Возникновение науки ан-нахву — синтаксиса

Ан-нахву — является одним из самых основных наук арабского языка.
В арабском языке для того, что бы передать слушателю смысл правильно следует применять слова с правильными окончаниями и ставить их на своем правильном месте в предложении.  Это удастся сделать если следовать не хитрым грамматическим правилам арабского языка.
Проще говоря, ан-нахву помогает понять язык и довести до понимания мысль через этот язык.

Возникновение синтаксиса (ан-нахву)

Арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель Ибн Халдун (ум. 1406 г.) дал разъяснение о свойствах арабской грамматики и о том как арабы пеклись что бы сохранить свой язык в его первозданной чистоте. Он говорит: «Арабы стали извлекать из своей речи некие правила, которые послужили критериями правильности говора их речи. Науку в дальнейшем стали называть ал-играб , а факторы влияющие на изменении слов в предложениях в зависимости от их места аль-амиль. Все эти названия впоследствии стали специализированными терминами арабской грамматики».

Есть различные мнения относительно того, кто первым стал говорить об арабской грамматике как о науке и основал ее правила. Скорее всего первым, кто основал эту науку был Абу аль-Асад ад-Дуалий который ввел всеми известные три огласовки, фатха, дамма и кясра. Естественно, в начале своего появления эти огласовки имели примитивный характер, не то что арабы используют сегодня.

Передается, что однажды он велел писарю использовать в работе разные чернила. При письме буквы после произношения которой следовал гласный звук а он велел ставить точку над ней. Также, если следовал гласный у он велел ставить точку перед буквой, а если гласный и, то точку под буквой. Если же следовали другие звуки, то вместо точек он велел ставить две точки. Некоторые предания говорят, что именно Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, приказал Абу аль-Асвад ад-Дуалий делать это когда сказал:انح نحو هذا что означает: «Следуй в этом направлении» либо  «Склонись на эту сторону». Отсюда и появилось название арабской грамматике как ан-нахву.

В своей книге об истории возникновения арабской грамматики Саид аль-Афганий пишет: «Есть люди, которые переняли сведения о науке ан-нахву от Абу аль-Асвада ад-Дуалий такие как: Яхья бин Яъмар, Анбасат аль-Филь, Маймун аль-Акран, Мадар бин Асим, Ата бин Аби аль-Асвад, Абу Науфаль бин Абу Акраб. У всех у них были последователи, которые передавали науку к последующему поколению. Затем возникла куфиская школа в рамках которого Халиль бин Ахмад аль-Фарахиди сыграл огромную роль в установлении ан-нахву и его дальнейшей передачи Сибавайху, последний более систематизировал и развил грамматику. Затем Абу Али аль-Фариси и аз-Зужадж составили сокращенные сборники арабской грамматики.»

Причина возникновения ан-нахву 

Одной из основных причин подтолкнувшая Абу аль-Асвада ад-Дуалий скорее заняться грамматикой послужил случай, который произошел с ним и с его дочерью, об этом рассказывает арабский писатель, учёный, музыкант, аль-Исфахани ( ум. в 967 г.) в своей многотомной антологии арабской поэзии  аль-агани «книга песен». Однажды Абу аль-Асвад пришел к своей дочери в тот день, когда было очень жарко. Желая передать состояние дня она сказала: » يا أبتِ ما أشدُّ الحر؟ « В слово ашадду она сделала окончание у. Отец подумал, что дочь задает ему вопрос: «Какой период времени самый жаркий?». Он ответил: «Месяц наджир» Она дала понять, что не спрашивает его а утверждает. На самом деле ей надлежало сказать ашадда вместо ашадду для того, что бы эмоционально выразить жаркое состояние дня, но она ошиблась. В тот момент Абу аль-Асвад Ад-Дуалий решил установить правила, которые охраняли бы язык от различного рода ошибок.

Как средство понимания Ислама арабский язык стремительно стал распространятся среди не арабского населения, римлян, персов и эфиопов, это послужило основным фактором появления искривлений в арабском языке, стали появляться грубые ошибки искажавшие смысл при передаче. С того самого момента появилась острая потребность  сберечь чистоту языка и научить их читать Коран правильно.  Коран, будучи ниспослан на чистом литературном арабском языке, а также сам язык, на котором говорило племя курайш во времена возникновения Ислама, стали основой построения арабской грамматики ан-нахву как науки арабской филологии.

Становление арабской филологии, ан-нахву



Оставить ответ