всё вносили какие-то новшества.

Так продолжалось довольно продолжительное время, пока в 610 году, в городе Мекка не появился Посланник Аллаха – Мухаммад (мир ему!) с миссией исламского призыва ко всему человечеству. Всего лишь за 23 года деятельности Пророка по установлению на земле Закона Аллаха, ислам вспыхнул и распространился многоканальным и многолокальным образом по многим областям региона, чтобы в будущем донести свет Аллаха до всего населения планеты. Об этом красноречиво говорится в Книге Аллаха: “…Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель” [аль-Исра, 81].

Прогрессивное значение исламской идеологии определялось как ее социальными задачами и политическими последствиями, так и ролью в преобразовании общественного сознания. Ислам, в лице своего индикатора – Пророка Мухаммада (мир ему!), обрушил и смёл засилье тотального куфра со стратегически важных городов Аравийского полуострова (Мекка, Йасриб, Таиф и др.). Именно в это время мировая историческая арена пополняется такими выдающимися личностями как Абу Бакр, Умар, Осман, Али и многими другими звездами исламского призыва. Исламский призыв зарядил активной революционной энергетикой многие народы. Пророк Аллаха (мир ему!) начал открытую форму своей миссии с жесткого “наезда” на устоявшуюся систему религиозных ценностей арабов того времени. Пророк (мир ему!) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах!) несмотря на ярое противодействие и козни многобожников сумели отстоять интересы Аллаха в этот самый важный в истории ислама период.

Мусульмане в отношениях с многобожниками придерживаются принципа комплиментарности (“свой → чужой“). В контактах с многобожной системой ценностей происходит осознание специфики собственной (единобожной) системы ценностей. В разные исторические времена понятие “Чужой” имело различное содержание. “Чужой” мог рассматриваться как иноплеменник, иноверец, политический противник, представитель иной культуры или цивилизации. В данное время вопрос идентификации кто “свой”, а кто “чужой” для мусульман является очень важным. На наш взгляд, понятие “свой” определяется степенью полезности для ислама, а понятие “чужой” – степенью вреда, причиняемого мусульманам. Если брать примеры из жизни Пророка (мир ему!), то он также придерживался принципа комплиментарности по отношению к многобожникам. Некоторые многобожники ассоциировались в его глазах, как “чужой – враг Аллаха” (Абу Лахаб, Абу Джахль и другие), а некоторые, напротив, имели высокий кредит доверия в глазах Посланника Аллаха (Абу Талиб, проводник Урайкит, аль-Мут′им бин ′Ади и другие). Эти уже “свои” многобожники или “чужие-союзники”. Есть еще и третий тип, пограничный между “своими” и “чужими”: нейтральные “чужие” (безобидные Иваны Ивановичи) и аутсайдеры из числа мусульман (“праведные души”), живущие по принципу “моя хата с краю – ничего не знаю“. Но границы между “своими” и “чужими” могут изменяться – принятие “чужими” ислама приводит к морально-религиозной трансформации между бывшими антагонистами.

Ниже, мы рассмотрим некоторые термины по принципу комплиментарности.

1. Энергетическое поле призыва (ЭПП) [шахматная доска] – регион, в котором ведется миссионерская деятельность. Основной критерий для ведения “игры” на ЭПП – иметь местную “энергетическую прописку”: рождение на этой земле, постоянное длительное проживание, хорошее знание местного менталитета и языка. Аллах выводит посланников из своего народа, так как психология человека такова, что он сильно желает добра в первую очередь близким людям: “К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас…” [ат-Тауба, 128]. Для начального этапа исламского призыва ЭПП являлась г. Мекка.

2. Агент влияния (АВ) – человек, имеющий определенный вес и авторитет в ЭПП и положительно относящийся к призывающему. АВ может внести огромный вклад в дело исламского призыва. Классическим примером АВ является дядя Пророка – Абу Талиб, который хотя и не принял ислам, но на протяжении всей своей жизни помогал своему племяннику.

3. Адвокат дьявола (АД) – негативная фигура в ЭПП, активно затрудняющая процесс распространения ислама. “Они хотят погасить свет Аллаха своими устами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим” [ас-Сафф, 8]. Классические примеры АД – Абу Лахаб, Абу Джахль и другие лидеры мекканского истэблишмента того периода.

Наличие в ЭПП таких людей является закономерным, так как Аллах говорит: “Так Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов…” [аль-Анам, 112]. Иногда АД встречаются даже среди собственной семьи – “… среди ваших жён и ваших детей есть враги вам …” [ат-Тагабун, 14]., “Аллах привёл в качестве примера о неверующих жену Нуха и жену Лута. Обе были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Они предали своих мужей…” [ат-Тахрим, 10].

Следует нейтрализовать враждебное отношение АД, пользуясь принципом дистанционирования от них и рекомендации себя в регионе как личность, обладающая знанием и относительно совершенным характером. И не следует испытывать чувство страха из-за козней АД, так как “…Аллах не откроет неверующим пути против верующих” [ан-Ниса, 141]. Несмотря на их козни, призывающие должны постараться, чтобы свет исламского призыва проник и в их сердца. Кто же так не считает, тому привет от Умара, Икримы, Уахши, Абу Суфьяна, колдунов времени Мусы (мир ему!) и многих других бывших АД. Ведь сказано в Коране: “Может быть, Аллах установит дружбу между вами и теми с кем вы враждуете…” [аль-Мумтахана, 7]. А главное, не надо забывать коранический аят: “…Вот некоторые из них сказали: “Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит или подвергнет тяжким мучениям?” Они сказали: “Чтобы оправдаться перед нашим Господом. Быть может, они устрашатся” [аль-Араф, 164].

