Ид аль-Адха — Курбан байрам, Праздник жертвоприношения

Хадж
Хадж — это не­укосни­тель­ная обя­зан­ность, вы­пол­не­ние ко­то­рой не тер­пит от­ла­га­тель­ст­ва со сто­ро­ны то­го, кто в со­сто­я­нии его со­вер­шить. Если че­ло­ве­ку над­ле­жит со­вер­шить хадж, а он его пе­ре­нёс с пер­во­го го­да, ког­да был в со­сто­я­нии это сде­лать, на бо­лее позд­нее вре­мя, то тем са­мым он взял на се­бя грех за его пе­ре­нос, ибо ска­за­но по­слан­ни­ком (да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет!):
"Спе­ши­те со­вер­шить хадж: ведь ни­кто из вас не зна­ет, что мо­жет по­ме­шать ему"
(этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад).
Аль-Кур­ту­би от­ме­ча­ет: "На­ши уле­мы го­во­рят: "Этот аят (аят 97 из су­ры 3) под­ра­зу­ме­ва­ет со­бой то, что если че­ло­век умер, не со­вер­шив хад­жа, но бу­ду­чи в со­сто­я­нии это сде­лать, то на не­го рас­прост­ра­ня­ют­ся угро­зы Аллаhа и он не бу­дет воз­на­граж­ден, если за не­го со­вер­шит хадж кто-ли­бо дру­гой, т.к. если бы хадж дру­го­го че­ло­ве­ка осво­бож­дал его от обя­зан­нос­ти со­вер­шить хадж при жиз­ни, то тог­да эти угро­зы не рас­прост­ра­ня­лись бы на не­го, а Аллаh луч­ше зна­ет".
А Сайд бин Джу­бейр го­во­рит: "Я не ста­ну мо­лить­ся за то­го из сво­их со­се­дей, ко­то­рый умрёт, имев воз­мож­ность со­вер­шить хадж, но не сде­лав это­го".
День сто­я­ния на Ара­фа­те
Это в 9-й день ме­ся­ца зуль-Хид­жа, на ка­ну­не боль­шо­го празд­ни­ка Ид-аль-Ад­ха (Кур­бан бай­рам) ког­да Аллаh осо­бен­но щедр к Сво­им ра­бам и ког­да ве­че­ром то­го же дня Он хва­лит­ся пе­ред Сво­и­ми ан­ге­ла­ми па­лом­ни­ка­ми, сто­я­щи­ми на Ара­фа­те, го­во­ря: "По­смот­ри­те на Мо­их ра­бов с раст­ре­пан­ны­ми во­ло­са­ми и по­кры­тых пылью!"
(этот ха­дис с не­пло­хим ис­на­дом при­во­дит Ах­мад).
И ни­ког­да шай­тан не вы­гля­дит столь жал­ким, ма­лень­ким, пре­зрен­ным, как в День сто­я­ния на Ара­фа­те и в день бит­вы при Бад­ре в си­лу осо­бой щед­рос­ти и рас­по­ло­же­ния Ал­ла­ха к Сво­им ра­бам, из­бав­ляя их в ог­ром­ном ко­ли­чест­ве от Ог­ня и про­щая.
Аиша бинт-ас-Сид­дик, да бу­дет до­во­лен ими обо­и­ми Аллаh, рас­ска­зы­ва­ла, что по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет!), ска­зал:"Ни­ког­да Аллаh так не из­бав­ля­ет Сво­их ра­бов от Ог­ня, как в День сто­я­ния на Ара­фа­те. Он при­бли­жа­ет­ся, яв­ля­ет­ся им, за­тем хва­лит­ся ими пе­ред ан­ге­ла­ми, го­во­ря: "Что они хо­тят?!"" (этот ха­дис при­во­дит Мус­лим).
Ру­зейн до­бав­ля­ет: "Сви­де­тель­ст­вуй­те, Мои ан­ге­лы, что я прос­тил им"
(Аль-Мун­зи­ри, "Ат-тар­гиб ва-т-тар­хиб").
Это ве­ли­кая ми­лость за то, как усерд­но па­лом­ни­ки мо­лят Аллаhа Все­выш­не­го серд­ца­ми, пре­ис­пол­нен­ны­ми бла­го­го­ве­ния, ру­ка­ми, прос­тер­ты­ми вверх в прось­бе, ус­та­ми, не зна­ю­щи­ми ус­та­ли, в моль­бе, ис­крен­не на­де­ясь на На­и­ми­лос­ти­вей­ше­го из Ми­лос­те­вей­ших.
Тем, кто не со­вер­ша­ет хадж в этот день пред­пи­са­но же­ла­тель­но со­вер­шать по­ст что­бы то­же за­слу­жить на­граж­де­ния Все­выш­не­го, так как в до­сто­вер­ным сбор­ни­ке Мус­ли­ма при­во­дит­ся что од­наж­ды по­слан­ни­ку Аллаhа (да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет!) за­да­ли во­прос о со­блю­де­нии пос­та в день сто­я­ния на Ара­фа­те и он ска­зал: “(По­ст в этот день) слу­жит ис­куп­ле­ни­ем (мел­ких) гре­хов про­шед­ше­го и по­сле­ду­ю­ще­го го­да”

