Единство мусульман

В ли­те­ра­ту­ре каж­до­го на­ро­да мы мо­жем най­ти ни­жес­ле­ду­ю­щую сказ­ку на те­му един­ст­ва. Крат­кая фа­бу­ла этой сказ­ки: Ста­рик на смерт­ном од­ре при­ка­зы­ва­ет сво­им сы­новь­ям при­нес­ти прутья и сло­мать их по­оди­ноч­ке. Каж­дый из сы­но­вей с лег­костью пе­ре­ла­мы­ва­ет свой пру­тик. Пос­ле это­го гла­ва се­мей­ст­ва ве­лит со­еди­нить прутья во­еди­но и сло­мать их. Ни один из его сы­но­вей не мо­жет пе­ре­ло­мить связ­ку пруть­ев. Мо­раль этой сказ­ки (на­род­ной муд­рос­ти) та­ко­ва: ни­ка­кие бе­ды не страш­ны, если со­хра­ня­ет­ся един­ст­во в об­щест­ве, а при раз­до­ре да­же сла­бое зло спо­соб­но по­гу­бить об­щест­во. Му­суль­ма­нам очень важ­но из­влечь урок из этой сказ­ки.

На­вер­ное, не бу­дет пре­уве­ли­че­ни­ем утверж­дать, что рас­кол сре­ди му­суль­ман – глав­ная про­бле­ма, не ре­шив ко­то­рую не­воз­мож­но ре­а­ли­зо­вать ос­нов­ные за­по­ве­ди Ко­ра­на. Да­же те­о­ре­ти­ки во­ен­но­го ис­кус­ст­ва об­ос­но­ван­но утверж­да­ют, что по сте­пе­ни при­чи­не­ния вре­да ни­ка­кие внеш­ние вра­ги не смо­гут обо­гнать внут­рен­них вра­гов. Бо­лее то­го, ис­то­рия зна­ет не­ма­ло при­ме­ров, ког­да про­ти­во­дей­ст­вие внеш­не­му вра­гу укреп­ля­ло един­ст­во на­ро­дов или раз­лич­ных групп (эт­ни­чес­ких, со­ци­аль­ных, по­ли­ти­чес­ких, ре­ли­ги­оз­ных и проч.).

В Свя­щен­ном Ко­ра­не и вы­ска­зы­ва­ни­ях Про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) не­ма­ло яс­ных при­ка­зов ве­ру­ю­щим от­но­си­тель­но стро­го­го со­блю­де­ния един­ст­ва:

«Креп­ко дер­жи­тесь за вервь Ал­ла­ха все вмес­те и не рас­па­дай­тесь. Пом­ни­те о ми­лос­ти, ко­то­рую Ал­лах ока­зал вам, ког­да вы бы­ли вра­га­ми, а Он спло­тил ва­ши серд­ца, и по Его ми­лос­ти вы ста­ли брать­я­ми. Вы бы­ли на краю Ог­нен­ной про­пас­ти, и Он спас вас от нее. Так Ал­лах разъ­яс­ня­ет вам Свои зна­ме­ния, – быть мо­жет, вы по­сле­ду­е­те пря­мым пу­тем» [Аль-Им­ран, 103].

«Во­ис­ти­ну, эта ва­ша ре­ли­гия – ре­ли­гия еди­ная. Я же – ваш Гос­по­дь. По­кло­няй­тесь же Мне!» [аль-Ан­бия, 92], «Во­ис­ти­ну, ва­ша ре­ли­гия – ре­ли­гия еди­ная, а Я – ваш Гос­по­дь. Бой­тесь же Ме­ня! Но они ра­зо­рва­ли свою ре­ли­гию на час­ти, и каж­дая сек­та ра­ду­ет­ся то­му, что име­ет» [аль-Му­ми­нун, 52-53].

