В истории ислама имеется немало трагических страниц. Будучи истинной религией Аллаха, ислам с первых своих шагов сталкивается с происками могущественных врагов. И подобных врагов становится все больше и больше. А значит, и больше льется крови мусульман по всему белому свету. Но как говорил в битве при Ухуде Умар бин аль-Хаттаб Абу Суфьяну: «Наши погибшие окажутся в Раю, а ваши – в Огне!». Ведь, в самом деле, даже самые могущественные из недоброжелателей ислама – смертные люди, которых ждет суровый спрос за их бесчинства и жестокость.
В этой статье будет рассмотрена одна из трагических страниц ислама – история бойкота. Это событие довольно подробно освещено в различных жизнеописаниях пророка, поэтому мы ограничимся его кратким изложением.
Как мы знаем из жизнеописания пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) большую поддержку и защиту ему оказывал сострадательный дядя – Абу Талиб, который хотя и не разделял убеждений племянника и своего сына Али, но и не считал возможным оставить их без своего покровительства. Знатные многобожники неоднократно обращались к нему с просьбой или угомонить племянника или отказать в покровительстве, но их требования и просьбы не давали желаемого результата. Старый Абу Талиб проявлял невероятную решимость и продолжал защищать пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), несмотря на все происки атаки «отцов города».
Не имея возможности применить силу против клана хашимитов, отцы города пошли на беспрецедентную меру. Они объявили хашимитам бойкот и подписали несправедливый договор, по которому обязывались не иметь дела с хашимитами (не вступать с ними в браки, ничего им не продавать и ничего у них не покупать). Грамота для наилучшего сохранения и придания легитимности была помещена в Каабу.
Но и в этой тяжелой ситуации светлым лучом для пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) становится поддержка родственников. Судьбу хашимитов добровольно разделили бану ал-мутталиб. Те и другие оставили свои дома, находившиеся в разных районах города, и сконцентрировались на его юго-восточной окраине, около дома Абу Талиба. К ним присоединились некоторые мусульмане из других родов (например, махзумит Абу Салама бин Абдаласад, сын дочери Абу Талиба, вышедшей замуж за махзумита). Естественно, что Абу Лахаб остался на стороне противников пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), в который раз подтвердив известную пословицу: «В семье не без урода».
Бойкот был очень тяжелым испытанием. Эта был не просто бойкот, а полномасштабная осада, так как неверующие курайшиты скупали по завышенным ценам все продовольствие, привозимое на продажу в Мекку. Курайшиты не могли не знать, что в результате искусственно созданного голода, будут умирать люди – жители священной Мекки. Со слов Абдаллаха бин ал-Аббаса сообщается, что во время бойкота несколько человек умерли от голода. Большую помощь осажденным в спасении от этого голода принес племянник Хадиджы (да будет доволен ею Аллах!), который время от времени снабжал свою тетку запасами пшеницы.
Бойкот затянулся почти на три года, но не достиг своей цели – родичи не лишили пророка своей поддержки, хотя большинство из них не разделяло его убеждений. Неестественная ситуация в городе не могла продолжаться до бесконечности, тем более что среди мекканцев, имевших родственников среди бойкотируемых, стало проявляться недовольство тяготами, которые переживает родня. Наконец, несколько влиятельных лиц из разных родов взяли на себя гарантию неприкосновенности и покровительства (дживар) и положили конец бойкоту.
Положение его настолько тяжелым, что даже сам Абу Лахаб, ставший теперь главой рода хашимитов обещал ему свою защиту и покровительство. Несколько дней все было спокойно, но затем враги пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) подбили Абу Лахаба спросить, какова, по его мнению, судьба Абд аль-Мутталиба, на что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: «Он – в Огне». Разгневанный Абу Лахаб лишил его своего покровительства. Лишившись поддержки рода, пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) оказался как бы вне закона и дальнейшее пребывание в Мекке грозило для него смертельной опасностью.
Разумный человек из этой истории может взять множество уроков. Мы же хотели бы остановиться на вопросе поддержания родственных связей. В наше нелегкое время, мы являемся свидетелями того, с какой легкостью разрываются родственные связи (недаром это является одним из малых признаков приближения Судного дня). В этой связи, каждому мусульманину необходимо стремиться поддерживать родственные связи. Опыт показывает, что в нашей жизни встречаются множество ситуаций, когда, по воле Аллаха, только родственники способны выручить нас из большой беды. С другой стороны мы должны доносить истину ислама, в первую очередь, для своих ближайших родственников – «…и увещевай своих ближайших родственников…» [Поэты, 214].
Призыв поддержки родственных связей содержится и во множестве хадисов. Достаточно внимательно прочитать их в различных сборниках хадисов. И если сильному мусульманину на должном уровне поддерживать родственные связи помогает его глубокая вера в Аллаха, то мусульман, которые еще не достигли больших высот в следовании Корану и Сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) в этом вопросе может серьезно стимулировать нижеследующий хадис.
Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах!), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Пусть (человек), желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи со своими родственниками» [аль-Бухари; Муслим].
P.S. Один из самых масштабных бойкотов недавнего времени был организован в арабских странах против датских продуктов питания в 2006 году, в результате знаменитого карикатурного скандала. Дело дошло до того, что ведущие датские производители питания, потерявшие арабский рынок, буквально взвыли к своему правительству с требованием строжайшего наказания хозяев СМИ, которые напечатали карикатуры, порочащие пророка ислама (да благословит его Аллах и приветствует!).