Пер­сид­ский шах Хос­ров II Пар­виз

Пер­сид­ский шах Хос­ров II Пар­виз имел 12 000 жен­щин, 50 000 по­ро­ди­с­тых ло­ша­дей, мно­жест­во двор­цов, ог­ром­ные сум­мы на­лич­ных де­нег и гру­ды дра­го­цен­ных кам­ней. Ко­неч­но же, не толь­ко пер­сид­ские вла­ды­ки окру­жа­ли се­бя не­опи­су­е­мой рос­кошью. За не­боль­шим ис­клю­че­ни­ем, поч­ти каж­дый пра­ви­тель лю­бо­го вре­ме­ни стре­мит­ся к ней, де­ла­ет рос­кошь целью сво­ей жиз­ни.

Ког­да ра­зум­ный че­ло­век за­ду­мы­ва­ет­ся над столь без­ум­ны­ми тра­та­ми, то он, ко­неч­но же, мо­жет вос­клик­нуть в ду­ше: «А сколь­ко мож­но бы­ло сде­лать добра на эти ма­те­ри­аль­ные сред­ст­ва?! Чем же от­ли­ча­ет­ся функ­ция зо­ло­тых уни­та­зов от их фар­фо­ро­вых со­брать­ев?! За­чем 12 000 жен­щин од­но­му муж­чи­не, ведь ему нуж­но 32 го­да что­бы по­се­тить каж­дую из них?! А как же го­ло­да­ю­щие де­ти Аф­ри­ки?! Да и ма­ло ли нуж­да­ю­щих­ся лю­дей в этом ка­ча­ю­щем­ся ми­ре!»

Если серь­ез­но за­ду­мать­ся над про­бле­мой рас­то­чи­тель­ст­ва, то сра­зу ста­но­вит­ся яс­но, что оно – один из гре­хов, ко­то­рые от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­ют­ся не толь­ко на греш­ни­ке, но и на всем об­щест­ве. Учи­ты­вая это, дан­ную про­бле­му на­до ре­шать ком­плек­с­но. И это под си­лу толь­ко ис­ла­му.

Ког­да не­ко­то­рые спо­движ­ни­ки про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) хо­те­ли от­дать все свое иму­щест­во на пу­ти Ал­ла­ха, то он поч­ти всег­да за­пре­щал это де­лать, раз­ре­шая тра­тить мак­си­мум толь­ко треть от все­го со­сто­я­ния. При­чем да­же треть, по его мне­нию – это мно­го. Это име­ет свое ра­зум­ное объ­яс­не­ние: че­ло­век, по­тра­тив­ший все свое иму­щест­во, пусть да­же на добрые де­ла, не смо­жет ос­та­вить на­след­ст­во сво­им де­тям, обес­пе­чить се­бя и свою семью про­пи­та­ни­ем и т.д. и т.п. И вправ­ду, ис­лам при­зы­ва­ет сво­их но­си­те­лей к ра­зум­ной эко­ном­нос­ти:

«Не по­зво­ляй сво­ей ру­ке быть при­ко­ван­ной к шее (не будь скуп), и не рас­кры­вай ее во всю дли­ну (не рас­то­чи­тель­ст­вуй), а не то ся­дешь по­ри­ца­е­мым и опе­ча­лен­ным» [17:29];

«Они спра­ши­ва­ют те­бя, что они долж­ны рас­хо­до­вать. Ска­жи: «Из­ли­шек». Так Ал­лах разъ­яс­ня­ет вам зна­ме­ния, – быть мо­жет, вы по­раз­мыс­ли­те» [2:219];

«Ког­да они де­ла­ют по­жерт­во­ва­ния, то не рас­то­чи­тель­ст­ву­ют и не ску­пят­ся, а при­дер­жи­ва­ют­ся се­ре­ди­ны меж­ду эти­ми край­нос­тя­ми» [25:67].