Пе­ре­да­ют со слов Абу Му­сы, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, что (од­наж­ды) По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!), ска­зал: «По­ис­ти­не, (в от­но­ше­ни­ях) друг с дру­гом ве­ру­ю­щие по­доб­ны стро­е­нию, от­дель­ные час­ти ко­то­ро­го укреп­ля­ют друг дру­га», — и, (ска­зав это,) он пе­ре­плёл меж­ду со­бой паль­цы (сво­их рук) [аль-Бу­ха­ри; Мус­лим]. Ес­тест­вен­но, что Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) не огра­ни­чил­ся уст­ным до­ве­де­ни­ем ин­фор­ма­ции о важ­нос­ти един­ст­ва ве­ру­ю­щих. Ог­ром­ная роль в фор­ми­ро­ва­нии един­ст­ва му­суль­ман при­над­ле­жа­ла прак­ти­чес­ко­му при­ме­не­нию ая­тов и ха­ди­сов о со­хра­не­нии един­ст­ва. При­ве­дем в при­мер бра­та­ние му­хад­жи­ров и ан­са­ров, что бы­ло юри­ди­чес­ки за­креп­ле­но в пер­вой статье Ме­дин­ской Кон­сти­ту­ции.

Чет­кое со­блю­де­ние един­ст­ва, по­зво­ли­ло му­суль­ма­нам за­во­е­вать пол­ми­ра, в ос­нов­ном су­гу­бо мир­ным пу­тем. Да­же при воз­ник­но­ве­нии во­ен­ных кон­флик­тов, по­хо­ды му­суль­ман бы­ли на­прав­ле­ны на устра­не­ние ан­ти­ис­лам­ских во­ен­но-по­ли­ти­чес­ких сил и рас­прост­ра­не­ние ис­лам­ско­го при­зы­ва, а не про­тив прос­то­го на­ро­да. Му­суль­ма­не не прос­то до­би­лись по­ли­ти­чес­ко­го ли­дер­ст­ва в ми­ро­вой по­ли­ти­ке, они ста­ли аван­гар­дом раз­ви­тия че­ло­ве­чес­кой ци­ви­ли­за­ции под зна­ме­нем Ис­ла­ма. Боль­шая за­слу­га в этом при­над­ле­жит бес­пре­це­дент­ной спло­чен­нос­ти му­суль­ман.

Поч­ти все ре­фор­ма­тор­ские пар­тии, груп­пы и про­чие си­лы в сво­их про­кла­ма­ци­ях и ло­зун­гах га­ран­ти­ру­ют лю­дям обес­пе­че­ние та­ких ба­зо­вых и клю­че­вых по­ня­тий, как «Сво­бо­да, Ра­вен­ст­во, Спра­вед­ли­вость». Од­на­ко ис­то­рия раз­ви­тия че­ло­ве­чест­ва не зна­ет при­ме­ров пол­ной и чест­ной ре­а­ли­за­ции этих прин­ци­пов, кро­ме вре­ме­ни 3 пер­вых ве­ков ис­ла­ма. И за­да­ча со­вре­мен­ных му­суль­ман: успеш­но ре­а­ли­зо­вать «пе­ре­ход из ко­ли­чест­вен­но­го в ка­чест­вен­ное». Про­ще го­во­ря, по сво­им нрав­ст­вен­ным ка­чест­вам нам на­до мак­си­маль­но при­бли­зить­ся к ка­чест­вам спо­движ­ни­ков Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). Ко­неч­но, на 100% это­го до­стичь, ско­рее все­го, не­ре­аль­но, но да­вай­те при­бли­зим­ся к ним на 50% и бо­лее про­цен­тов. На то по­шло, хо­тя бы на 10%. Ес­тест­вен­но, что та­кие ве­ру­ю­щие ста­нут ис­тин­ны­ми, пол­но­моч­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми Кни­ги Ал­ла­ха и Его ре­ли­гии и тог­да, «и на на­шей ули­це пе­ре­вер­нет­ся КА­МАЗ с пря­ни­ка­ми».

