Царь Талут

В Ко­ра­не есть ая­ты, ко­то­рые упо­ми­на­ют ле­ген­дар­но­го ца­ря Та­лу­та (библ. Са­ул). Од­на­ко му­суль­ма­не ма­ло что зна­ют о жиз­ни и де­я­тель­нос­ти это­го че­ло­ве­ка. В ос­нов­ном, бо­лее-ме­нее под­роб­ной ин­фор­ма­ци­ей о Та­лу­те об­ла­да­ют спе­ци­а­ли­с­ты по ис­то­рии Древ­не­го Вос­то­ка. По­пы­та­ем­ся и мы под­роб­нее узнать об этой ко­ра­ни­чес­кой лич­нос­ти.

Та­лут ста­но­вит­ся ца­рем древ­них ев­ре­ев ок. 1030 г. до н.э. В Ко­ра­не ска­за­но: «Не зна­ешь ли ты о зна­ти сы­нов Ис­ра­и­ла (Из­ра­и­ля), жив­ших пос­ле Му­сы (Мо­и­сея)? Они ска­за­ли сво­е­му про­ро­ку: «На­значь для нас ца­ря, что­бы мы сра­жа­лись на пу­ти Ал­ла­ха» [аль-Ба­ка­ра, 246]. Вни­ма­тель­но про­чи­тав этот аят, труд­но удер­жать­ся от вос­кли­ца­ния: «Да за­чем им ну­жен был царь, ког­да сре­ди них жил про­рок Са­му­ил?!» (Про­рок Са­му­ил – один из круп­ных про­ро­ков, по­слан­ных Ал­ла­хом к ев­ре­ям – жил в Ра­ме, на хол­мах Эф­ра­и­ма с 1110 по 1020 гг. до н.э.).

Об­ра­тим­ся сно­ва к ая­там Ко­ра­на: «Их про­рок ска­зал им: «Ал­лах на­зна­чил вам ца­рем Та­лу­та (Са­у­ла)». Они ска­за­ли: «Как он мо­жет стать на­шим ца­рем, если мы бо­лее до­стой­ны пра­вить, чем он, и он ли­шен до­стат­ка в иму­щест­ве?» Он ска­зал: «Ал­лах пред­по­чел его вам и щед­ро ода­рил его зна­ни­я­ми и статью. Ал­лах да­ру­ет Свое цар­ст­во, ко­му по­же­ла­ет. Ал­лах – Объ­ем­лю­щий, Зна­ю­щий» [аль-Ба­ка­ра, 247].

Бед­ный Та­лут не ка­зал­ся древ­ним ев­ре­ям под­хо­дя­щей кан­ди­да­ту­рой на роль ца­ря. Знать сы­нов Ис­ра­и­ла сра­зу же не­взлю­би­ла его. Это под­тверж­да­ет­ся и ан­ти­мо­нар­хи­чес­ким пам­ф­ле­том Пер­вой кни­ги Са­му­и­ла. Мир­ская жизнь увлек­ла преж­де во­ин­ст­вен­ных сы­нов Ис­ра­и­ла, т.к. «…ког­да же им бы­ло пред­пи­са­но сра­жать­ся, они отвер­ну­лись, за ис­клю­че­ни­ем не­мно­гих…» [аль-Ба­ка­ра, 246]. Как пи­шет уче­ный Сид­ди­ки, они тру­си­ли пе­ред вра­гом не по­то­му, что у них не бы­ло силь­но­го вож­дя, ко­то­рый от­да­вал бы им при­ка­зы. Это тру­со­сть ко­ре­ни­лась в их стра­хе смер­ти и в их слиш­ком боль­шой люб­ви к мир­ской жиз­ни и зем­ным на­слаж­де­ни­ям. По­это­му про­рок Са­му­ил со­мне­ва­ет­ся в них: «Мо­жет ли быть, что если вам бу­дет пред­пи­са­но сра­жать­ся, вы не ста­не­те сра­жать­ся?» [аль-Ба­ка­ра, 246].