Ис­лам утверж­да­ет, что в бо­гат­ст­ве есть до­ля не­иму­ще­го, так как сред­ст­ва к су­щест­во­ва­нию (как впро­чем и все) да­ют­ся Ал­ла­хом. В Ко­ра­не ска­за­но: «Раз­да­вай долж­ное род­ст­вен­ни­ку, бед­ня­ку и пут­ни­ку, но не рас­то­чай чрез­мер­но. Во­ис­ти­ну, рас­то­чи­те­ли – братья шай­та­нов, а ведь шай­тан не­бла­го­да­рен сво­е­му Гос­по­ду» [17:26-27].

Са­ма сис­те­ма че­ло­ве­чес­ко­го об­ще­жи­тия пред­по­ла­га­ет та­кие по­ня­тия как «вза­и­мо­по­мощь» и «вза­и­мо­за­ви­си­мость». Од­ни ле­чат боль­ных, дру­гие учат де­тей, третьи стро­ят со­ци­аль­ные объ­ек­ты, в ко­то­рых и учат и ле­чат. На­вер­ное, нет та­ко­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый смог бы обой­тись без по­сто­рон­ней по­мо­щи. Точ­но так­же сла­бые, не­иму­щие из лю­дей нуж­да­ют­ся в по­мо­щи бо­лее бо­га­тых со­брать­ев, будь-то род­ст­вен­ни­ки, со­се­ди или прос­то дру­гие лю­ди. Толь­ко в слу­чае со­ци­аль­ной вза­и­мо­по­мо­щи га­ран­ти­ро­ва­но гар­мо­нич­ное со­су­щест­во­ва­ние ин­ди­ви­дов. В этой свя­зи умест­но при­вес­ти в при­мер ис­то­рию вос­хож­де­ния к влас­ти Адоль­фа Гит­ле­ра. Гер­ман­ский на­род под­дер­жал бес­но­ва­то­го фю­ре­ра на его пу­ти к влас­ти толь­ко по­то­му, что он пред­ло­жил ре­аль­ный вы­ход из кри­зи­са и ни­ще­ты, в ко­то­рую впа­ли нем­цы. Не­мец­кие бо­га­теи не же­ла­ли де­лить­ся со сво­им на­ро­дом, ко­то­рый был на гра­ни эко­но­ми­чес­ко­го кра­ха и был озлоб­лен на экс­плу­а­та­то­ров. Та же са­мая си­ту­а­ция бы­ла и в Рос­сий­ской им­пе­рии на­ка­ну­не ок­тябрьс­ко­го пе­ре­во­ро­та под ру­ко­вод­ст­вом Ле­ни­на. Боль­шин­ст­во на­род­ных ре­во­лю­ций про­ис­хо­дят имен­но из-за это­го. Да­ле­ко хо­дить не на­до, араб­ская вес­на 2011 го­да (Ту­нис, Еги­пет, Ли­вия, Си­рия и проч.) про­хо­дит у нас пе­ред гла­за­ми и еще при­не­сет не­ма­ло «сюр­п­ри­зов».

Кар­ти­на лю­дей ску­пя­щих­ся рас­хо­дов на со­ци­аль­ные нуж­ды кра­соч­но по­ка­за­на в Ко­ра­не: «Вот вас при­зы­ва­ют де­лать по­жерт­во­ва­ния на пу­ти Ал­ла­ха, и сре­ди вас на­хо­дят­ся та­кие, ко­то­рые ску­пят­ся. Кто ску­пит­ся, тот ску­пит­ся толь­ко во вред се­бе. Ал­лах – бо­гат, а вы – бед­ны. И если вы отвер­не­тесь, Он за­ме­нит вас дру­ги­ми людь­ми, и они не бу­дут по­доб­ны вам» [47:38].

