Туркменские ковры – национальный символ Туркменистана

«На Востоке дом начинается там, где расстелен ковер», — гласит туркменская пословица. «Даже если вокруг вас выжженная пустыня или суровые горы, ковер – это оазис» — говорят туркмены и тем подчеркивают свою неприхотливость, простоту быта и изящество народного самосознания. Древнейшие корни производства туркменских ковров уходят в III и IV  тысячелетия до новой эры – обнаруженные археологами образцы керамики этого периода сохраняют орнамент полностью идентичный узорам сохранившихся старых ковров. В III веке до новой эры «парфянские» ковры экспортировались в Европу и наряду с китайским шелком составляли основу торговли между Востоком и Западом. Древнейший туркменский ковер, датируемый V веком до н.э., был обнаружен советскими археологами в 1949 году в одном из царских курганов Горного Алтая. Согласно с местом находки он получил название «пазырыкского» и находится на хранении в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Туркменский филолог А. Бекмурадов считает, что «пазырыкский» ковер по своей композиции  похож на йомудскую разновидность туркменских ковров, а 24 центральных орнамента символизируют деление туркмен-огузов на 24 племени.

Слава туркменского рукоделия не угасла с упадком древних цивилизаций. Путешественник Марко Поло писал о туркменских коврах, как о «самых тонких и красивых на свете». Примечательно, что изображения туркменских ковров представлены на картинах мастеров итальянского возрождения Липпо Мемми «Мадонна» (1350 г.); Николо ди Буанакорсо «Обручение Марии» (1380 г.); Лоренца ди Креди; фреске Пистойского собора. Особенно известна картина Гольбейна «Георг Гиз», где изображен текинский «гель», известный ныне в искусстве как узор «гольбейн». (1475 г.). После сближения России и Средней Азии в середине XIX века туркменские ковры покорили дворцы русской аристократии, их любил император Александр II, лучшие образцы коврового искусства выставлялись на Всемирных выставках в Париже, Берлине, Санкт-Петербурге.

В течение столетий попадая в Европу под названиями «бухарских» и «персидских», туркменские ковры волновали умы ценителей искусства. В начале ХХ века искусствовед А. Фелькерзам писал: «Кому хоть раз пришлось видеть старинные туркменские ковры, тот никогда не спутает их с изделиями других племен и народов уже по одному орнаменту, не говоря о технике. Дать точное описание орнамента невозможно, так как своеобразие фигуры его несравнимо ни с цветами, ни с какими-либо определенными геометрическими фигурами».

 Первоначально, туркменский ковер был изделием сугубо практического свойства. Кочевые племена древности знали несколько разновидностей ковров, каждый имел собственное назначением. Ковер используется в момент «общения с Богом» (намазлыки); он способствует торжественности семейного праздника (асмалык); заменяет гардеробы и комоды (чувалы, торбы и хуржуны), утепляет и украшает жилище (энси, гапалык, халы). Коврами разделяли помещения, украшали верблюдов и коней на торжественных церемониях. Впрочем, с переходом к оседлому образу жизни жители Туркмении сохранили древнее мастерство, привнесли в него высокое искусство. Из поколения в поколение, от матери к дочери, передавались навыки шитья ковров. Помимо преемственности художественных достоинств, особое внимание уделялось подбору шерсти, приготовлению красок.

Ковер в Туркмении – это сродни сигарам в Кубе, самовару в России, шелку в Китае, это национальный символ, это именно то, по чему туркмена узнают в любой точке планеты. Оттого создание ковра в Туркмении заключает в себе не столько черты свободного творчества, сколько кропотливой передачи осмысленных традиций. Предание гласит, будто узоры (гели) туркменского ковра содержат в себе заветы легендарного прародителя туркмен Огуз-хана. Туркменские ковры, как правило, темно-красного цвета со строгим геометрическим орнаментом и стилизованными изображениями животных. Вместе с тем, каждое из туркменских племен имеет собственные оригинальные орнаменты, освященные древностью и строгим соблюдением канонов. Что же такое гель и в чем его сакральное содержание? Туркменский дизайнер С. Мухаметбердыев убедительно доказывает применение в орнаменте ковра правила «золотого сечения». Он отмечает: «Сам орнамент создавался с ориентиром на солнце, в период культа солнечного божества… В центре — ось всех пересечений орнамента, обозначенная также искомым прямоугольником красного цвета. Это — живительное ядро орнамента. Именно от него берет начало и распространяется во все стороны света вся символика, философия орнамента! Этот прямоугольник можно назвать вновь образовавшейся в центре Галактики материей. Материей, которая, расширяясь и распространяясь по последующим прямоугольникам, получает все большее осмысление».

Туркменский ковёр — это произведение искусства, которое невозможно подделать. Туркменский ковер украшает ваш дом, регулирует влажность, на нём отдыхает глаз; ребёнок, глядя на древние орнаменты привыкает к гармонии цвета и форм. Туркменский ковер — это и капитал, которым вы устилаете пол, топчете, а он лишь становится дороже!»  Но сколь огромным трудом достигается совершенство. Историк культуры О. Пономарев писал: «В летние дни работа ковродельщицу так изнуряет, что она валится с ног…. Мастерица в один час производит до 3000 узлов и громадное количество ударов дараком. Легко представить, что, производя такую работу в течение 8-ми часов ежедневно в течение длинного туркменского лета, мастерица изнуряется до предела… Одна необходимость с силой ударять десятки тысяч раз в день железным гребнем весом в 1 килограмм, все время получая отраженные удары в руку, способна «отвалить» руки у любого из наших атлетов… В каждом ковре, который мы видим, любуемся им, покупаем или просто ходим по нему ногами, вложено в среднем энергии в 300 лошадиных сил, могущей дать свет небольшому городу… в течение 8 часов».

Тем более удивительны знаменитые ковры-гиганты: «Туркмен калбы» («Душа туркмен»)  площадью 199 кв. м., ковер «Туркменбаши», названный в честь президента Ниязова, площадью 266 кв. м. Наконец, в 2001 году ковровщицы из Бахардена соткали к празднику независимости Туркменистана ковер-гигант «Золотой век Великого Сапармурата Туркменбаши» площадью 301 кв. м. За свои непревзойденные размеры ковер был занесен в Книгу рекордов  Гиннеса. Отличительной чертой этого чуда человеческого долготерпения считается также «священная книга туркменского народа «Рухнама», запечатленная в образе старинных орнаментов.

Огромную роль ковроделия в самобытном восприятии туркменской культуры подчеркивает факт признания народного праздника «туркменского ковра» как государственного. Он широко отмечается с 1992 года, и центральные события красочного фестиваля происходят в Музее туркменского ковра в Ашхабаде. Здесь собираются представители власти и общественности, ценители древнего искусства, мастера из Ирана, Узбекистана, Туркмении. Так, мастерица Хесель Ханджани, этническая туркменка, проживающая в провинции Гулистан соседнего Ирана, по ее словам приобрела бесценный опыт и осознала всю значимость своего кропотливого дела. Именно свободная встреча в Музее ковра со своими коллегами из других государств подтолкнула Хесель к воплощению творческого замысла – созданию ковра с образом классика туркменской литературы Махтумкули. По словам Хесель, «встреча с Туркменистаном помогла ей ощутить всю глубину духовного родства с туркменским народом, выразителем которого стал в веках великий Фраги».

По материалам: easttime.ru

comments powered by HyperComments


Туркменські килими національний символ Туркменістану . Арабська мова на www. —
2015-09-23 00:24:07
[…] Джерело: Туркменські килими – національний символ Туркменіста… […]