Не­да­ром Ал­лах на­зна­чил Та­лу­та ца­рем древ­них ев­ре­ев. Он об­ла­дал мно­ги­ми до­сто­ин­ст­ва­ми. Бу­ду­чи по­сле­до­ва­те­лем про­ро­ка Са­му­и­ла, он бо­рол­ся за чис­то­ту мо­но­те­из­ма (еди­но­бо­жия). Так, в част­нос­ти, Та­лут ак­тив­но вы­сту­пил про­тив древ­не­го и ши­ро­ко рас­прост­ра­нен­но­го в Ха­на­а­не куль­та ду­хов пред­ков. Царь, до­блест­ный во­ин Та­лут пред­при­ни­ма­ет рео­р­га­ни­за­цию во­ен­ных сил и со­зда­ет по­сто­ян­ную ар­мию, со­сто­я­щую частью из добро­воль­цев, частью из опол­чен­цев. Вой­ско де­лит­ся на «ты­ся­чи» и «сот­ни». Во гла­ве ар­мии сто­ит Ав­нер, его дво­ю­род­ный брат или дя­дя.

Царь Та­лут пра­вил из Гив‘ы в уде­ле Би­нй­а­ми­на, пре­вра­тив этот го­род в сто­ли­цу – Гив‘ат-Ша­ул (в рай­о­не ко­то­ро­го пре­бы­вал зна­ме­ни­тый Ков­чег За­ве­та). Кс­та­ти о Ков­че­ге За­ве­та: как ука­за­но в ая­тах Ко­ра­на, ев­реи вре­мен Та­лу­та не­охот­но (и да­же враж­деб­но) при­ня­ли тот факт, что Ал­лах на­зна­ча­ет им та­ко­го ца­ря. «Они ска­за­ли: «Как он мо­жет стать на­шим ца­рем, если мы бо­лее до­стой­ны пра­вить, чем он, и он ли­шен до­стат­ка в иму­щест­ве?» [аль-Ба­ка­ра, 247]. Слов про­ро­ка Са­му­и­ла о на­зна­че­нии ца­рем Та­лу­та Са­мим Ал­ла­хом для них бы­ло не­до­ста­точ­но. Им нуж­но бы­ло чу­дес­ное зна­ме­ние. И Ал­лах явил им это зна­ме­ние. «Их про­рок ска­зал им: «Зна­ме­ни­ем его цар­ст­вия ста­нет то, что к вам явит­ся сун­дук с ми­ром от ва­ше­го Гос­по­да. В нем бу­дет то, что ос­та­лось пос­ле семьи Му­сы (Мо­и­сея) и семьи Ха­ру­на (Аа­ро­на). Его при­не­сут ан­ге­лы. Это бу­дет зна­ме­ни­ем для вас, если толь­ко вы яв­ля­е­тесь ве­ру­ю­щи­ми» [аль-Ба­ка­ра, 247]. Как пи­шет уче­ный Мау­ду­ди, ков­чег со­дер­жал освя­щен­ное на­сле­дие до­ма Му­сы и Ха­ру­на (мир им!), и по­ми­мо все­го про­че­го – фраг­мен­ты ка­мен­ных скри­жа­лей с за­по­ве­дя­ми, ко­то­рые Му­са по­лу­чил на го­ре Си­най, а так­же ори­ги­нал То­ры, на­пи­сан­ной под ру­ко­вод­ст­вом Му­сы и пе­ре­дан­ной ле­ви­там. Ков­чег за­хва­ти­ли их вра­ги, но он вну­шал им та­кой страх, что они, в кон­це кон­цов, ото­сла­ли его сы­нам Из­ра­и­ля, при­вя­зав его к по­воз­ке, ко­то­рую та­щи­ли две дой­ные ко­ро­вы. Так как по­воз­ка до­стиг­ла сы­нов Из­ра­и­ля без воз­ни­цы, оче­вид­но, что ан­ге­лы по при­ка­зу Гос­по­да при­ве­ли ее к ним.

Про­дол­жим рас­смот­ре­ние ая­тов Ко­ра­на: «Ког­да Та­лут (Са­ул) от­пра­вил­ся в путь с вой­ском, он ска­зал: «Ал­лах под­верг­нет вас ис­пы­та­нию ре­кой. Кто на­пьет­ся из нее, тот не бу­дет со мной. А кто не отве­да­ет ее, тот бу­дет со мной. Но это не от­но­сит­ся к тем, кто за­черп­нет при­горш­ню во­ды». На­пи­лись из нее все, за ис­клю­че­ни­ем не­мно­гих из них. Ког­да же он и уве­ро­вав­шие вмес­те с ним пе­ре­бра­лись че­рез нее, они ска­за­ли: «Се­год­ня мы не спра­вим­ся с Джа­лу­том (Го­лиа­фом) и его вой­ском». Но те, ко­то­рые твер­до зна­ли, что встре­тят­ся с Ал­ла­хом, ска­за­ли: «Сколь­ко ма­ло­чис­лен­ных от­ря­дов по­бе­ди­ло мно­го­чис­лен­ные от­ря­ды по во­ле Ал­ла­ха!» Ал­лах – с тер­пе­ли­вы­ми» [аль-Ба­ка­ра, 249].

