Персидский шах Хосров II Парвиз имел 12 000 женщин, 50 000 породистых лошадей, множество дворцов, огромные суммы наличных денег и груды драгоценных камней. Конечно же, не только персидские владыки окружали себя неописуемой роскошью. За небольшим исключением, почти каждый правитель любого времени стремится к ней, делает роскошь целью своей жизни.
Когда разумный человек задумывается над столь безумными тратами, то он, конечно же, может воскликнуть в душе: «А сколько можно было сделать добра на эти материальные средства?! Чем же отличается функция золотых унитазов от их фарфоровых собратьев?! Зачем 12 000 женщин одному мужчине, ведь ему нужно 32 года чтобы посетить каждую из них?! А как же голодающие дети Африки?! Да и мало ли нуждающихся людей в этом качающемся мире!»
Если серьезно задуматься над проблемой расточительства, то сразу становится ясно, что оно – один из грехов, которые отрицательно сказываются не только на грешнике, но и на всем обществе. Учитывая это, данную проблему надо решать комплексно. И это под силу только исламу.
Когда некоторые сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) хотели отдать все свое имущество на пути Аллаха, то он почти всегда запрещал это делать, разрешая тратить максимум только треть от всего состояния. Причем даже треть, по его мнению – это много. Это имеет свое разумное объяснение: человек, потративший все свое имущество, пусть даже на добрые дела, не сможет оставить наследство своим детям, обеспечить себя и свою семью пропитанием и т.д. и т.п. И вправду, ислам призывает своих носителей к разумной экономности:
«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» [17:29];
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите» [2:219];
«Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» [25:67].
Ислам утверждает, что в богатстве есть доля неимущего, так как средства к существованию (как впрочем и все) даются Аллахом. В Коране сказано: «Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья шайтанов, а ведь шайтан неблагодарен своему Господу» [17:26-27].
Сама система человеческого общежития предполагает такие понятия как «взаимопомощь» и «взаимозависимость». Одни лечат больных, другие учат детей, третьи строят социальные объекты, в которых и учат и лечат. Наверное, нет такого человека, который смог бы обойтись без посторонней помощи. Точно также слабые, неимущие из людей нуждаются в помощи более богатых собратьев, будь-то родственники, соседи или просто другие люди. Только в случае социальной взаимопомощи гарантировано гармоничное сосуществование индивидов. В этой связи уместно привести в пример историю восхождения к власти Адольфа Гитлера. Германский народ поддержал бесноватого фюрера на его пути к власти только потому, что он предложил реальный выход из кризиса и нищеты, в которую впали немцы. Немецкие богатеи не желали делиться со своим народом, который был на грани экономического краха и был озлоблен на эксплуататоров. Та же самая ситуация была и в Российской империи накануне октябрьского переворота под руководством Ленина. Большинство народных революций происходят именно из-за этого. Далеко ходить не надо, арабская весна 2011 года (Тунис, Египет, Ливия, Сирия и проч.) проходит у нас перед глазами и еще принесет немало «сюрпризов».
Картина людей скупящихся расходов на социальные нужды красочно показана в Коране: «Вот вас призывают делать пожертвования на пути Аллаха, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах – богат, а вы – бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» [47:38].
Некоторые транжиры могут возразить: «Деньги мои, на что хочу на то и пущу!». Дескать, сам же я их заработал. Находятся и такие глупцы, которые хвалятся своим откровенным мотовством, как об этом сказано в Коране: «Он говорит: «Я погубил богатство несметное!»» [90:6]. Про таких людей рассказывают множество анекдотов. Например: «Встречаются два новых русских в Париже. Один похвастался: «Вот, купил галстук за 5 000 долларов». Другой в ответ усмехнулся: «Дурак ты, я такой же купил за 10 000 долларов в соседнем магазине».
К сожалению, есть мусульмане, которые гонятся за роскошью, подражая западным финансовым воротилам. Во всем мире говорят про арабских шейхов, которые покупают английские футбольные клубы, дорогие яхты; имеют большой парк самых современных автомобилей (печальную усмешку вызывают их многодверные лимузины) и прочее, прочее, прочее. За небольшим исключением, таков совокупный образ арабских шейхов – нефтяных магнатов. «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» [7:31].
Мудрые люди прошлых лет предостерегали: «Остерегайтесь мелких напрасных расходов, ибо маленькая течь может потопить большой корабль». Да видно не в почете сейчас слова мудрых людей, призывающих людей к разумным тратам, ибо новостные порталы буквально взахлеб комментируют новые баснословные покупки состоятельных сынов Адама. Их, наверное, можно даже в чем-то пожалеть. Их ждет суровый спрос за опрометчивое отношение к материальным благам. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: “Не удалятся стопы раба (Божьего) (в День Воскресения), пока не будет он спрошен о своей жизни, в чем он провел ее; и о своем знании, в чем он применял его; и о своем имуществе, как приобрел его и на что потратил его; и о своей плоти, ради чего он истаскал ее“ (ат-Тирмизи).
P.S. Некоторые из читателей могут удивиться: «А что за странный заголовок у этой статьи? Какое-то немецкое словечко — Animierfräulein. Причем оно здесь?!»
Объяснимся: Animierfräulein (нем.) – женщина при ресторане, обязанная развлекать гостей и побуждать их к увеличению расходов. Уж очень напоминает она мне обобщенный образ врагов человека в мирской жизни (нафс, шайтан, грешники и т.п.), которые подталкивают человека к расточительству со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.