Ид аль-Ад­ха — Кур­бан бай­рам, Празд­ник жерт­воп­ри­но­ше­ния
Это са­мый боль­шой из двух ос­нов­ных празд­ни­ков, ко­то­рый зна­ме­ну­ет еже­год­ное окон­ча­ние Хад­жа. Он вы­па­да­ет на де­ся­тое чис­ло ме­ся­ца Зуль-хид­жа, при­мер­но че­рез два ме­ся­ца пос­ле Ида аль-Фитр.
В это вре­мя те, кто от­пра­вил­ся в хадж, за­вер­ша­ют вы­пол­не­ние сво­их ри­ту­а­лов в Ми­не при­но­ше­ни­ем в жерт­ву жи­вот­но­го (хо­тя это не яв­ля­ет­ся обя­зан­ностью каж­до­го па­лом­ни­ка) и вы­хо­дом из со­сто­я­ния их­ра­ма.
Для осталь­ных му­суль­ман, где бы они не бы­ли, пред­пи­сы­ва­ет­ся при­нес­ти в жерт­ву жи­вот­ное, если на то есть воз­мож­ность. Об­ряд жерт­воп­ри­но­ше­ния нуж­но со­вер­шать не рань­ше за­вер­ше­ния празд­нич­ной мо­лит­вы и празд­нич­ной про­по­ве­ди (хут­бы), ко­то­рые долж­ны со­сто­ять­ся сра­зу пос­ле вос­хо­да солн­ца и не поз­же трёх дней пос­ле это­го. Вы­пол­не­ние это­го об­ря­да яв­ля­ет­ся сун­ной (т.е. не обя­за­тель­ным) но силь­но по­ощ­ря­ет­ся, так как Про­рок (мир ему и бла­го­сло­ве­ние Аллаhа) го­во­рил, что на­граж­де­ние за при­не­се­ние в жерт­ву жи­вот­но­го бу­дет за­счи­та­но в раз­ме­ре ко­ли­чест­ва во­лос­ков жерт­вен­но­го жи­вот­но­го.
Этот об­ряд со­вер­ша­ет­ся в па­мять о том, как Про­рок Ибраhим (Ав­ра­ам) по при­ка­зу Бо­га при­нес в жерт­ву ов­цу вмес­то сво­е­го сы­на Ис­ма­и­ла. При­мер Про­ро­ка Ибраhим (мир ему) вспо­ми­на­ет­ся по это­му слу­чаю как об­ра­зец все­це­ло­го по­ви­но­ве­ния и под­чи­не­ния Бо­гу для му­суль­ман всех вре­мен.
Ин­те­рес­но от­ме­тить, что и в Биб­лии Гос­по­дь Бог пред­пи­сы­ва­ет при­но­сить в жерт­ву Ему жи­вот­ных в день Пас­хи: "И за­ко­ли Пас­ху Гос­по­ду, Бо­гу тво­е­му из мел­ко­го и круп­но­го ско­та на мес­те, ко­то­рое из­бе­рёт Гос­по­дь, что­бы пре­бы­ва­ло там Его имя…"
(Биб­лия, Вто­ро­за­ко­ние, гл. 16, ст. 2, 3).
Жерт­вен­ные жи­вот­ные