Опыт­ный стра­тег Та­лут знал, что сла­бые ду­хом во­и­ны мо­гут со­здать па­ни­ку во вре­мя сра­же­ния и «за­ра­зить» стра­хом на­деж­ных и храб­рых сол­дат. По­это­му он про­ве­ря­ет свое вой­ско. И не зря. Боль­шая часть вой­ска на­пи­лась из ре­ки (ско­рее все­го из ре­ки Иор­дан) и бы­ла не до­пу­ще­на к учас­тию в сра­же­нии. Та­лут по­зво­лил пе­рей­ти ре­ку толь­ко тем, кто не пил из нее или за­черп­нул ру­кой один раз. При­чем те во­и­ны, ко­то­рые за­черп­ну­ли во­ды из ре­ки один раз, ис­пу­га­лись мно­го­чис­лен­нос­ти вра­жес­ко­го вой­ска, а те во­и­ны, ко­то­рые бес­пре­ко­с­лов­но ис­пол­ни­ли при­каз ца­ря, про­яви­ли ве­ли­кое упо­ва­ние на Ал­ла­ха. Как пре­крас­ны их сло­ва, ко­то­рые во­шли в текст Ко­ра­на: «Сколь­ко ма­ло­чис­лен­ных от­ря­дов по­бе­ди­ло мно­го­чис­лен­ные от­ря­ды по во­ле Ал­ла­ха!» [аль-Ба­ка­ра, 249]. И не ме­нее пре­крас­на их мо­лит­ва при ви­де Джа­лу­та и его вой­ска: «Гос­по­дь наш! Про­лей на нас тер­пе­ние, укре­пи на­ши сто­пы и по­мо­ги нам одер­жать по­бе­ду над не­ве­ру­ю­щи­ми людь­ми» [аль-Ба­ка­ра, 250]. При ви­де мно­го­чис­лен­но­го и пре­вос­хо­дя­ще­го вой­ска вра­гов, при ви­де ог­ром­но­го зна­ме­ни­то­го во­и­на Джа­лу­та, ве­ру­ю­щие в Ал­ла­ха из чис­ла со­вре­мен­ни­ков Та­лу­та про­яви­ли ве­ли­кую стой­кость и тер­пе­ние, ко­то­рая да­ла свои блес­тя­щие пло­ды по во­ле Ал­ла­ха. «Они раз­гро­ми­ли их по во­ле Ал­ла­ха. Да­уд (Да­вид) убил Джа­лу­та (Го­лиа­фа), и Ал­лах да­ро­вал ему цар­ст­во и муд­рость и на­учил его то­му, че­му по­же­лал. Если бы Ал­лах не сдер­жи­вал од­них лю­дей по­сред­ст­вом дру­гих, то зем­ля при­шла бы в рас­строй­ст­во. Од­на­ко Ал­лах ми­лос­тив к ми­рам» [аль-Ба­ка­ра, 251]. В этой бит­ве бу­ду­щей про­рок, царь и зять Та­лу­та (а в это вре­мя ря­до­вой сол­дат из на­род­но­го опол­че­ния) – Да­уд с по­мощью пра­щи в еди­но­бор­ст­ве по­беж­да­ет Джа­лу­та и при­но­сит по­бе­ду сво­е­му вой­ску.

Ис­то­рия ца­ря Та­лу­та крас­но­ре­чи­во по­ка­зы­ва­ет о том, что и в древ­ние вре­ме­на ве­ру­ю­щие в Ал­ла­ха ис­пы­ты­ва­ли ве­ли­кие труд­нос­ти, ко­то­рые не сло­и­ми­ли их дух и ве­ру в Еди­но­го Ал­ла­ха. Они бы­ли из чис­ла раз­лич­ных на­ро­дов, но их объ­еди­ня­ла ве­ли­кая цель – за­слу­жить до­воль­ст­вие Все­выш­не­го Ал­ла­ха.



Оставить ответ