Не­ко­то­рые тран­жи­ры мо­гут воз­ра­зить: «День­ги мои, на что хо­чу на то и пу­щу!». Дес­кать, сам же я их за­ра­бо­тал. На­хо­дят­ся и та­кие глуп­цы, ко­то­рые хва­лят­ся сво­им от­кро­вен­ным мо­тов­ст­вом, как об этом ска­за­но в Ко­ра­не: «Он го­во­рит: «Я по­гу­бил бо­гат­ст­во не­смет­ное!»» [90:6]. Про та­ких лю­дей рас­ска­зы­ва­ют мно­жест­во анек­до­тов. На­при­мер: «Встре­ча­ют­ся два но­вых рус­ских в Па­ри­же. Один по­хвас­тал­ся: «Вот, ку­пил гал­стук за 5 000 дол­ла­ров». Дру­гой  в от­вет усмех­нул­ся: «Ду­рак ты, я та­кой же ку­пил за 10 000 дол­ла­ров в со­сед­нем ма­га­зи­не».

К со­жа­ле­нию, есть му­суль­ма­не, ко­то­рые го­нят­ся за рос­кошью, под­ра­жая за­пад­ным фи­нан­со­вым во­ро­ти­лам. Во всем ми­ре го­во­рят про араб­ских шей­хов, ко­то­рые по­ку­па­ют ан­глий­ские фут­боль­ные клу­бы, до­ро­гие ях­ты; име­ют боль­шой парк са­мых со­вре­мен­ных ав­то­мо­би­лей (пе­чаль­ную усмеш­ку вы­зы­ва­ют их мно­год­вер­ные ли­му­зи­ны) и про­чее, про­чее, про­чее. За не­боль­шим ис­клю­че­ни­ем, та­ков со­во­куп­ный об­раз араб­ских шей­хов – неф­тя­ных маг­на­тов. «О сы­ны Ада­ма! Об­ле­кай­тесь в свои укра­ше­ния при каж­дой ме­че­ти. Ешь­те и пей­те, но не рас­то­чи­тель­ст­вуй­те, ибо Он не лю­бит рас­то­чи­тель­ных» [7:31].

Муд­рые лю­ди прош­лых лет пре­до­сте­ре­га­ли: «Ос­те­ре­гай­тесь мел­ких на­прас­ных рас­хо­дов, ибо ма­лень­кая течь мо­жет по­то­пить боль­шой ко­рабль». Да вид­но не в по­че­те сей­час сло­ва муд­рых лю­дей, при­зы­ва­ю­щих лю­дей к ра­зум­ным тра­там, ибо но­вост­ные пор­та­лы бук­валь­но вза­хлеб ком­мен­ти­ру­ют но­вые бас­но­с­лов­ные по­куп­ки со­сто­я­тель­ных сы­нов Ада­ма. Их, на­вер­ное, мож­но да­же в чем-то по­жа­леть. Их ждет су­ро­вый спрос за опро­мет­чи­вое от­но­ше­ние к ма­те­ри­аль­ным бла­гам. По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ска­зал: “Не уда­лят­ся сто­пы ра­ба (Божь­е­го) (в День Вос­кре­се­ния), по­ка не бу­дет он спро­шен о сво­ей жиз­ни, в чем он про­вел ее; и о сво­ем зна­нии, в чем он при­ме­нял его; и о сво­ем иму­щест­ве, как при­о­брел его и на что по­тра­тил его; и о сво­ей пло­ти, ра­ди че­го он ис­тас­кал ее“ (ат-Тир­ми­зи).

P.S. Не­ко­то­рые из чи­та­те­лей мо­гут уди­вить­ся: «А что за стран­ный за­го­ло­вок у этой статьи? Ка­кое-то не­мец­кое сло­веч­ко — Animierfräulein. При­чем оно здесь?!»

Объ­яс­ним­ся: Animierfräulein (нем.) – жен­щи­на при рес­то­ра­не, обя­зан­ная раз­вле­кать гос­тей и по­буж­дать их к уве­ли­че­нию рас­хо­дов. Уж очень на­по­ми­на­ет она мне обоб­щен­ный об­раз вра­гов че­ло­ве­ка в мир­ской жиз­ни (нафс, шай­тан, греш­ни­ки и т.п.), ко­то­рые под­тал­ки­ва­ют че­ло­ве­ка к рас­то­чи­тель­ст­ву со все­ми вы­те­ка­ю­щи­ми от­сю­да пе­чаль­ны­ми по­след­ст­ви­я­ми.



Оставить ответ