Не обя­за­тель­но, что­бы жерт­вен­ное жи­вот­ное бы­ло ба­ра­ном: это мо­жет быть бык, верб­люд или их жен­ские осо­би. Один ба­ран в жерт­ву не бо­лее чем за од­ну семью, он дол­жен быть не ме­нее го­до­ва­ло­го воз­рас­та, бык – не бо­лее чем за семь се­мей, он дол­жен быть не ме­нее двух­го­до­ва­ло­го воз­рас­та. Так­же не­об­хо­ди­мо, что­бы жи­вот­ное бы­ло це­лое, т.е. без яв­ных по­вреж­де­ний, без изъ­янов: не сле­пое, не хро­мое, не ис­то­щён­ное и т.д.
Об­ряд убоя
Для то­го, что­бы мя­со вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных жи­вот­ных ста­ло раз­ре­шён­ным (ха­ляль), не­об­хо­ди­мо со­блю­де­ние опре­де­лён­но­го ри­ту­а­ла: пе­ре­ре­за­ние шей­ных ар­те­рий, пи­ще­во­да и ды­ха­тель­ных пу­тей, упо­ми­на­ние име­ни Все­выш­не­го ("Бисмилляhи, Аллаhу ак­бар").
Же­ла­тель­но так­же со­блю­де­ние сле­ду­ю­щих усло­вий:
а) Со­вер­шить дан­ную про­це­ду­ру в днев­ное вре­мя;
б) Ак­ку­рат­но по­ло­жить жи­вот­ное на ле­вый бок;
в) Рас­по­ло­жить жи­вот­ное так, что­бы оно мор­дой бы­ло на­прав­ле­но в сто­ро­ну Ка­а­бы.
г) Хо­ро­шо на­то­чить нож (толь­ко не пе­ред са­мим жи­вот­ным) что­бы не под­вер­гать жи­вот­ное к лиш­ним му­че­ни­ям. Так как Со­об­ща­ет­ся, что Ибн Аб­бас, да бу­дет до­во­лен Ал­лах ими обо­и­ми, ска­зал: «Од­наж­ды по­слан­ник Ал­ла­ха про­хо­див­ший ми­мо че­ло­ве­ка, ко­то­рый то­чил свой нож, по­ста­вив но­гу на мор­ду ов­цы, тог­да как она смот­ре­ла на не­го, спро­сил это­го че­ло­ве­ка: " Ты что же, хо­чешь умерт­вить её дваж­ды?! По­че­му ты не на­то­чил свой нож до то­го, как по­ва­лить её на зем­лю?!"»
(Аль-Ха­ким)
Что же по­том де­ла­ют с умер­щ­в­лен­ным жи­вот­ным?

Его мя­со же­ла­тель­но раз­де­лить на три рав­ные час­ти: од­на — для упо­треб­ле­ния в семье, вто­рая — для раз­да­чи друзь­ям и со­се­дям, третья же — для раз­да­чи бед­ным для упо­треб­ле­ния в пи­щу; те час­ти, ко­то­рые пред­на­зна­че­ны для раз­да­чи, раз­да­ют­ся в ви­де сы­ро­го мя­са. Та­кая раз­да­ча мя­са пред­став­ля­ет со­бой осо­бое по­жерт­во­ва­ние, со­вер­ша­е­мое вмес­то де­неж­но­го по­да­я­ния; бла­го­да­ря это­му Ид аль-Ад­ха яв­ля­ет­ся од­ним из слу­ча­ев, во мно­гих мес­тах, по­жа­луй, един­ст­вен­ным, ког­да бед­ня­ки по­лу­ча­ют к сво­е­му сто­лу мя­со.

Ис­точ­ник: www.islam.by



Оставить ответ