Праведный раб

В Мер­ве жил че­ло­век, ко­то­ро­го зва­ли Нух ибн Марь­ям, он был гла­вой Мер­ва и го­род­ским судь­ей, и у не­го бы­ло мно­го благ, боль­шое со­сто­я­ние, и бы­ла у не­го кра­си­вая и хо­ро­шая дочь. Ее ру­ки у не­го про­си­ли мно­гие вид­ные са­нов­ни­ки из чис­ла бо­га­тых и со­сто­я­тель­ных лю­дей, но ни­ко­го из них он не ос­част­ли­вил ею. Он был в рас­те­рян­нос­ти от это­го и не знал, за ко­го из них вы­дать ее за­муж, го­во­ря се­бе: «Если я вы­дам ее за та­ко­го-то, то раз­гне­ваю та­ко­го-то».

У не­го был цве­ту­щий сад, в ко­то­ром бы­ло мно­го фрук­то­вых де­ревь­ев. И был у это­го че­ло­ве­ка слу­га-ин­ди­ец, на­бож­ный, бо­го­бо­яз­нен­ный, ко­то­ро­го зва­ли Му­ба­рак. Он ска­зал слу­ге: «Я хо­чу, что­бы ты от­пра­вил­ся охра­нять сад». Слу­га от­пра­вил­ся ту­да и про­был в са­ду два ме­ся­ца. Од­наж­ды его гос­по­дин при­шел в сад и ска­зал ему: «По­дай мне гроздь ви­но­гра­да». Он по­дал ему гроздь, ви­но­град на ко­то­рой ока­зал­ся кис­лым. Его гос­по­дин ска­зал: «Дай мне дру­гую». Он дал ему еще од­ну гроздь, ко­то­рая то­же ока­за­лась кис­лой. И хо­зя­ин спро­сил его: «По­че­му из та­ко­го боль­шо­го са­да ты уго­ща­ешь ме­ня толь­ко кис­лым ви­но­гра­дом?» Слу­га от­ве­тил: «По­то­му что я не знаю, где слад­кий, а где кис­лый». И его хо­зя­ин вос­клик­нул: «Бо­же мой, ты про­жил в этом са­ду два ме­ся­ца и не зна­ешь, где слад­кий, а где кис­лый ви­но­град?» Тот ска­зал: «Кля­нусь Ал­ла­хом, я не про­бо­вал его и не знаю, слад­кий он или кис­лый». Его гос­по­дин спро­сил: «По­че­му ты не ку­ша­ешь его?» Слу­га от­ве­тил: «По­то­му что ты при­ка­зал мне охра­нять его и не при­ка­зы­вал мне есть его, а я не об­ма­ны­ваю те­бя». Судья по­ди­вил­ся ему и ска­зал: «Да со­хра­нит те­бе Ал­лах твою чест­ность».

Судья по­нял, что этот юно­ша очень умен, и ска­зал ему: «О юно­ша, ты по­нра­вил­ся мне и ты дол­жен де­лать то, что я те­бе при­ка­зы­ваю». Му­ба­рак от­ве­тил: «Я под­чи­ня­юсь Ал­ла­ху и те­бе». Судья ска­зал: «Знай же, что у ме­ня есть кра­си­вая дочь, и к ней уже сва­та­лось мно­го ве­ли­ких и важ­ных лю­дей, но я не знаю, за ко­го мне вы­дать ее за­муж. Ска­жи, что ты ду­ма­ешь об этом?» Слу­га от­ве­тил: «Языч­ни­ки во вре­ме­на джа­хи­лийи хо­те­ли бла­го­родст­ва про­ис­хож­де­ния и родст­ва, а иудеи и хрис­ти­а­не ищут кра­со­ту, но во вре­ме­на По­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ис­ка­ли ве­ру и пра­вед­ность, а в на­ше вре­мя лю­ди ищут бо­гат­ст­ва. И сей­час вы­би­рай, что ты хо­чешь из этих че­ты­рех ве­щей?» И ска­зал ему судья: «Юно­ша, вы­брал ве­ру и пра­вед­ность и хо­чу вы­дать свою дочь за те­бя, по­то­му что я на­шел в те­бе бла­го­чес­тие и ве­ру и ис­пы­тал в те­бе бо­го­бо­яз­нен­ность и чест­ность». Слу­га от­ве­тил: «О гос­по­дин, я под­не­воль­ный раб, чер­ный ин­ди­ец, как ты вы­дашь за ме­ня свою дочь и бу­дешь до­во­лен мной, ведь ты ку­пил ме­ня за свои день­ги?» И ска­зал ему судья: «Пой­дем в дом, что­бы устро­ить это де­ло». И ког­да они до­шли до до­ма, судья ска­зал сво­ей же­не: «Знай, что этот ин­дий­ский юно­ша – ве­ру­ю­щий и бо­го­бо­яз­нен­ный, мне по­нра­ви­лась его пра­вед­ность, и я хо­чу же­нить его на мо­ей до­че­ри. Что ты ска­жешь?» Она от­ве­ти­ла: «Те­бе ре­шать, но я пой­ду и рас­ска­жу об этом доч­ке, по­том пе­ре­дам те­бе ее от­вет». Мать при­шла к де­вуш­ке и пе­ре­да­ла ей по­сла­ние от ее от­ца: Та ска­за­ла: «Я бу­ду де­лать все, что вы мне ска­же­те, и не ослу­ша­юсь по­ве­ле­ния Ал­ла­ха и ва­ше­го по­ве­ле­ния и не бу­ду вам пе­ре­чить». И вы­дал судья свою дочь за Му­ба­ра­ка и дал им мно­го бо­гат­ст­ва. Она ро­ди­ла от не­го сы­на, ко­то­ро­го он на­звал Аб­дал­лой, он из­вес­тен во всем ми­ре – Аб­дал­ла ибн Му­ба­рак, на­бож­ный уче­ный, рас­сказ­чик ха­ди­сов, и по­ка сто­ит мир, от не­го пе­ре­да­ют­ся ха­ди­сы.

Да, о брат, если ты на­ме­рен же­нить­ся, то ищи ту, у ко­то­рой есть ве­ра и не ищи ту, у ко­то­рой есть из­вест­ность и бо­гат­ст­во. По­то­му что бо­гат­ст­во об­ра­тит­ся злом, и не даст его те­бе жен­щи­на. И если ты ищешь же­ну, то не ищи ее для ис­пол­не­ния же­ла­ния, но ищи ее с на­ме­ре­ни­ем, что она ве­ру­ю­щая и пра­вед­ная, что­бы она бо­я­лась и слу­ша­лась те­бя и бы­ла те­бе спа­се­ни­ем от Ада (Абу Ха­мид аль-Га­за­ли).

Из кни­ги: Абу Ха­мид аль-Га­за­ли. На­став­ле­ние пра­ви­те­лям. М., «Ан­сар», 2005.



Оставить ответ