Обидные прозвища

За­час­тую про­зви­ща вы­ра­жа­ют ре­аль­ные ка­чест­ва и свойст­ва сво­их но­си­те­лей («фит­нач» — се­ю­щий сму­ту, «шваб­ра» — длин­ный че­ло­век с ху­дым стро­е­ни­ем те­ла, «до­цент» — смыш­лен­ный), а имя че­ло­ве­ка­поч­ти всег­да толь­ко же­ла­тель­ные ха­рак­те­рис­ти­ки (Га­ни–«бо­га­тый», Га­лым–«уче­ный», Са­быр–«тер­пе­ли­вый»).При­чем ис­сле­до­ва­ние во­про­са кли­чек и про­звищ (да­же на бы­то­вом уров­не) под­тверж­да­ет, что в по­дав­ля­ю­щем боль­шинст­ве они су­щест­ву­ют как од­на из форм уни­же­ния до­сто­инст­ва. Чи­тая эти стро­ки, по­пы­тай­тесь вспом­нить свою школь­ную клич­ку. Да, да… Имен­но школь­ную. Так как об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная шко­ла серь­ез­но пре­тен­ду­ет на паль­му пер­венст­ва по рас­прост­ра­не­нию кли­чек и про­звищ, опе­ре­жая да­же до­блест­ную Ар­мию, од­на­ко зо­на для шко­лы в этом во­про­се прин­ци­пи­аль­ней­ший «кон­ку­рент». Ну и как, вспом­ни­ли свое вто­рое школь­ное имя?! И хо­ти­те, что­бы Вас так­же име­но­ва­ли и сей­час. Ко­неч­но же, нет.

Мо­им од­нок­лас­сни­ком был па­ре­нек, ко­то­ро­го жес­то­кие од­нок­лас­сни­ки «на­гра­ди­ли» уни­зи­тель­ной клич­кой «уни­таз». Ка­кие толь­ко ша­ги он не пред­при­ни­мал, что­бы из­ба­вить­ся от этой на­гра­ды. Он да­же по­про­сил не­ко­то­рых сво­их од­нок­лас­сни­ков на­зы­вать его «че­ре­па­хой». И как Вы ду­ма­е­те, со­гла­си­лись ли его сверст­ни­ки на этот свое­об­раз­ный об­мен?! Ко­неч­но же, нет. Бед­но­му па­рень­ку уда­лось из­ба­вить­ся от этой по­зор­ной клич­ки толь­ко пос­ле окон­ча­ния шко­лы, но мы и пред­ста­вить се­бе не мо­жем ка­кой не­га­тив­ный пси­хо­ло­ги­чес­кий от­пе­ча­ток на­ло­жи­ло для не­го не­се­ние это­го обид­но­го про­зви­ща в те­че­ние дол­гих школь­ных лет.

При­ме­ры обид­ных про­звищ обиль­но встре­ча­ют­ся в раз­лич­ных ху­до­жест­вен­ных про­из­ве­де­ни­ях (Ан­нуш­ка-Чу­ма из «Мас­те­ра и Мар­га­ри­ты» М. Бул­га­ко­ва) и ки­не­ма­то­гра­фе (фильм «Чу­че­ло» с К. Ор­ба­кай­те в глав­ной ро­ли).Для мар­ги­наль­ных и кри­ми­наль­ных эле­мен­тов об­щест­ва клич­ка (кли­ку­ха, по­го­ня­ло) – сак­раль­ный и не­раз­рыв­ный эле­мент бы­тия, ба­ро­метр уров­ня ав­то­ри­те­та. Да­же прос­тое пе­ре­чис­ле­ние кли­чек ко­ро­лей пре­ступ­но­го ми­ра – во­ров в за­ко­не, да­ет яр­кую па­лит­ру са­мых раз­лич­ных про­звищ (Да­то Таш­кент­ский, Ва­ся Брил­ли­ант, Рос­пись, Дед Ха­сан).

Иног­да обид­ные про­зви­ща при­сва­ива­ют и це­лым на­ро­дам или эт­ни­чес­ким груп­пам («ма­ка­рон­ни­ки» — италь­ян­цы, «че­хи» — че­чен­цы, «хох­лы» — укра­ин­цы, «гры­зу­ны» — гру­зи­ны).

В пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кой ли­те­ра­ту­ре при­чи­ны при­сва­ива­ния кли­чек рас­смат­ри­ва­ют­ся как спо­соб са­мо­ут­верж­де­ния и пси­хо­ло­ги­чес­кой раз­ряд­ки, за­щит­ная ре­ак­ция, ин­ст­ру­мен­таль­ная аг­рес­сия (об­зы­ва­ют, что­бы до­стичь ка­кой-ни­будь це­ли), чес­то­лю­би­вые мо­ти­вы, стрем­ле­ние вы­де­лить­ся, же­ла­ние под­дер­жать ли­де­ра, ког­да он пре­сле­ду­ет ко­го-то (про­яв­ле­ние мни­мо­го кол­лек­ти­виз­ма), что­бы при­крыть свою бес­по­мощ­ность, стрем­ле­ние уни­зить дру­го­го, что­бы по­чувст­во­вать си­лу.

Уче­ные ис­ла­ма об­мен обид­ны­ми про­зви­ща­ми от­но­сят к раз­ря­ду за­прет­но­го зло­сло­вия.Му­суль­ма­нин, ко­то­рый на­де­ет­ся за­слу­жить до­вольст­во Ал­ла­ха не име­ет пра­ва ма­рать свою ре­ли­гию этим по­стыд­ным де­я­ни­ем. Ведь это яв­ле­ние на­прав­ле­но на уни­же­ние че­ло­ве­чес­ко­го до­сто­инст­ва. Чуть вы­ше мы го­во­ри­ли о при­чи­нах при­сва­ива­ния кли­чек и про­звищ. От­сю­да ло­гич­ный вы­вод: так по­сту­па­ют толь­ко­не­веж­дыи гор­де­цы.

Ве­ли­кий Ал­лах ска­зал в Ко­ра­не: «О те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли! Пусть од­ни лю­ди не на­сме­ха­ют­ся над дру­ги­ми, ведь мо­жет быть, что те луч­ше них. И пусть од­ни жен­щи­ны не на­сме­ха­ют­ся над дру­ги­ми жен­щи­на­ми, ведь мо­жет быть, что те луч­ше них. Не оби­жай­те са­мих се­бя (друг дру­га) и не на­зы­вай­те друг дру­га оскор­би­тель­ны­ми про­зви­ща­ми. Сквер­но на­зы­вать­ся не­чес­тив­цем пос­ле то­го, как уве­ро­вал. А те, ко­то­рые не рас­ка­ют­ся, ока­жут­ся без­за­кон­ни­ка­ми»[аль-Худ­жу­рат, 11]. Не­да­ром Все­выш­ний Ал­лах в этом ая­те спе­ци­аль­но вы­де­ля­ет пре­крас­ную по­ло­ви­ну че­ло­ве­чест­ва; на­смеш­ки над дру­ги­ми ши­ро­ко рас­прост­ра­не­ны имен­но сре­ди жен­щин.



Оставить ответ