Сенсационные познания древних в области металлургии

Как известно, бронза представляет собой сплав меди олова. Само собой разумеется, применение меди и олова раздельно должно было бы предшествовать появлению их сплава. Тысячелетия люди должны были бы пользоваться изделиями из меди, прежде чем открыть, что, добавив к меди 0,1 часть олова, можно получить сплав удивительной прочности.

Однако в Европе медного века фактически не было, изделия из меди чрезвычайно редки. Изделия из бронзы появляются здесь внезапно и распространяются повсеместно. По мнению ряда исследователей, уже первые изделия из бронзы свидетельствует о высоком мастерстве их создателей – не видно, чтобы люди овладевали  этим искусством постепенно.

Как сообщает известный исследователь культуры народов Америки Поль Риве, нечто подобное наблюдается на территории Мексики. Производство бронзы появилось там сразу в развитой форме с множеством сложных технических приемов. Этапов предшествующего развития также не установлено. Такой же разительный пример можно привести с выплавкой железа. Между первыми случаями его применения на территории Европы и умением отливать  в формы проходит целая эпоха, период в 2000-2500 лет. А в Юго-Восточной Азии искусство отливки появляется сразу внезапно, словно занесенное извне.

Логично предположить, что в отдельных случаях люди не постепенно постигали искусство выплавки и обработки металлов, а получали рецепт в готовом виде. Есть и другие факты, подтверждающие это предположение.

Один из них – поразительное сходство различных предметов и оружия из бронзы, обнаруженных археологами на территории всей Европы. Изделия являются до такой степени копией друг друга, что, по мнению некоторых исследователей, можно было бы подумать, что они вышли из одной мастерской.

Свидетельством того, что искусство выплавки бронзы  было, возможно,  привнесено извне, а не возникло в результате повседневной практики и случайных открытий, служит и то, что наиболее развитые  цивилизации – египетская и месопотамская, явившиеся пионерами применения бронзы, сами были лишены необходимого сырья. Отсюда снаряжались экспедиции в самые отдаленные земли: за оловом ехали на Кавказ или на Пиренейский полуостров. Это были ближайшие его месторождения. А еще дальше, к северу, лежали богатые оловом Британские острова, которые, финикийцы так и называли «Оловянные острова».

Возможно, сведения о бронзе были частью уцелевших знаний, которые долгое время  были монополией замкнутых групп посвященных. Не случайно в Европе и на других территориях производство и обработка металлов на протяжении столетий считались областью тайных знаний – магией. В старославянских представлениях, например, кузнец обычно выступает в качестве колдуна – человека, обладающего тайными знаниями.

Известный археолог профессор Дж. А. Массон сообщает, ссылаясь на точный анализ находки, что на Перуанском нагорье им были обнаружены древние украшения, отлитые из платины. Для выплавки ее, утверждают исследователи, необходима технология, близкая к современной.

А как относиться к таким сообщениям: в районе Великих озер (Онтарио, Мичиган) некогда, задолго до прихода европейцев, существовала цивилизация, знавшая изготовление меди? Радиоуглеродный метод дает ее  временные рамки – от 7500 до 1000 года до н.э. И другое сообщение, стоящее, как бы в одном ряду: археологу А.Х. Малдари удалось обнаружить на территории Северной Америки следы металлургии, существовавшей 7000 лет назад. Отдаленные предки индейских племен, которых европейцы застали в каменном веке, умели якобы варить сталь в больших печах при температуре 90000 .

Луиджи Гальвани (1737 — 1798 г.г.)

 До последнего времени началом эпохи электричества было принято считать 1786 год, когда Луиджи Гальвани произвел свои знаменитые опыты. Некоторые археологические открытия заставляют, однако, усомниться в этом. Во время раскопок у берегов Тигра в развалинах античного города Селевкия археологи обнаружили небольшие глазурованные глиняные сосуды высотой 15 сантиметров. В них находились железные стержни и запаянные медные цилиндры, судя по внешнему виду, разъеденные кислотой. Это – не первая подобная находка. Было высказано предположение, что эти непонятные сосуды являются своего рода гальваническими элементами.

Когда после тщательного исследования попытались восстановить эти элементы, т.е. залили электролит, они дли ток. Каждый такой элемент давал 0,5-0,6 вольта. Сообщение об этом обошло мировую печать.

Не кроется ли здесь разгадка искусства шумерских ювелиров, умевших покрывать серебряные изделия тончайшим слоем золота? Но тогда следует допустить, что уже на самой заре человеческой культуры были известны электричество и гальваностегия. Во всяком случае иного объяснения  этого высокого искусства древних шумеров у нас нет.

Приведем и другой факт, также до последнего времени не имевший объяснения. Институт прикладной физики Китайской академии наук сообщил о результате исследования гробницы полководца Западного Цзинь Чжоу-Чжу, убитого в 297 году н.э. Спектральный анализ некоторых элементов орнамента этой гробницы дал столь неожиданный результат, что анализ был  повторен несколько раз. Но ошибки не было. Орнамент состоял из сплава, 10% которого составляла медь, 5% — магний и 85% — алюминий. Последнее было самым невероятным.

Первый алюминий, как известно, получен только в 1808 году, когда для этого был применен электролиз. Электролиз остается до сих пор основным способом получения алюминия. Значит, мы должны предположить одно из двух. Или за 1500 лет до  этого был известен другой способ получения алюминия, о котором ничего не знает и над которым безуспешно бьется  современная наука, или тогда уже какая-то ограниченная группа людей  знала об электричестве, о явлении электролиза. В пользу последнего предположения говорит новейшее открытие, установившее, что еще в Шумере были известны «гальванические элементы».

Но только ли это было известно древним? Мы не знаем, из каких источников прошлого почерпнул свои сведения французский автор 17 века, писавший о реалиях, которые могут быть соотнесены с тем, что мы  можем видеть лишь в наше время и наши дни. Он описывал, например, лампы, свет которых имел ту же природу, что и молния. Это – «раскаленные  лампы»,  «блестящие огненные шары», заключенные по его словам, «в прозрачную оболочку». И о других устройствах упоминал он. Одно из них выглядит как ящик, внутри которого сложный, с трудом различимый глазом механизм. Если установить стрелку на то, что именно желает слышать человек, устройство тотчас начнет издавать слова или музыку. Звуки эти, пояснил он, «выходят как из уст человека или из музыкального инструмента».

Перечень сообщений о высоких познаниях древних этим не исчерпывается. Если допустить, что хотя бы часть этих сообщений – не результат ошибки исследователей, справедливо задаться вопросом: каким образом могли эти познания появиться?

 

По материалам: Горбовский А.А. Факты, догадки, гипотезы. М., «Знание», 1988.

comments powered by HyperComments