На наш взгляд, един­ст­во му­суль­ман – как важ­ней­ший фак­тор со­хра­не­ния ис­лам­ско­го го­су­дар­ст­ва ста­ло ак­ту­аль­ней­шей про­бле­мой пос­ле смер­ти Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) и ха­ли­фов Абу Бак­ра и Ума­ра (да бу­дет до­во­лен ими Ал­лах!). С тех пор и до на­ших дней, про­бле­ма со­хра­не­ния един­ст­ва ве­ру­ю­щих не схо­дит с по­вест­ки дня пе­ред ис­лам­ской об­щи­ной. При­чин меж­до­усо­биц меж­ду му­суль­ма­на­ми не­ма­ло; они в ос­нов­ном име­ют ис­то­ри­чес­кие кор­ни, за­пу­тан­ные на меж­пле­мен­ных и тер­ри­то­ри­аль­ных кон­флик­тах. И мы ви­дим, как толь­ко му­суль­ма­не по­те­ря­ли мо­но­лит­ность сво­ей ор­га­ни­за­ции, сра­зу же воз­ник­ли раз­до­ры. А это на ру­ку вра­гам ре­ли­гии Ал­ла­ху, ко­то­рые стро­ят свои вза­и­мо­от­но­ше­ния с про­тив­ни­ка­ми по древ­не­му прин­ци­пу: «Раз­де­ляй и власт­вуй». Из-за этих ко­ло­ни­за­то­ров му­суль­ман­ский мир раз­де­лил­ся на ара­бов и дру­гих, а сре­ди этих двух час­тей они рас­се­я­ли се­ме­на раз­до­ра под на­цио­на­ль­ным и кла­но­вым со­усом.

Му­суль­ма­нам не­об­хо­ди­мо раз­ру­шить все вред­ные сте­рео­ти­пы, ко­то­рые ме­ша­ют фор­ми­ро­ва­нию един­ст­ва му­суль­ман. Всем нам на­до в чем-то усту­пить, за­быть, по­нять и прос­тить вза­им­ные оби­ды, до­пу­щен­ные ошиб­ки, пре­одо­леть сло­жив­ший­ся не­га­ти­визм. Та­ко­вы ре­а­лии на­ших дней. Если не до­стичь един­ст­ва, то все угро­зы и вы­зо­вы со­вре­мен­нос­ти мо­гут на­нес­ти не­по­пра­ви­мый ущерб нор­маль­но­му раз­ви­тию ис­лам­ско­го об­щест­ва. В Ко­ра­не ска­за­но: «По­ви­нуй­тесь Ал­ла­ху и Его По­слан­ни­ку и не пре­пи­рай­тесь, а то ос­ла­бе­е­те и уй­дёт ва­ша мощь. Будь­те тер­пе­ли­вы, ибо Ал­лах с тер­пе­ли­вы­ми» [аль-Ан­фаль, 46].

В этом во­про­се не­об­хо­ди­мо на­чать с по­кло­не­ния Ал­ла­ху: сло­вом и де­лом, на ос­но­ве Ко­ра­на и Сун­ны Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). Ис­пол­не­ние бла­гих дел кол­лек­тив­но (кол­лек­тив­ный на­маз, раз­го­ве­ние, ис­лам­ский при­зыв и проч.) – проч­ная ос­но­ва для воз­рож­де­ния един­ст­ва. Хо­тя му­суль­ма­не за­час­тую огра­ни­чи­ва­ют­ся еди­не­ни­ем толь­ко в во­про­сах по­кло­не­ни­ях, т.е. ду­хов­ной об­лас­ти. Но это­го яв­но не­до­ста­точ­но: а как же та­кие важ­ные сфе­ры как эко­но­ми­ка, по­ли­ти­ка, со­ци­ал­ка?!

На­до ду­мать не эго­ис­тич­но, а кол­лек­тив­но. Преж­де чем де­лать что-то, на­до за­дать­ся во­про­са­ми: «А как мои дей­ст­вия от­ра­зят­ся на ав­то­ри­те­те ис­ла­ма?», «Что я мо­гу сде­лать для рас­прост­ра­не­ния ре­ли­гии Ал­ла­ха?» и т.п. А са­мое глав­ное: на­до бе­речь един­ст­во как зе­ни­цу ока, при­ло­жить все уси­лия для его воз­рож­де­ния в на­шей ис­лам­ской семье, жест­ко пре­се­кать все по­пыт­ки его раз­ру­ше­ния. И в этом слу­чае на­ши ша­ги по Зем­ле Ал­ла­ха об­ре­тут свою твер­до­сть, а в на­шей жиз­ни по­явит­ся бла­го­сло­ве­ние.



Оставить ответ