Психология таких людей такова, что они уверены в правильности своих деяний. Об этом довольно красноречиво говорится в Коране: “И когда же им говорят: “Не творите нечестия на земле! – они отвечают: “Мы творим только добрые дела” [аль-Бакара, 11]. Иногда, по причине нашей слабости, мусульмане могут посетовать, почему Аллах не сметет с лица земли людей, которые вредят Его религии. Но в качестве ободрения и ответа приходит коранический аят: “Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения” [аль-Имран, 178].

4. Ядерная компетентность (ЯК) – способность призывающего к исламу заряжать свою энергетику, используя внутренние ресурсы, как паук, который строит свое жилище из самого себя. Критерии для наличия ЯК: высокое интеллектуальное и эмоциональное развитие – “верующий – не мешок ваты” (хадис) – (лидерство, знание основ коммуникативной психологии, способность к глубокому анализу и самоанализу, знание основ фикха, таджуита, очень желательно наличие хорошего арабского языка и многое другое). Яркий пример обладания ЯК – Мус’аб бин ‘Умайр аль – ‘Абдари (посол ислама в Йасрибе). По нашему мнению, к формированию у себя ЯК можно отнести следующий аят из Корана: “Приготовьте против них (врагов Аллаха) сколько можете силы и боевых коней…” [аль-Анфаль, 60]. Об обладателях ЯК, можно сказать с восхищением – “гвозди бы делать из этих людей!”.

5. Аутсайдер – пассивный мусульманин в ЭПП, ограничивающийся выполнением 5 столпов ислама и не проявляющий особого интереса в деле исламского призыва. Но, исходя из принципа, что Аллах наделил каждого человека определенными способностями, призывающий должен выявить эти способности аутсайдера и приложить все усилия для того, чтобы они использовались на благо ислама, а если получится, то пробудить его к активной деятельности. Надо с пониманием отнестись к слабостям аутсайдера, помня коранические аяты: “Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым” [ан-Ниса, 28]., “…Душам свойственна скупость…” [ан-Ниса, 128]., “…ведь душа человека повелевает зло…” [Йусуф, 53]., “…Воистину, человек тороплив” [аль-Исра, 11]. И нам надо заботиться о слабых среди нас, как этому нас учит Коран: “…муравьиха сказала: О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого[ан-Намль, 18].

6. Групповая интеграция (ГИ) – упорядоченность внутригрупповых структур, согласованность основных компонентов жизнедеятельности группы, целостность социальной общности, способность группы к эффективному контролю и коррекции поведения её членов, деятельностная сплоченность группы, её направленность на реализацию базовых религиозных ценностей; функциональная структурированность группы, слаженность во взаимодействии членов группы. В Коране сказано: “Неверующие являются помощниками и друзьями друг друга. И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие” [аль-Анфаль, 73].

7. Социально-психологический климат (СПК) – система условий, влияющая на продуктивность совместной деятельности и развитие личности в группе (доверие и доброжелательность, отсутствие произвола руководителей; удовлетворенность принадлежностью к данному коллективу, повышенная групповая сплоченность и др.). Каждому призывающему к исламу необходимо внести свой вклад для поддержания положительного СПК в своем коллективе, извлекая уроки из жизни Пророка (мир ему!). Посмотрим на аяты из Писания Аллаха: “По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, и попроси за них прощения и советуйся с ними о делах…” [аль-Имран, 159]., “Склони своё крыло перед верующими, которые следуют за тобой” [аш-Шуара, 215]., “Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой…” [аль-Фатх, 29]., “Воистину, верующие – братья…” [аль-Худжурат, 10]. Одним из признаков правильного СПК является факт постоянного совета лидера и подчинённых: “О знать! Посоветуйте, как мне поступить. Я никогда не принимала решений самостоятельно, пока вы находились рядом со мной” [ан-Намль, 32].

8. Креативность призывающего (КП) – способность призывающего к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность призывающего к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей; чувствительность к дисгармонии имеющихся знаний. В этой связи хотелось бы привести аят из Корана: “Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награждён великим благом…” [аль-Бакара, 269]. Развитие КП неразрывно связано с углубленным изучением Корана (с раннего детства) и внедрением в жизненную практику его установок: “О Йахья! Крепко держи Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был ещё ребенком…” [Марьям, 12]. Одно из лучших проявлений КП мы находим в диалоге пророка Ибрахима (мир ему!) и многобожников: “Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать” [аль-Анбийа, 63]. Каждый член группы должен проявлять инициативность, личную активность, способность к анализу и нахождению верной информации для пользы исламского призыва. Нетрудно найти этому пример из Корана (диалог пророка Сулеймана и удода): “…Я узнал о том, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы с достоверным известием” [ан-Намль, 22].

Прочтите еще:

Posted in Ислам.

Tagged with .







0 Responses

Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.

Обнаружили ошибку в тексте выделите ее и нажмите клавиши Ctrl + Enter

Ознакомиться с правилами комментирования >>>




Some HTML is OK

or, reply to this post via trackback.

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.